НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМенеджмент организации РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО СИСТЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИХ УСЛУГ Organization management. Guidelines for the selection of quality management system consultants a стр. 10

Таблица А.1 - Деятельность по реализации системы менеджмента качества
Описание деятельности
Ответственное лицо
1 Доведение до сведения высшего руководства основных требований стандартов по системе менеджмента качества; распределение ролей между организацией и консультантом при проектировании и разработке системы менеджмента качества
Консультант
2 Анализ потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон.
Примечание - Результаты начальной оценки используются:
а) при определении возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон организации;
b) при оказании помощи в определении политики и целей в области качества;
с) как основа для планирования системы менеджмента качества;
d) для оценки доступности ресурсов, необходимых для внедрения системы менеджмента качества;
е) как основа для предварительного аудита и установления измеримых целей
Высшее руководство организации (консультант при необходимости может оказывать помощь)
3 Назначение представителя руководства, определение политики, целей и распределение полномочий в области качества, в том числе в соответствующих подразделениях на соответствующих уровнях организации
Высшее руководство организации (консультант при необходимости может оказывать помощь)
4 Всесторонний анализ структуры, процессов, каналов обмена информацией и существующих форм взаимодействий в организации.
Определение процессов, распределение ответственности и полномочий, необходимых для достижения целей в области качества.
Определение последовательности и взаимодействий этих процессов
Представитель руководства и консультант в сотрудничестве с руководителями функциональных подразделений организации
5 Подготовка плана, необходимого для определения структуры и процедур системы менеджмента качества. В плане должны быть определены этапы оценки результатов и качества деятельности по внедрению системы менеджмента качества, которые устанавливают требования к:
а) согласованности подготовленных мероприятий с целями договора;
b) ходу выполнения работ;
с) удовлетворенности организации (относительно услуг, предоставленных консультантом по системам менеджмента качества)
Представитель руководства и консультант
6 Рассмотрение результатов проведенного анализа и ранее подготовленного плана
Высшее руководство организации и консультант
7 Определение внутренних ресурсов, необходимых для достижения целей организации в области качества
Организация (консультант при необходимости может оказывать помощь)
8 Обучение персонала, ответственного за действия по реализации системы менеджмента качества, и другого вовлеченного персонала организации (помощников)
Представитель руководства и консультант
9 Идентификация и определение процессов, их взаимодействие, а также подготовка необходимых процедур, включая процедуры управления записями
Представитель руководства (консультант при необходимости может оказывать помощь)
10 Согласование взаимодействующих процессов и процедур по времени и выполняемым функциям
Представитель руководства и консультант
11 Разработка окончательной версии руководства по качеству
Представитель руководства (консультант при необходимости может оказывать помощь)
12 Обучение всего персонала, вовлеченного в систему менеджмента качества
Консультант и представитель руководства или представитель руководства с помощью консультанта. Обучение может также проводиться другими компетентными специалистами
Внедрение системы менеджмента качества
Организация (консультант при необходимости может оказывать помощь)
Примечание - Ниже стрелки начинается внедрение системы менеджмента качества организации.
Таблица А.2 - Поддержка консультантом внедрения системы менеджмента качества
Описание деятельности
Ответственное лицо
1 Обучение внутренних аудиторов с акцентом на основные принципы и концепции аудита, разработку опросника для аудита и подготовку отчета по результатам аудита. Проведение другого необходимого обучения
Консультант (или другие специалисты по обучению, назначенные организацией)
2 Разработка программы внутренних аудитов
Представитель руководства и консультант
3 Участие в проведении серии первых внутренних аудитов вместе с внутренними аудиторами для их дополнительного обучения (включая составление отчетов об аудитах и отчетах о несоответствиях) и помощи в приведение в соответствие с формальными требованиями выявленных несоответствий и их причин
Консультант
4 Оказание помощи высшему руководству в проведении результативного анализа со стороны руководства
Консультант
5 Оказание помощи при возникновении любых трудностей при внедрении, разработке корректирующих и предупреждающих действий, включая несоответствия, обнаруженные в результате аудита
Консультант
6 Постоянное улучшение процесса внедрения
Высшее руководство организации (консультант при необходимости может оказывать помощь)
7 Предоставление информации о проблемах, связанных с сертификацией. При необходимости может быть проведена предварительная оценка или предсертификационный аудит (аудит на стадии подготовки к сертификации)
Консультант

