Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2599-р

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" (далее - план).
2. Минздраву России совместно с Минтрудом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить до 1 октября 2013 г. организацию мониторинга реализации плана.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минздравом России разработать и утвердить до 1 марта 2013 г. региональные планы мероприятий ("дорожные карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения".
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Москва
28 декабря 2012 г. N 2599-р

План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2599-р)

I. Общее описание "дорожной карты"

1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
2. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
3. Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.
В целях привлечения в государственные и муниципальные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных и муниципальных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.
Вместе с тем для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг (обеспечения предоставления медицинских услуг) необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт.
Под эффективным контрактом в настоящем документе понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. "Дорожная карта" предусматривает внесение соответствующих изменений в порядки оказания медицинской помощи, разработку и внедрение показателей эффективности деятельности медицинских организаций, разработку программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации, направленных на достижение целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", с учетом заболеваемости и смертности населения.
Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, являющееся одной из задач государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", достигается в том числе за счет объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.
4. Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда. Таким образом, эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста заработной платы работников повышению качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
5. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Наименование целевого показателя
Единица измерения2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год

Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи

1.Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий)процентов65,75,45,35,25,1
2.Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий-"-25,326,828,329,630,631,7
3.Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий-"-1,41,82,22,73,33,9
4.Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий-"-77,47,78,18,59
5.Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантийпроцентов60,358,356,454,352,450,3
6.Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации-"-757880838690
7.Доля аккредитованных специалистов-"-----2040
8.Количество разработанных профессиональных стандартов*единиц201165-8-
9.Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения)процентов129,7130,7137159,6200200
10.Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения)процентов75,676,279,386,3100100
11.Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения)-"-50,15152,470,5100100
12.Число дней работы койки в годудней324,5327,2328,5329,6330,1331,5
13.Средняя длительность лечения больного в стационаредней12,212,11211,911,811,7

Основные показатели здоровья населения

14.Ожидаемая продолжительность жизни при рождениилет70,871,672,272,773,474
15.Смертность от всех причинна 1000 населения1312,812,512,312,111,8
16.Материнская смертностьслучаев на 100 тыс. родившихся живыми16,11615,915,915,815,7
17.Младенческая смертностьслучаев на 1000 родившихся живыми8,28,187,87,57,5
18.Смертность детей в возрасте 0 - 17 летслучаев на 10000 населения соответствующего возраста9,28,98,68,58,38,1
19.Смертность от болезней системы кровообращенияна 100 тыс. населения721,7706,6691,7677,2663649,4
20.Смертность от дорожно-транспортных происшествийна 100 тыс.
населения
12,612,211,811,41110,6
21.Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных)-"-201,2199,4197,8196,1194,4192,8
22.Смертность от туберкулеза-"-13,513,112,812,412,111,8
23.Заболеваемость туберкулезом-"-64,5660,3456,1251,947,6843,46
24.Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минутпроцентов84,785,586,487,288,189
_____________________________
* В соответствии с приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. N 565 предполагается разработка и утверждение 31 профессионального стандарта по основным должностям медицинских работников. Количество разрабатываемых профессиональных стандартов в 2015 - 2016 годах при необходимости может быть уточнено.

