Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. N 2094-р стр. 26

Главной стратегической целью функционирования агропромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона является обеспечение продовольственными ресурсами населения, проживающего на территории региона. Основные цели и задачи развития сельского хозяйства Дальнего Востока и Байкальского региона имеют специфические черты. К ним относятся устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных для Дальнего Востока и Байкальского региона подотраслей сельского хозяйства, сохранения и восстановления качества используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В то же время в связи с суровыми климатическими условиями на большей части территории Дальнего Востока и Байкальского региона и связанными с этим сложностями в ведении хозяйства необходима всемерная поддержка развития производства сельскохозяйственной продукции на основе стимулирования (в виде субсидий) сельскохозяйственных организаций и личных подсобных хозяйств (через сельскохозяйственные потребительские кооперативы), специализирующихся на наиболее конкурентоспособных направлениях сельскохозяйственного производства либо осуществляющих жизнеобеспечение населения.
Дополнительное стимулирование должно содействовать повсеместному использованию инновационных агротехнических решений, высокопродуктивных пород животных и высокоурожайных сортов растений, вовлечению новых ресурсов для увеличения производства продукции, в частности овощей в защищенном грунте с использованием геотермальных вод.
Решению задачи развития сельского хозяйства на восточных территориях России будут способствовать мероприятия, направленные на улучшение почвенного плодородия земель, доведение удельного веса площади, засеваемой элитными семенами районированных сортов растений, до оптимальных научно обоснованных норм и ускоренное создание кормовой базы.
Необходимо создание экономических условий для оснащения растениеводческих хозяйств современной ресурсосберегающей техникой, использования современного технологического оборудования в целях модернизации животноводческих ферм, наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства, привлечения в отрасль инвестиций, разработки и внедрения инновационных технологий.
Требуется коренное изменение условий жизни на селе, включая развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села, комплексную компактную застройку и благоустройство сельских поселений, создание инфраструктуры занятости сельского населения и подготовки квалифицированных кадров в сельскохозяйственных образовательных учреждениях субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона по специальностям, востребованным в сельскохозяйственных организациях этой территории.
Важной задачей является выравнивание диспропорций в сельскохозяйственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынках, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать этот потенциал. В частности, государственную поддержку необходимо направить на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных и поголовья в традиционных отраслях животноводства, включая оленеводство, табунное коневодство и овцеводство. Их развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Дальнего Востока и Байкальского региона. Повышение эффективности растениеводства связано с доступностью в приобретении качественных семян.
Развитие растениеводства и повышение урожайности зерновых культур имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей региона на внутреннем и мировом рынках. Развитие ряда подотраслей сельского хозяйства следует ориентировать на малые формы хозяйства - личные подсобные хозяйства и крестьянско-фермерские хозяйства, предусмотрев равные права по реализации произведенной продукции и доступу к элементам производственной и транспортной инфраструктуры.
Наиболее перспективным для Дальнего Востока и Байкальского региона является создание благоприятных условий для поставок пшеницы, произведенной на территории Сибири, на Азиатско-Тихоокеанский рынок. Вместе с тем возможности экспорта зерна ограничиваются значительными транспортными издержками и отсутствием перевалочных мощностей для отгрузки зерна в дальневосточных портах, в связи с чем требуется строительство необходимой инфраструктуры и введение понижающих коэффициентов к действующим железнодорожным тарифам на провоз зерна, сои и продуктов их переработки.
Учитывая возрастающую продуктовую экспансию окружающих государств в приграничные районы России, необходимо предусмотреть создание конкурентных преимуществ для аналогичной продукции российских сельскохозяйственных товаропроизводителей и вместе с тем использовать имеющийся опыт, накопленный странами по производству сырья и его переработке, для формирования прочных основ приграничного сотрудничества.
