Общая концепция компетентности консультанта по системам менеджмента качества представлена на рисунке 1.
Компетентность
486 × 314 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 1 - Концепция компетентности консультанта по системам менеджмента качества
Примечание - Термин "компетентность" определен в ИСО 9000 как выраженная способность применять свои знания и умение.
4.2.2 Личные качества
Успешное выполнение консультантом по системам менеджмента качества своей работы во многом зависит от его личных качеств. Консультант по системам менеджмента качества должен быть:
а) порядочным: справедливым, правдивым, искренним, честным и благоразумным;
b) наблюдательным: постоянно и активно знакомиться с ценностями, средой и деятельностью организации, ее культурными и иными особенностями;
c) проницательным: знать и быть способным понять необходимость изменений и улучшений;
d) разносторонним: готовым к действиям в различных ситуациях и разработке альтернативных творческих решений;
e) упорным: настойчивым, ориентированным на достижение поставленных целей;
f) решительным: способным своевременно делать выводы, основанные на логике и анализе;
g) уверенным в себе: способным действовать независимо и эффективно взаимодействовать с другими людьми;
h) общительным: способным слушать и эффективно взаимодействовать на всех уровнях организации, быть сдержанным и деликатным по отношению к культуре организации;
i) практичным: реалистичным и гибким, хорошо владеющим тайм-менеджментом;
j) ответственным: способным принять на себя ответственность за собственные действия;
k) способным оптимизировать деятельность организации: оказывать помощь руководству и персоналу в реализации системы менеджмента качества.
4.2.3 Образование, знание и навыки
Консультанты по системам менеджмента качества должны иметь соответствующее образование, знания и навыки, необходимые для предоставления консалтинговых услуг, пример оценки которых приведен в приложении В.
Примечание - Предполагается, что знания и навыки основаны прежде всего на врожденных способностях консультанта к освоению научных и гуманитарных дисциплин, а также обучению лингвистике, красноречию и т.п.
4.2.4 Знания и навыки в области менеджмента качества
4.2.4.1 Применение стандартов в области менеджмента качества
Консультанты по системам менеджмента качества должны быть в состоянии освоить и применять на практике следующие стандарты в области систем менеджмента качества, такие как ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004, ИСО 10002, ИСО 10005, ИСО 10006, ИСО 10007, ИСО 10012, ИСО/ТО 10013, ИСО/ТО 10014, ИСО 10015, ИСО/ТО 10017, ИСО 19011, а также документы, указанные в [1]-[4].
Кроме того, консультант должен знать положения других стандартов, необходимых для предоставления консалтинговых услуг.
Примечание - Примерами таких стандартов могут быть следующие:
a) отраслевые;