НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМенеджмент организации РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО СИСТЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИХ УСЛУГ Organization management. Guidelines for the selection of quality management system consultants a стр. 8

h) улучшения.
5.2 Договор на консультационные услуги
Организация должна заключить договор с консультантом по системам менеджмента качества, в котором должен быть ясно определен объем работ (включая выходные данные) и указаны реальные этапы его деятельности. Этот договор должен быть рентабелен для организации (см. А.1). При заключении договора необходимо учитывать различные виды деятельности, такие как (см. А.2):
a) постановка и согласование целей договора, которые должны быть определенными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и ограниченными по времени;
b) изложение подробного плана договора, в котором согласованы все этапы деятельности и выходные данные;
c) доведение плана договора до всех заинтересованных сторон;
d) определение потребностей в обучении персонала организации, которое необходимо для выполнения текущей оценки, поддержки в рабочем состоянии и улучшения системы менеджмента качества;
e) внедрение плана договора;
f) мониторинг и оценка результативности плана и обеспечение выполнения связанных с этим действий;
g) обеспечение выполнения согласованных этапов или их пересмотр;
h) определение процесса по одобрению результатов договора.
Организация должна проводить совещания с целью оценки результативности внедрения системы менеджмента качества и работы консультанта. На каждом из таких совещаний должен проводиться анализ продвижения и полученных результатов при реализации системы менеджмента качества на соответствие плану и бюджету договора. Отчеты о достигнутых результатах должны быть представлены для анализа со стороны высшего руководства.
5.3 Дополнительные замечания
В процессе использования консалтинговых услуг по системам менеджмента качества, организация должна учесть следующее:
a) созданная система менеджмента качества не должна генерировать ненужную документацию и административную деятельность;
b) успех системы менеджмента качества главным образом зависит от вовлечения в процесс ее реализации высшего руководства, а не только от работы одного консультанта;
c) организация должна назначить штатного сотрудника (обычно того, кто будет обеспечивать поддерживание системы менеджмента качества в рабочем состоянии), который будет координировать и проводить мониторинг деятельности консультантов;
d) для интегрирования системы менеджмента качества в общую систему менеджмента организации, в работу должен быть вовлечен персонал всех уровней организации;
e) консультант должен быть уполномочен взаимодействовать с руководителями и персоналом всех уровней организации при выполнении необходимой оценки процессов организации;
f) даже если консалтинг системы менеджмента качества отвечает договорным или рыночным требованиям, существует возможность использовать реализованную систему менеджмента качества как результативный и эффективный инструмент менеджмента;
g) потенциал развития системы менеджмента качества может стать основой постоянного улучшения работы организации;
h) консалтинговые услуги должны соответствовать культурным и иным особенностям организации, компетентности ее персонала и существующим в организации процессам и/или документации.

Приложение А

(справочное)
     
Типичные виды деятельности консультантов по системам менеджмента качества  
А.1 Начальная оценка и подготовка предложения