Определенной спецификой обладает агропромышленный комплекс Байкальского региона, отличающей его от большинства субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке. Регион способен достичь продовольственной безопасности по зерну и зернопродуктам, мясу, полностью удовлетворив внутренние потребности в картофеле, овощах и цельномолочных продуктах. Республика Бурятия и Забайкальский край в межрегиональном разделении труда станут территориями с выраженной специализацией на производстве говядины, конины, баранины и шерсти. Агропромышленный комплекс Байкальского региона должен обеспечить также потребности развивающейся туристической отрасли в натуральных, экологически чистых продуктах растениеводства и животноводства.
Строительство зерновых терминалов в одном из портов Дальнего Востока на условиях государственно-частного партнерства позволит создать дополнительные рабочие места и увеличить доходы региональных бюджетов. Кроме того, появится возможность оптимизировать морские перевозки зерновых культур в Сахалинскую и Магаданскую области, Камчатский край и Чукотский автономный округ.

Металлургия

Ключевыми направлениями развития металлургического комплекса на территории Дальнего Востока и Байкальского региона являются создание новых металлургических районов (Южная Якутия и Забайкальский край, Хабаровский край и Амурская область), а также расширение и модернизация существующих таких районов в Иркутской области.
Основными мерами государственной политики по развитию отрасли являются содействие в создании необходимой инфраструктуры (прежде всего транспортной и энергетической) и повышении эффективности производства продукции, меры по расширению рынков сбыта металлургической продукции, включая содействие в разработке труднодоступных сырьевых месторождений, содействие в решении социальных вопросов в регионах, где металлургические предприятия являются градообразующими, регулирование транспортных и энергетических тарифов, стимулирование внутреннего спроса со стороны отраслей-потребителей (поддержка строительства, авиастроения, автомобилестроения, тяжелого машиностроения и судостроения), а также создание транспортной и энергетической инфраструктуры в районах добычи сырья, социальной - в городах, где градообразующим предприятием является металлургическое производство, развитие научной инфраструктуры в области материаловедения, новых технологий производства металлов, технологий использования металлов в различных отраслях экономики и транспортной инфраструктуры для обеспечения экспорта металлов (специализированных портов, терминалов).
Для металлургических производств Дальнего Востока и Байкальского региона ключевым вопросом является создание инфраструктуры, обеспечивающей достаточную пропускную способность транспортных коридоров как для получения сырья, так и для вывоза готовой продукции, в том числе в рамках проектов государственно-частного партнерства. Кроме пропускной способности, важным аспектом является транспортная составляющая в стоимости готовой продукции, что приводит к необходимости гибкого тарифного регулирования в отношении железнодорожных грузоперевозок.
Проблемы эффективности производства металлургической промышленности в значительной степени связаны с выбором используемых технологий и оборудования. Необходимо стимулировать использование более современных технологий за счет инструментов налоговой и таможенной политики, в частности снижения пошлин при импорте или частичного субсидирования приобретения отдельных видов оборудования.
Проблемы в области сбыта металлургической продукции заключаются в обеспечении оптимальной структуры продукции металлургических комбинатов и в ограничениях, накладываемых иностранными государствами на импорт российской металлургической продукции. По этому направлению будет проводиться активная государственная поддержка интересов отечественных производителей на двусторонних и многосторонних переговорах с целью снятия ограничений на импорт российской продукции. Развитие инфраструктуры наземных и морских перевозок способно обеспечить металлургическим производствам региона доступ к емким рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии. Особое значение будет иметь развитие экспорта продукции металлургии в экономически развитые страны (США, Япония, Республика Корея), быстро развивающиеся азиатские страны (Китай, Индия), а также в страны Латинской Америки.