II. План мероприятий

Наименование мероприятияСрок реализацииОтветственные исполнителиОжидаемый результат
1.Разработка комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"до 1 марта 2013 г.Минздрав Россиибудут разработаны методологические подходы к повышению эффективности оказания скорой медицинской помощи вне медицинских организаций, включая медицинскую эвакуацию, неотложной помощи; оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях; оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи в стационарных условиях
2.Обеспечение методического сопровождения субъектов Российской Федерации при разработке ими региональной "дорожной карты" в сфере здравоохранениядо 1 февраля 2013 г.Минздрав Россиибудут разработаны методологические подходы к формированию региональной "дорожной карты" в сфере здравоохранения
3.Разработка программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"до 1 мая 2013 г.органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,Минздрав Россииутверждение программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации до 2020 года, направленных на повышение структурной эффективности, учитывающих региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения. Указанные мероприятия направлены на оптимизацию структуры оказания медицинской помощи и будут способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников
4.Утверждение субъектами Российской Федерации по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" развития здравоохранения, содержащих целевые индикаторы развития отрасли, оптимизацию структуры и определение динамики значений соотношения средней заработной платы категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2012 - 2018 годахдо 1 апреля 2013 г.органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,Минздрав Россиина основе агрегированных данных динамики примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы медицинских работников и работников медицинских организаций, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своих планах мероприятий ("дорожных картах") развития здравоохранения определяют собственную динамику увеличения соотношения средней заработной платы указанных категорий работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации в целях достижения целевых значений уровня заработной платы к 2018 году, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597.Соглашения между Минфином России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы заключаются при наличии указанных планов мероприятий ("дорожных карт"), согласованных с Минздравом России
5.Разработка планов мероприятий по повышению эффективности федеральных государственных учреждений в части оказания государственных услуг и выполнения государственных работ на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствования системы оплаты труда, включая меры по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников, оптимизационные мерыдо
1 апреля
2013 г.
Минздрав России,Минэнерго России,Минфин России,Росавиация,Росавтодор,МинэкономразвитияРоссии,Роспотребнадзор,ФНС России,МИД России,Российская академия наук,Российская академиямедицинских наук,Сибирское отделение Российской академии наук,Дальневосточное отделение Российской академии наук,Минтруд России,ФМБА России,Управление делами Президента Российской Федерацииоптимизация структуры оказания медицинской помощи будет способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников
до
1 декабря
2013 г.
Минсельхоз России,Минобороны России,Минпромторг России,МВД России,МЧС России,ФСБ России,ФСКН России,СВР России,ФТС России, Росморречфлот,ФСИН России,ФССП России, Росимущество, Генеральная прокуратура Российской Федерации
6.Утверждение главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" в сферездравоохранения в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений и соответствующих категорий работников с указанием ответственного исполнителядо
1 апреля
2013 г.
Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация,Росавтодор, Минэкономразвития России,Роспотребнадзор,ФНС России,МИД России, Российская академия наук,Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии наук,Дальневосточное отделение Российской академии наук,Минтруд России,ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерацииоптимизация структуры оказания медицинской помощи и привлечение средств на повышение заработной платы медицинских работников".
до
1 декабря
2013 г.
Минсельхоз России, Минобороны России, Минпромторг России, МВД России,МЧС России,ФСБ России,ФСКН России,СВР России,ФТС России, Росморречфлот,ФСИН России,ФССП России, Росимущество,Генеральная прокуратура Российской Федерации
7.Разработка комплекса мер, направленных на развитие частной системы здравоохранения и государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, а также на совершенствование в этих целях нормативно-правовой базыдо 1 июля 2013 г.Минздрав Россииразработка ведомственного плана развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения
8.Разработка и утверждение профессиональных стандартов в области здравоохранения2013 - 2014 годыМинтруд России,Минздрав Россиипрофессиональные стандарты внесут существенный вклад в разработку качественных образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников. Введение профессиональных стандартов в здравоохранении будет способствовать переводу на аккредитацию медицинских работников с 1 января 2016 г.
9.Актуализация разработки профессиональных стандартов в области здравоохранения2015 - 2017 годыМинздрав России
10.Утверждение методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работниковII квартал 2013 г.Минздрав Россиитрудовым законодательством (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации) определено, что системы оплаты труда определяются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. Вместе с тем основной проблемой существующих систем оплаты труда в медицинских организациях является отсутствие прозрачных целевых показателей и понятной для медицинских работников системы оценки качества их труда. В целях решения этой проблемы будет скоординировано построение системы оценки деятельности медицинских работников
