В транспортном комплексе усилия будут направлены на развитие мониторинга автотранспортного загрязнения в крупных городах, создание перспективной модели роста загрязнения от автомобильного транспорта в условиях увеличения автомобильного парка, формирование новой конфигурации транспортной системы с учетом перспективного развития городов, увеличения автомобильного парка и развития туристических функций, строительство и эксплуатация систем транспортировки газа и нефтепродуктов с учетом размещения уникальных природных объектов и угрозы крупных землетрясений, катастрофических наводнений в бассейнах рек Амур, Лена, рек восточного склона Сихотэ-Алиня, что существенно удорожает инерционный сценарий развития, а также на санацию акваторий морских портов, модернизацию очистных сооружений и усиление контроля за загрязнением акваторий, используемых для базирования военных сил.
В жилищно-коммунальном хозяйстве особое внимание будет уделяться организации качественного питьевого водоснабжения населения, масштабным инвестициям в модернизацию муниципальных очистных сооружений, утилизации твердых отходов потребления на основе раздельного сбора утилизируемых компонентов твердых бытовых отходов, созданию системы учета отходов, анализа их объема и структуры, логистики управления, включающей помимо складирования утилизацию, элементы рециклинга, а также созданию системы мусоропереработки (а не мусоросжигания), отвечающей современным экологическим стандартам, а также воспитанию новой культуры поведения населения.
Экологические ограничения реализации инвестиционных проектов связаны с необходимостью усиления роли экологической экспертизы и мониторинга при разработке новых проектов в зонах наибольшей уязвимости природных ландшафтов, внедрением современных систем очистки сточных вод и отходящих газов, оборотного водоснабжения и утилизации твердых отходов, а также с использованием инновационного потенциала международных соглашений России для снижения нагрузки на окружающую среду.
Прогнозные показатели и основные индикаторы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года приведены соответственно в приложениях N 25 и 26.
V. Приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации с северо-восточными провинциями Китая и Монголией, а также экономическое взаимодействие с другими странами Северо-Восточной Азии
Для развития Дальнего Востока и Байкальского региона как центра экономического партнерства Российской Федерации с приграничными государствами (с северо-восточными провинциями Китая, Монголией, а также с другими странами Северо-Восточной Азии) необходимы формирование условий для закрепления позиций отечественных производителей на региональном рынке, прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, со снижением доли в экспорте сырья, а также диверсифицированность внешнеторговых связей.
На территории Дальнего Востока и Байкальского региона должны быть созданы мощные экспортно ориентированные высокотехнологичные производства на уровне мировых стандартов, крупные исследовательские центры. Необходимо уделить особое внимание развитию производств высокой степени переработки, инвестициям в образование, в науку, в образование крупных научных центров в целях создания собственной базы для развития высоких технологий. Немаловажным является создание транспортно-логистической инфраструктуры в целях обеспечения выхода на рынки стран Северо-Восточной Азии.
Исходя из географической близости к Азиатско-Тихоокеанскому региону Дальний Восток и Байкальский регион ориентированы на сотрудничество, прежде всего, со странами Северо-Восточной Азии. Следовательно, важным направлением развития Дальнего Востока и Байкальского региона является обеспечение достойного вхождения Российской Федерации в быстроразвивающиеся интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сегодня экономические инициативы дальневосточных регионов в рамках международной деятельности ориентируются на проекты по таким направлениям, как формирование транспортных коридоров, международной энергетической инфраструктуры, экспорт природных ресурсов (нефть, газ, лес, рыба и т.д.) и привлечение как российских, так и иностранных инвестиций в производственную сферу. Все это позволит увеличить экспортный потенциал Российской Федерации, а также создать необходимые рабочие места в малонаселенных регионах Российской Федерации.
Для развития дальневосточных регионов, в том числе в сфере внешнеэкономического сотрудничества, необходимо повысить конкурентоспособность товаров и услуг, производимых на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, путем формирования и обновления нормативной правовой базы, в частности в сфере налоговой и таможенно-тарифной политики, создания благоприятных условий для предприятий по освоению выпуска новых видов конкурентоспособной на мировых рынках инновационной продукции, осуществления сертификации производимых товаров и услуг, специализации и диверсификации промышленного комплекса для перехода от сырьевой направленности к высокотехнологичной.