Химическая промышленность

Основными направлениями развития химической промышленности на территории Дальнего Востока и Байкальского региона являются обеспечение потребности добывающих и перерабатывающих отраслей в химических веществах (кислоты, щелочи, смолы, удобрения и др. - для нужд добывающих отраслей, металлургии, лесопереработки, сельского хозяйства), а также производство продукции для бытового потребления (фармацевтика, бытовая химия и др.). Помимо обслуживания внутреннего рынка химические производства имеют значительный потенциал экспортного развития с ориентацией на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе на рынки США и Канады (удобрения, полимеры).
Целесообразно комплексное использование богатых ресурсов региона в качестве сырья для развития химической промышленности. Перерабатывающие отрасли будут развиваться как в местах добычи, так и вдоль трасс транспортировки нефти и природного газа. На базе месторождений природного газа и конденсата Южной Якутии будет создан крупный центр газовой, газоперерабатывающей и гелиевой промышленности. В Иркутской области разнообразная сырьевая база позволяет развивать различные направления химической промышленности. На основе газоконденсатных месторождений Ковыктинской зоны нефтегазонакопления будет создан газоперерабатывающий завод, что позволит увеличить добавленную стоимость от исходной в 5 - 7 раз. В г. Усть-Куте возможно развитие газохимического производства на базе попутного нефтяного газа нефтегазоконденсатных месторождений северных районов Иркутской области. Развитие газохимии и использование газа в промышленных масштабах также снизит цену на газ для населения, что будет способствовать реализации проекта газификации региона.
На базе отходов лесозаготовки и сельского хозяйства будет создано производство биобутанола (проект Восточно-Сибирского комбината биотехнологий). Экологически чистое автомобильное топливо будет производиться на основе новейшей экологически безопасной, гибкой и безотходной технологии, позволяющей использовать все виды древесины, в том числе отходы, возникающие при заготовке и переработке (технологии, используемые в производстве, разработаны в России). На основе богатых месторождений кварцевого сырья Сибири будет создан комплекс по производству поликристаллического кремния.
Строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан позволит создать в Приморском крае нефтехимическое производство. В рамках газификации Приморского края планируется создание газотранспортной системы, на базе которой будут созданы газохимические и газоперерабатывающие производства на юге Приморского края (совместно с развитием береговых мощностей по сжижению газа в районе г. Владивостока). Развитие нефтегазохимического комплекса перспективно на территории Сахалинской и, возможно, Амурской областей.
Дальнейшее развитие получит лесохимическое производство по выпуску биофлавоноидов в Амурской области.
Предпосылки для создания газоперерабатывающих и газохимических производств имеются во многих субъектах Дальнего Востока и Восточной Сибири (в Республике Саха (Якутия), Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Иркутской областях и др.). Однако окончательный выбор площадок для размещения газоперерабатывающего завода и газохимических комплексов зависит от сравнительного анализа технико-экономических показателей вариантов размещения объектов газопереработки и газохимии и от возможности обеспечить ежегодно надежную и бесперебойную транспортировку миллионов тонн продукции в твердом и жидком состоянии.
По ряду направлений химической промышленности, прежде всего производству удобрений, в силу высокой транспортоемкости продукции меры государственной политики по развитию отрасли должны заключаться в поддержке развития объектов транспортной инфраструктуры, в частности портовых перевалочных мощностей для удобрений, в рамках проектов государственно-частного партнерства.
В отдельных подотраслях химической промышленности большое значение имеет развитие малого и среднего предпринимательства, для чего будут созданы технопарки химической направленности.
Для улучшения экологической ситуации будут пересматриваться нормы и стандарты деятельности производств, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, а также обеспечиваться налоговые и правовые стимулы для опережающего внедрения перспективных природосберегающих технологий.
Для обеспечения достаточного для химической промышленности кадрового резерва специалистов будет оказана дополнительная поддержка специализированным высшим учебным заведениям и реализации внутрикорпоративных программ подготовки кадров путем частичной компенсации расходов на подготовку специалистов.

