Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2008 г. N 563-р стр. 2

Обеспеченность футбольными полями в России находится на низком уровне (на 100 тыс. жителей в среднем приходится 14 футбольных полей, в то время как в Европе - 30).
В-третьих, это неэффективность существующей системы по подготовке спортивного резерва для сборных команд страны.
В настоящее время не создан действенный институт отбора наиболее талантливых юных футболистов, занимающихся в профильных спортивных школах. Вместе с тем сохраняется переизбыток легионеров в футбольных клубах страны.
В-четвертых, это отсутствие полномасштабной системы повышения квалификации тренеров-преподавателей.
Нехватка высокопрофессиональных тренерско-преподавательских кадров детско-юношеских спортивных школ отрицательно сказывается на качестве подготовки спортивного резерва для сборных команд страны.
В-пятых, это неудовлетворительное учебно-методическое обеспечение детско-юношеских спортивных школ.
Отсутствие новых учебных методик по отбору кандидатов в сборные команды и других учебно-методических пособий, разработка которых учитывает передовой российский и зарубежный опыт, не позволяет обеспечить учебный процесс, ориентированный на подготовку футболистов международного уровня.
В-шестых, это неудовлетворительное материально-техническое обеспечение процесса подготовки юных футболистов.
Отсутствие современных специализированных учебно-тренировочных баз, оснащенных необходимым спортивным оборудованием, значительно затрудняет подготовку юношеских и молодежных сборных команд по футболу, сформированных из числа учащихся профильных спортивных школ, на уровне ведущих команд мира.
Если не изменить сложившуюся ситуацию и подходы к организации и финансированию детского и юношеского футбола, не будут выявлены и в полной мере решены проблемы развития футбола, имеющие общегосударственное значение, не будет создана федеральная система распространения передового опыта учебно-тренировочной работы, подготовки спортивного резерва и распространения эффективных технологий для решения проблем в сфере футбола.
Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционным процессам в сфере футбола, показатели активного участия всех категорий населения, в том числе детей и молодежи, не будут улучшаться, а развитие футбола как вида спорта, в том числе и профессионального, будет недостаточным.
В рамках подпрограммы предполагается сформировать действенные механизмы сотрудничества государства и гражданского общества, обеспечивающие их эффективное взаимодействие для решения задач в области развития футбола.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Исходя из того что средства, предусмотренные на реализацию подпрограммы, будут расходоваться оптимально и эффективно, варианты решения проблем в сфере футбола связаны с объемами и динамикой финансирования мероприятий подпрограммы.
Финансирование подпрограммы составляет 19126,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 10575,3 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
По первому варианту, когда обеспечено полное и своевременное поступление средств из всех предусмотренных подпрограммой источников финансирования, мероприятия, предлагаемые для реализации в рамках подпрограммы, выполняются в полном объеме, взаимоувязаны между собой, носят комплексный характер и их география охватывает всю территорию Российской Федерации.
При этом приоритетными направлениями считаются:
вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия футболом и формирование здорового образа жизни;
совершенствование системы подготовки спортивного резерва для сборных команд из числа детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах;
расширение и модернизация инфраструктуры детско-юношеского футбола;
организация пропаганды занятий футболом как составной части здорового образа жизни.
В случае реализации первого варианта предполагается развитие детско-юношеского футбола, в том числе:
обновление и развитие инфраструктуры футбола, в первую очередь, строительство не менее 520 футбольных полей с искусственным покрытием для тренировок с детьми, занимающимися в профильных спортивных школах, а также строительство не менее 7 крытых футбольных манежей для проведения непрерывного круглогодичного учебно-тренировочного процесса в профильных спортивных школах;
разработка, издание и распространение учебно-методических пособий и рекомендаций по проведению занятий футболом на основе обобщения передового российского и зарубежного опыта;
создание современных условий для обеспечения качественного учебно-тренировочного процесса сборных команд - строительство учебно-тренировочного центра российских юношеских и молодежных сборных команд;
создание постоянно действующей системы повышения квалификации тренеров-преподавателей с присвоением им тренерской лицензии категории "С" в рамках требований Союза европейских футбольных ассоциаций.
По второму варианту, при неполном объеме финансирования, реализация подпрограммы будет осуществляться в сокращенном варианте, с усеченным перечнем мероприятий, что затруднит осуществление комплексного подхода к решению проблем в сфере детско-юношеского футбола в масштабах страны, обеспечение развития инфраструктуры, создание федеральной системы распространения передового опыта и эффективных футбольно-спортивных технологий и инноваций, а также совершенствование системы формирования спортивного резерва.
Сокращение размеров финансирования за счет средств федерального бюджета снизит привлекательность подпрограммы для других инвесторов, включая субъекты Российской Федерации, не позволит реализовать намеченные мероприятия и переломить негативные тенденции как в сфере футбола в целом, так и в сфере детско-юношеского футбола в частности.
При реализации как первого, так и второго варианта могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками в управлении подпрограммой;
с неверно выбранными приоритетами в развитии футбола;
с изменениями принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансового обеспечения мероприятий подпрограммы.
В целях минимизации возможных отрицательных последствий, связанных с указанными рисками, необходимо создание рабочей группы при координационном совете федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Программа).

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализация подпрограммы рассчитана на 8 лет и при полном и своевременном поступлении средств из всех предусмотренных источников финансирования будет осуществлена в 2 этапа.
Первый этап реализации подпрограммы (2008 - 2012 годы) включает следующие мероприятия:
начало строительства и оснащения футбольных полей с искусственным покрытием для профильных спортивных школ;
начало строительства и оснащения крытых футбольных манежей для профильных спортивных школ;
начало строительства учебно-тренировочного центра национальных юношеских и молодежных сборных команд по футболу (г. Бронницы, Московская область);
начало создания современной системы повышения квалификации тренеров-преподавателей, отвечающей требованиям Союза европейских футбольных ассоциаций;
первичные мероприятия по сбору и анализу передового российского и зарубежного опыта в сфере футбола и по разработке новых методик для учащихся детско-юношеских спортивных школ, а также начальный этап их внедрения в систему подготовки спортивного резерва;
подготовка и проведение смотра-конкурса среди профильных спортивных школ;
подготовка и проведение всероссийских научно-практических конференций с участием руководителей профильных спортивных школ и тренеров-преподавателей.
По итогам первого этапа реализации подпрограммы предполагается:
ввести в эксплуатацию 361 футбольное поле с искусственным покрытием для профильных спортивных школ;
ввести в эксплуатацию 3 крытых футбольных манежа для профильных спортивных школ и учебно-тренировочный центр юношеских и молодежных сборных команд по футболу (г. Бронницы, Московская область);
увеличить до 2500 человек количество тренеров-преподавателей, прошедших повышение квалификации в соответствии с требованиями Союза европейских футбольных ассоциаций;
увеличить до 492 тыс. человек количество футболистов, зарегистрированных в единой информационно-аналитической системе, функционирующей в сфере футбола под эгидой Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" (далее соответственно - единая информационно-аналитическая система, Российский футбольный союз).
Второй этап реализации подпрограммы (2013 - 2015 годы) включает следующие мероприятия:
завершение программы строительства футбольных полей с искусственным покрытием для профильных спортивных школ;