НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМенеджмент организации РУКОВОДСТВО ПО ВЫБОРУ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО СИСТЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИХ УСЛУГ Organization management. Guidelines for the selection of quality management system consultants a стр. 6

4.2.5 Особенности знаний и навыков, применяемых в организации
4.2.5.1 Законодательные и обязательные требования
Для консалтинга по системам менеджмента качества необходимо знание установленных обязательных и законодательных требований, связанных с деятельностью организации и сферой работ консультанта. Однако от консультантов по системам менеджмента качества не требуется наличие опыта применения этих знаний до начала оказания консалтинговых услуг.
Необходимые знания в этой области обычно должны включать в себя установленные обязательные и законодательные требования к продукции организации, например, в соответствии с ИСО 9001.
4.2.5.2 Требования к продукции, процессам и организации в целом
Консультанты по системам менеджмента качества должны в общих чертах знать продукцию, процессы и ожидания потребителей организации до начала оказания консалтинговых услуг. Они должны понимать ключевые факторы, существенные для сегмента рынка, на котором реализуется продукция организации.
Консультанты по системам менеджмента качества должны быть в состоянии:
a) определить основные характеристики процессов и продукции организации;
b) понимать последовательность и взаимодействие процессов и способность организации обеспечить выполнение требований к продукции;
c) знать терминологию в области деятельности организации;
d) знать особенности структуры организации, а также функции взаимоотношений ее подразделений;
e) понимать стратегическую взаимосвязь между целями деятельности организации и потребностями в компетентном персонале.
4.2.5.3 Управленческая деятельность
Консультанты по системам менеджмента качества должны знать практику управленческой деятельности, применяемую при интеграции системы менеджмента качества в систему менеджмента организации в целом. Должны быть учтены человеческие ресурсы и методы внедрения системы менеджмента качества в соответствии с целями и задачами организации.
В некоторых случаях от консультанта может потребоваться наличие компетентности в дополнительной области знаний, необходимой для удовлетворения потребностей, ожиданий и полных целей организации в области системы менеджмента качества, например знания инструментов и методов текущего и стратегического планирований, управления риском, улучшения бизнеса (см. приложение В).
4.2.6 Опыт работы
Консультант по системам менеджмента качества должен иметь необходимый опыт работы, связанный с организационными, профессиональными и техническими аспектами предоставляемых им услуг. Опыт работы должен включать в себя опыт самостоятельных оценок, решение аналогичных задач и опыт взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами (см. приложение В).
Информация об опыте работы и компетентности консультанта должна предоставляться по запросу организации. Информация должна содержать данные, которые можно проверить.
Опыт работы консультанта может включать в себя следующее:
a) практический опыт работы;
b) опыт управленческой работы;
c) опыт работы в области менеджмента качества;
d) опыт аудита системы менеджмента качества;
e) опыт внедрения системы менеджмента качества по меньшей мере по одному из следующих направлений:
1) предоставление консультационных услуг;