Машиностроение

Развитие машиностроительных отраслей Дальнего Востока и Байкальского региона, в частности авиастроения и судостроения, должно в значительной степени опираться на потребности смежных отраслей, перспективных для этой территории, и быть направлено на развитие инновационных высокотехнологичных секторов, что позволит увеличить экономический эффект при реализации природно-сырьевых, энергетических и инфраструктурных проектов. Для этого необходимо развитие судостроения в целях обеспечения нужд рыбной отрасли и добывающих отраслей, а также авиастроения для удовлетворения нужд в авиатехнике со стороны военной и гражданской авиации для повышения транспортной доступности территории Дальнего Востока и Байкальского региона. При этом, учитывая эффект от масштаба операций и невысокой емкости рынка малой авиации в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, основное внимание в развитии авиастроения необходимо уделять как рынкам других регионов, так и других стран, в том числе восточноазиатских.
На Дальнем Востоке и в Байкальском регионе перспективными являются организация производства оборудования для эксплуатации магистральных нефте- и газопроводов, геологоразведки, бурения и эксплуатации скважин (сервисные предприятия, производство запасных частей, измерительных приборов и др.), энергетического оборудования и его сервисного обслуживания для малой энергетики, работающей на возобновляемых источниках энергии, а также развитие сервисных предприятий для обслуживания рыбной промышленности, в частности для переработки рыбы, и обслуживание рыболовецкого флота в прибрежных регионах Дальнего Востока.
Машиностроительные отрасли имеют наибольший потенциал географической диверсификации экспорта как в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и в западном направлении с выходом высокотехнологичной продукции, включая продукцию авиастроения, на рынки Европейского союза и Содружества Независимых Государств. В связи с этим необходимо стимулировать развитие наукоемких производств на основе внутрирегиональной, общероссийской и международной интеграции предприятий машиностроения региона при реализации масштабных природно-ресурсных и инфраструктурных проектов на основе трансфера технологий и развития государственно-частного партнерства.
В числе мер государственного содействия развитию отраслей серьезную роль должно играть увеличение государственного заказа для восстановления существующей производственной базы на начальном этапе развития отраслей. При этом государственный заказ может быть как на продукцию военного назначения, в частности авиацию, так и на гражданскую продукцию. В период развития космодрома Восточный значительный импульс получит производство высокотехнологической продукции и материалов, используемых для создания космической техники. Предполагается создание особых экономических зон промышленного типа в соответствии с машиностроительными профилями регионов, в частности в Приморье и Хабаровском крае - судостроение, в Приморье, Хабаровском крае, Иркутской области и Республике Бурятия - авиастроение и в Амурской области - машиностроение для агропромышленного комплекса.
Большое значение в развитии судостроения необходимо уделять созданию благоприятных условий для привлечения зарубежных технологий в виде лицензий, импорта комплектующих и др., а также развитию производственной кооперации с зарубежными производителями при одновременном требовании постепенного роста доли производства продукции на российской территории и увеличения инновационной составляющей за счет внутренних резервов. В рамках развития судостроения необходимо модернизировать существующие производства, обновить добывающий рыболовецкий и газонефтехимический флот и организовать новые производства во Владивостокской, в Комсомольской и Ванинской экономических зонах.
Другим фактором государственной политики по развитию технологической составляющей машиностроительной отрасли предусматривается создание специализированных технопарков машиностроительного профиля. В частности, перспективным является создание технопарков для разработки и внедрения в производство продукции точного машиностроения вблизи судостроительных и авиастроительных предприятий в Приморском и Хабаровском краях, Республике Бурятия и Иркутской области, космических технологий и сельскохозяйственного машиностроения в Амурской области.
Высокий срок окупаемости производимой в регионе продукции машиностроения, в частности авиационной техники и судов, диктует необходимость финансовой поддержки в приобретении предприятиями высокотехнологичного оборудования путем субсидирования части процентной ставки по кредитам предприятий на обновление производственной базы.