Одним из важных инструментов обеспечения социально-экономического подъема восточных регионов Российской Федерации является приграничное сотрудничество. Использование этого инструмента должно быть увязано с приоритетами внешней политики Российской Федерации и развития соответствующих субъектов Российской Федерации, а направления такого сотрудничества во многом должны определяться характером отношений с сопредельными странами, их качественными и количественными показателями. Для развития приграничного сотрудничества необходимо выработать основные условия развития по данному направлению, в первую очередь путем формирования соответствующей нормативной правовой базы.
Одной из форм приграничного сотрудничества является взаимодействие приграничных регионов в рамках совместных программ и планов по развитию сотрудничества. На основании проработанных предложений регионов, а также с учетом позиции заинтересованных федеральных органов исполнительной власти формируется основа для работы с иностранными партнерами на федеральном уровне.
Стратегической целью развития приграничного сотрудничества Дальнего Востока и Байкальского региона со странами Северо-Восточной Азии является создание эффективной структуры внешней торговли, способной обеспечить высокий уровень социально-экономического развития и качества жизни населения, позволяющего решать геополитическую задачу по закреплению населения. Для решения указанной задачи требуется создание соответствующих современным стандартам условий жизни и работы, так как невозможно привлечь и закрепить население без создания комфортной среды обитания.
Для обеспечения геополитических интересов Российской Федерации на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе необходимо преодолеть узкую направленность экспорта, которая делает его крайне зависимым от состояния экономической активности в Северо-Восточной Азии и конъюнктуры мировых цен за счет увеличения экспорта продукции глубокой переработки. Для этого необходимо усовершенствовать технологическую базу ряда производств, что позволит расширить перечень товаров мирового уровня, поставляемых на экспорт.
Основными направлениями приграничного и межрегионального сотрудничества в Сибири и на Дальнем Востоке России являются:
сокращение экспорта российских природных ресурсов и увеличение доли экспорта на внешние рынки продукции с высокой степенью добавленной стоимости;
повышение согласованности действий российских компаний с целью повышения эффективности на рынках сопредельных государств и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом;
диверсификация экономики приграничных регионов с целью обеспечения максимального участия России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств с расширением географии охвата на территорию стран Северо-Восточной Азии;
совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий;
развитие малого и среднего бизнеса;
создание условий, способствующих ускорению прохождения экспортных и импортных товаров через приграничную территорию Российской Федерации.
Транспорт
Одной из задач развития транспортной системы Дальнего Востока и Байкальского региона является ее интеграция в транспортные системы стран Азиатско-Тихоокеанского региона, создание тесных связей, обеспечивающих внешнеторговые и транзитные перевозки. Существующая транспортная система не позволяет использовать потенциал Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе в сфере транзита.
Система международных транспортных коридоров на территории Дальнего Востока и Байкальского региона включает в себя Транссибирскую, Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали и Северный морской путь, а также коридоры регионального значения, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Северо-Восточной Азии.
Сотрудничество предусматривает реализацию проектов по развитию транзитных грузопотоков из стран Северо-Восточной Азии в Европу через Россию. В частности, предполагается осуществление регулярного курсирования контейнерных поездов по Транссибирской и Улан-Баторской железным дорогам и установление конкурентоспособных экономически обоснованных тарифов, а также внедрение инновационных технологий.
Ключевыми транспортно-логистическими узлами для создания транспортно-транзитных коридоров должны стать дальневосточные порты. При этом одним из механизмов стимулирования развития портовой инфраструктуры, обновления портовых мощностей и технологий является присвоение статуса портовых особых экономических зон ряду морских портов, которые в настоящее время имеют наибольший потенциал для инвестиций в развитие с учетом реализуемых проектов увеличения пропускной способности соответствующих участков железных дорог.
Развитие экспортно ориентированных отраслей, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых, во многом зависит от развития и модернизации портовых мощностей.
Порты Дальнего Востока обладают хорошей конкурентоспособностью и могли бы полностью принять на себя грузопотоки приграничных провинций Китая, частично разгрузив транзитные порты Японии и Республики Корея, осуществляющие в настоящее время перевалку грузов, идущих в Китай с западного побережья США и Канады.