11.Разработка на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций, их руководителей и работников2013 годорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерациипостроение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах
12.Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, внесение изменений в трудовые договоры руководителей учрежденийдо 1 июля 2013 г.Минздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России,Роспотребнадзор,ФНС России,МИД России, Российская академия наук,Российская академия медицинских наук,Сибирское отделение Российской академии наук,Дальневосточное отделение Российской академии наук,Минтруд России,ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерациичеткое понимание того, по каким критериям должна проводиться оценка деятельности медицинских работников
до
1 декабря
2013 г.
Минсельхоз России, Минобороны России, Минпромторг России, МВД России,МЧС России,ФСБ России,ФСКН России,СВР России,ФТС России, Росморречфлот,ФСИН России,ФССП России, Росимущество, Генеральная прокуратура Российской Федерации
13.Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентовежегодноМинздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России,Роспотребнадзор,ФНС России,МИД России,Минтруд России,ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации,Минсельхоз России, Минобороны России, Минпромторг России, МВД России,МЧС России,ФСБ России,ФСКН России,СВР России,ФТС России, Росморречфлот,ФСИН России,ФССП России, Росимущество, Генеральная прокуратура Российской Федерацииоптимизация численности административно-управленческого персонала государственных и муниципальных медицинских организаций с учетом реальной потребности отрасли путем расширения профессиональных возможностей и уровня полномочий руководителей без увеличения их штатной численности, создания условий для их эффективной профессиональной служебной деятельности, повышения квалификации сотрудников администраций медицинских организаций в области управления здравоохранением. Также необходимо обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на прочий персонал с учетом предельной доли административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждения не более 40 процентов".
14.Формирование независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности2013 годМинздрав России, Минтруд Россиипри переводе медицинских работников на эффективный контракт будет обеспечено общественное обсуждение критериев оценки деятельности работников медицинских организаций (при необходимости их дополнение) и участие профсоюзных организаций в данной работе. Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и будет стимулирование повышения качества работы медицинских организаций
15.Обучение руководителей (работников, ответственных за перевод на эффективный контракт) федеральных медицинских организаций и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохраненияI - II квартал 2013 г.Минздрав России, Минтруд Россииконсультирование и координирование деятельности руководителей федеральных государственных учреждений и представителей субъектов Российской Федерации, а также постоянный мониторинг реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 в части достижения целевых показателей уровня оплаты труда работников медицинских организаций - необходимые меры по реализации единой государственной политики в области здравоохранения и оплаты труда медицинских работников
16.Обеспечение перевода работников федеральных медицинских организаций на эффективный контрактежегодноМинздрав России, Минэнерго России, Минфин России, Росавиация, Росавтодор, Минэкономразвития России,Роспотребнадзор,ФНС России,МИД России,Минтруд России,ФМБА России, Управление делами Президента Российской Федерации,Минсельхоз России,Минобороны России, Минпромторг России, МВД России,МЧС России,ФСБ России,ФСКН России,СВР России,ФТС России, Росморречфлот,ФСИН России,ФССП России, Росимущество, Генеральная прокуратура Российской Федерациифедеральными органами исполнительной власти будут реализованы мероприятия по переводу медицинских работников подведомственных организаций на эффективный контракт с соблюдением норм трудового законодательства
17.Перевод работников государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций на эффективный контрактежегодноорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,органы местного самоуправленияпри разработке планов мероприятий субъектовРоссийской Федерации по развитию здравоохранения и реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 в соответствующем субъекте Российской Федерации будет предусмотрен перевод работников государственных медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций на эффективный контракт
18.Координация работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения, а также по ежегодному уточнению параметров на очередной финансовый год и контролю за их выполнениемежегодноМинздрав Россиисоздание эффективной системы здравоохранения, обеспечение этапности, сбалансированности и единообразия развития здравоохранения и совершенствования оплаты труда медицинских работников на всей территории Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности
19.Разработка (изменение) и утверждение отраслевых норм труда в сфере здравоохраненияежегодноМинздрав Россиисовершенствование норм труда в сфере здравоохранения позволит определить прогнозную численность работников медицинских организаций, необходимых для предоставления гарантированных по стандарту услуг и повысить производительность труда в медицинских организациях
20.Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохраненияежегодноМинздрав Россииконтроль, корректировка и актуализация показателей структурных преобразований в системе оказания медицинской помощи и основных показателей здоровья населения на основе мероприятий "дорожной карты"