Особую роль в развитии машиностроения, в том числе высокотехнологичного, на территории Дальнего Востока и Байкальского региона играет решение проблемы дефицита квалифицированных кадров путем развития специализированных высших учебных заведений за счет различных стипендиальных и грантовых программ, а также государственной поддержки реализации программ подготовки кадров на предприятиях.
Машиностроение должно позиционироваться как материально-техническая база региональной инновационной системы на основе приоритетного развития нематериальных форм трансфера технологий и увеличения уровня технологической сложности материальных форм трансфера технологий. Высокотехнологичные производства обеспечивают потребности новых производств средне- и низкотехнологичных отраслей промышленности, создаваемых на базе использования местного и проходящего транзитом через территорию региона сырья и электроэнергии в наукоемкой продукции. Развитие Дальнего Востока предполагает строительство нефтегазохимических и перерабатывающих производств, алюминиевых заводов, обеспечение нефтегазодобывающих проектов судостроительным оборудованием для поиска, добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья, обеспечение инфраструктурных проектов строительства магистральных газопроводов и развития морских портов. Условиями развития отрасли становятся возможности международной интеграции в части развития производств на базе эксплуатации природных богатств Дальнего Востока с постепенным замещением ресурсной ренты рентой инновационной. Реализация стратегических задач возможна при жестком и прозрачном институциональном регулировании процесса получения и распределения нефтяных, лесных и других ресурсных доходов и предполагает обеспечение инфраструктуры добывающих производств параллельной инфраструктурой, реализующей технологически интенсивные проекты.
В части финансового обеспечения стратегического развития нижний порог величины добавленной стоимости на технологические инновации необходимо фиксировать институциональными нормами (при реализации инвестиционного проекта предусматриваются нормы отчисления на развитие научно-технологической базы, устанавливаются нормы удельного веса технологичных товаров в стоимости экспорта, нормы расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в прибыли). Данные меры позволят стимулировать рост технологических инноваций, развитие на территории Дальнего Востока производств, ориентированных на нематериальную форму трансфера технологий.
В качестве ведущих направлений развития Дальневосточного федерального округа, планируемых к реализации в 2010-2020 годах и на период до 2025 года, в машиностроении выделяются следующие:
реконструкция и строительство предприятий судостроения и судоремонта в порту Восточный;
развитие производственного комплекса открытого акционерного общества "Дальневосточный завод "Звезда", создание совместного российско-корейского судостроительного объединения (Приморский край), Дальневосточного инновационно-технологического центра (морские технологии и освоение Мирового океана) и Дальневосточной судостроительной лизинговой компании (Приморский край);
организация производства региональных гражданских самолетов SSJ-100 (Хабаровский край);
производство технических средств для освоения шельфа, включая строительство модулей нефтегазодобывающих платформ и нефтеналивных судов;
производство базальтовых труб (Хабаровский край);
создание предприятия по производству вводов термических контрольных кабелей для атомной электростанции с реакторами типа водо-водяного энергетического реактора (Амурская область);
создание завода химического и биотехнологического машиностроения в Приморском крае с выпуском систем очистки пресной воды различной мощности как для обеспечения качественной водопроводной водой городов и населенных пунктов Дальнего Востока, так и для экспорта установок в Китай, Индию и ряд других стран;
организация специализированного инструментального производства в Приморском крае или Хабаровском крае для выпуска оснастки по заказам машиностроительных предприятий, включая авиастроение и судостроение.
Для развития машиностроения необходимо стимулирование развития локальных промышленных зон, технопарков в гг. Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, ориентированных на развитие венчурных, высокотехнологичных предприятий с максимально льготным налоговым режимом, совершенствование финансовых механизмов поддержки программ и проектов создания и развития инновационных производств на основе моделирования эффектов от выпуска продукции отраслей высоких технологий как субсидированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (целевым и общим), так и субсидированием производства в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также развитие инфраструктуры и кадрового потенциала для поддержки инноваций.