Необходимо развивать следующие направления:
северо-восточные провинции Китая - дальневосточные порты - западное побережье США и Канады и обратно;
северо-восточные провинции Китая - дальневосточные порты - порты Японии, Республики Корея и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
Европа - дальневосточные порты - страны Азиатско-Тихоокеанского региона;
Европа - дальневосточные порты - порты Японии;
Северный морской путь - внутренние водные пути р. Лены, железные дороги Республики Саха (Якутия), Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали - северо-восточные провинции Китая;
северо-восточные провинции Китая - о. Большой Уссурийский - дальневосточные порты - порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также стран Европы.
В результате модернизации существующих аэропортов и строительства новых аэропортов появится возможность расширить международное воздушное сообщение не только между Дальним Востоком и Байкальским регионом и странами Северо-Восточной Азии, но и кроссполярных авиалиний.
Улучшению российско-китайского сотрудничества в области воздушного транспорта будет способствовать открытие международных рейсов из крупнейших городов восточного побережья России и Китая.
Развитие ледокольного и транспортного флотов, портов и систем обеспечения безопасности мореплавания по Северному морскому пути позволит обеспечить круглогодичное сообщение со странами Северо-Восточной Азии. Полноценная эксплуатация Северного морского пути является стратегической задачей дальнейшей интеграции экономики арктических регионов Дальнего Востока в международное экономическое пространство. Круглогодичная навигация по Северному морскому пути создаст новый экономически выгодный международный транспортный коридор для более тесного взаимодействия стран Северо-Восточной Азии со странами Северной Европы.
Создание международных транспортных коридоров через территорию Дальнего Востока и Байкальского региона принесет Российской Федерации большую экономическую выгоду. Это позволит подключиться к магистральным процессам развития международного экономического сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии, более активно участвовать в создании и развитии экспортно ориентированных отраслей экономики, активизировать получение иностранных инвестиций для создания необходимой инфраструктуры.
Приоритетным направлением развития межрегионального и приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации с северо-восточными провинциями Китая и Монголией является развитие действующих железнодорожных пунктов пропуска в Гродеково, Забайкальске, строительство железнодорожного мостового перехода через р. Амур в районе Нижнеленинское - Тунцзян, а также приведение в соответствие с международными стандартами и согласование пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на российско-монгольской государственной границе, прежде всего автомобильного пропускного пункта Монды (Республика Бурятия, Российская Федерация).
Таким образом, обеспечение транспортных возможностей на магистральных направлениях, связывающих сырьевые и промышленные районы России и стран Северо-Восточной Азии, открывает новые возможности для развития экономики нашей страны.
Информационно-коммуникационные технологии
Необходимо развивать сотрудничество в области реализации совместных проектов по предоставлению телекоммуникационных услуг в приграничных районах России и Китая, для чего требуется строительство международных высокоскоростных магистральных линий связи с Китаем и Японией в целях обеспечения надежной и качественной связи, развитие системы доступа к сети Интернет.
Энергоресурсы
Развитие энергетического сектора на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе осуществляется в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, предусматривающей значительное увеличение доли восточных регионов в добыче (производстве) энергоресурсов, а также диверсификацию структуры и направлений экспорта российских энергоресурсов (со значительным ростом доли восточного направления).
Конкретные мероприятия Энергетической стратегии России на период до 2030 года будут увязываться со стратегиями и программами социально-экономического развития региона, программами и генеральными схемами развития отраслей топливно-энергетического комплекса. Предусматривается, что регион будет полностью обеспечивать собственные потребности в энергоресурсах и осуществлять их масштабный экспорт.
Существенным направлением повышения надежности топливо- и энергоснабжения потребителей Дальнего Востока и Байкальского региона, адаптивности развития энергетики региона к изменяющимся условиям является координация развития и функционирования топливных отраслей и электроэнергетики территорий Дальнего Востока и Байкальского региона и соседних стран (Япония, Республика Корея, Китай, Монголия). Основой для такой координации должны стать формирующиеся рынки топлива, электроэнергии и энергетического оборудования в Северо-Восточной Азии.
Это также будет содействовать реализации проектов по ряду направлений долгосрочного приграничного и межрегионального сотрудничества в Сибири и на Дальнем Востоке, предусматривающих:
увеличение доли экспорта продукции с высокой степенью добавленной стоимости;