Приложение В

(справочное)
     
Оценка консультантов по системам менеджмента качества  
В.1 Пример образования и опыта работы консультанта по системам менеджмента качества
Организация может использовать данные об образовании и опыте работы, представленные в таблице В.1, как модель при выборе консультанта по системам менеджмента качества. Приведенный в таблице пример не может применяться во всех случаях и должен учитывать цели организации при реализации систем менеджмента качества. В некоторых случаях от консультанта может потребоваться наличие дополнительной компетентности (см. 4.2).
Таблица В.1 - Образование и опыт работы консультанта по системам менеджмента качества
Вид опыта работы (см. примечание 1)
Образование и опыт работы
 
344 × 21 пикс.     Открыть в новом окне
 
Общий опыт работы
Меньшее число лет
Четыре года для лиц, имеющих высшее образование (см. примечание 2), или шесть лет для лиц, имеющих среднее специальное образование (см. примечание 3)
Большее число лет
Опыт работы в области менеджмента качества
Меньшее число лет
Не менее двух лет
Большее число лет
Опыт внедрения системы менеджмента качества
Меньшее число лет
Адекватное участие во внедрении не менее трех завершенных систем менеджмента качества
Большее число лет
        Образование и определенный опыт не являются обязательными требованиями и не подлежат сертификации. Организация может сама принять решение о включении их в качестве требований.
Примечания 
1 Важно, чтобы опыт консультанта относился к реализации системы менеджмента качества.
2 Высшее образование (часть национальной системы образования) получают после получения среднего образования. Продолжительность высшего образования - не менее 5 лет.
3 Среднее специальное образование (часть национальной системы образования) получают после получения среднего или неполного среднего образования. Среднее специальное образование не имеет статуса высшего образования.
В.2 Оценка компетентности консультанта
Оценка должна быть основана на объективных свидетельствах, которые могут включать в себя:
a) справочную информацию о предыдущих назначениях;
b) публикации консультанта (книги и статьи по тематике менеджмента качества);
c) справочную информацию о профессиональной этике;
d) документацию системы менеджмента качества, разработанную консультантом;
e) данные опроса организаций, которые ранее использовали услуги консультанта;
f) период времени, за который консультант приобрел профессиональный опыт;
g) опыт и знания консультанта, приобретенные им в аналогичных организациях;
h) документы о профессиональной квалификации и сертификаты консультанта;
i) интервью с консультантом для оценки компетентности.
Приложение С
(справочное)
     
Сведения о соответствии национальных стандартов Российской Федерации
 ссылочным международным стандартам  
Обозначение ссылочного международного стандарта
Обозначение и наименование
соответствующего национального стандарта
ИСО 9000:2005
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ИСО 9001:2000
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования
ИСО 9004:2000
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
ИСО 10002:2004
ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях
ИСО 10005:2005
ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества
ИСО 10006:2003
ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании
ИСО 10007:2003
ГОСТ Р ИСО 10007-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией
ИСО 10012:2003
*
ИСО/ТО 10013:2001
ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества
ИСО/ТО 10014:2006
ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 Руководство по управлению экономикой качества
ИСО 10015:1999
ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению
ИСО/ТО 10017:2003
ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001
ИСО 19011:2002
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
ИСО/МЭК Руководство 62:1996
ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Библиография  

[1]
Выбор и использование ИСО 9000 (Selection and use of ISO 9000)
[2]
Принципы менеджмента качества и рекомендации по их применению (Quality management principles and guidelines on their application)
[3]
ИСО 9000 Введение и вспомогательные документы (Introduction and Support Package) (ISO 9000)
 
Руководство по разделу 1.2 "Применение" ИСО 9001:2000 (Guidance on ISO 9001:2000, subclause 1.2 ’Application’)
Руководство по требованиям к документации ИСО 9001:2000 (Guidance on the documentation requirements of ISO 9001:2000)
Руководство по терминологии, используемой в ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 (Guidance on the terminology used in ISO 9001:2000 and ISO 9004:2000)
Руководство по процессному подходу систем менеджмента качества (Guidance on the process approach to quality management systems)
[4]
Руководство ИСО 9001 для малого бизнеса - Что делать (Совет ISO/TC 176) (ISO Handbook: ISO 9001 for Small Businesses - What to do (Advice from ISO/TC 176))
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2007