Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 ноября 2006 г. N 1344 "О заключении концессионного соглашения в отношении автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" в Санкт-Петербурге" стр. 99

(c) Перестрахование соответствующего риска недоступно для страховщиков Концессионера в рамках Проекта на мировом рынке страховых услуг от перестраховщиков с рейтингом не ниже "А-" по международной шкале рейтингового агентства Standards&Poors;
(d) Размер премии за перестрахование соответствующего риска составляет такую величину, что на мировом рынке страховых услуг он обычно не страхуется перестраховщиками с рейтингом не ниже "А-" по международной шкале рейтингового агентства Standards&Poors.
10.2. Никакое положение настоящего Приложения не обязывает Концессионера заключать договоры страхования в отношении Нестрахуемых рисков, за исключением случаев, когда основной причиной того, что риск является Нестрахуемым, является какое-либо Действие или бездействие Концессионера или Лица, относящегося к Концессионеру.
10.3. В случае если риск, застрахованный по видам страхования, указанным в Части А Приложения в случаях, предусмотренных настоящим Концессионным соглашением, становится Нестрахуемым риском, то:
(a) Концессионер обязан уведомить об этом Концедента в течение 5 (пяти) Рабочих дней со дня, когда такой риск стал Нестрахуемым риском; и
(b) Если Стороны соглашаются, либо если в соответствии с закрепленным в Концессионном соглашении порядком разрешения споров установлено, что риск является Нестрахуемым и что:
(i) Такой Нестрахуемый риск не вызван действиями (бездействиями) Концессионера или Лица, относящегося к Концессионеру; и
(ii) Концессионер предоставил Концеденту доказательства того, что Концессионер, осуществляющий такую же либо схожую деятельность в Российской Федерации, что и Концессионер, в схожих обстоятельствах действовали бы (при отсутствии средств защиты, предусмотренных настоящим параграфом) разумно и в интересах компании, в случае, если бы они приняли решение прекратить осуществление такой деятельности в результате того, что такой риск стал Нестрахуемым риском, и принимая во внимание, в том числе вероятность наступления Нестрахуемого риска (если он еще не наступил), финансовые последствия для компании в случае если такой риск уже реализовался, а также иные возможности компании по смягчению таких последствий,
Сторонам необходимо обсудить способы управления рисками или их распределения (в том числе рассмотрение вопроса удержания риска каждой из Сторон).
10.4. В случае, если требования пункта 10.3 данного Раздела настоящего Приложения удовлетворены, однако Стороны не могут прийти к соглашению относительно управления или распределения рисков, то:
(a) Для страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам - Концедент обязан (по своему усмотрению) либо выплатить Концессионеру сумму, равную сумме, рассчитанной в соответствии с п.61 Концессионного соглашения, при этом Концессионное соглашение прекращает свое действие, либо оставить в силе Концессионное соглашение, при этом в отношении такого риска будет применяться положение пункта (b) ниже; и
(b) Для договоров страхования, указанным в Части А Приложения - Концессионное соглашение продолжает свое действие, и в случае наступления риска (до тех пор пока такой риск остается Нестрахуемым) Концедент обязан (по своему усмотрению): либо выплатить Концессионеру сумму, равную сумме страхового возмещения, которая подлежала бы выплате в случае, если бы страхование соответствующего риска продолжало оставаться возможным (при этом действие Концессионного соглашения продолжается); либо сумму, рассчитанную в соответствии с п.61 Концессионного соглашения, а также (исключительно для страхования гражданской ответственности) сумму страхового возмещения, которая подлежала бы уплате, при этом Концессионное соглашение прекращает свое действие; и
(c) Если в соответствии с подпунктами (а) и/или (b) настоящего пункта 10.4 действие Концессионного соглашения продолжается, то сумма Компенсации, которая выплачивалась бы в иных случаях, должна быть уменьшена за каждый год, в котором не заключается соответствующий договор страхования, на сумму, равную оплаченной Концессионером премии (либо премии, которая подлежала бы оплате) в отношений соответствующего риска в год, предшествующий году, в котором такой риск стал Нестрахуемым (рассчитывается с того дня, когда риск стал Нестрахуемым). В случае, если риск является Нестрахуемым только в течение части года, сумма Компенсации уменьшается пропорционально количеству месяцев, в течение которых риск является Нестрахуемым; и
(d) если в соответствии с подпунктами (а) и/или (b) настоящего пункта 10.4 действие Концессионного соглашения продолжается, Концессионер обязан не реже одного раза в четыре месяца отслеживать ситуацию на рынке страхования относительного того, продолжает ли риск оставаться Нестрахуемым. Как только Концессионеру становится известно, что риск перестал быть Нестрахуемым, Концессионер обязан заключить и исполнять, либо обеспечить заключение и исполнение договора страхования такого риска (вступающего в силу, как только это станет практически возможным), в соответствии с Концессионным соглашением.
10.5. В случае, если в соответствии с подпунктом (b) настоящего пункта 10.4 Концедент принимает решение об осуществлении выплат Концессионеру (в случае чего Концессионное соглашение прекращает свое действие) (далее - "Соответствующие выплаты"), Концессионер имеет право (которым он вправе воспользоваться, направив соответствующее уведомление в письменной форме в течение 20 (двадцати) Рабочих дней с того момента, когда Концедент принял такое решение, далее "Срок выбора") выплатить Концеденту не позднее окончания Срока выбора сумму, равную страховому возмещению, которое подлежало бы выплате, если бы соответствующий риск не стал Нестрахуемым, при этом действие Концессионного соглашения продолжается (и Соответствующие выплаты не будут произведены Концедентом), а выплаты Концессионера должны быть использованы на те же цели и таким же образом, как и страховые выплаты в случае, если бы соответствующий риск не стал Нестрахуемым.

11. Неприменимые условия страхования:

11.1. Для целей настоящей статьи Условия страхования означают любые условия, необходимые для включения в договор страхования в соответствии настоящим Приложением.
11.2. Если после возобновления любого договора страхования, который Концессионер обязан исполнять или обеспечивать его исполнение согласно Концессионному соглашению:
(a) Концессионер не может воспользоваться каким-либо Условием страхования на российском рынке страхования со страховщиками с безупречной репутацией; и (или)
(b) Страховая премия, подлежащая оплате по договору страхования, включающего такие Условия страхования, которое в целом не включается в страховой полис, получаемый на российском рынке страхования у страховщиков с безупречной репутацией, (за исключением, в каждом отдельном случае, включения такого Условия страхования по причине действий Концессионера и (или) его представителей - в таком случае применяются положения пункта 11.3 данного Раздела настоящего Приложения и/или
(c) Перестрахование соответствующего риска недоступно для страховщиков Концессионера в рамках Проекта на мировом рынке страховых услуг от перестраховщиков с рейтингом не ниже "А-" по международной шкале рейтингового агентства Standards&Poors;
(d) Размер премии за перестрахование соответствующего риска составляет такую величину, что на мировом рынке страховых услуг он обычно не страхуется перестраховщиками с рейтингом не ниже "А-" по международной шкале рейтингового агентства Standards&Poors.
11.3. Если Стороны согласились или определили, что подлежит применению пункт 11.2 данного Раздела настоящего Приложения, то Концедент освобождает Концессионера от исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Приложением в отношении отдельного Условия страхования, и Концессионер не будет считаться не исполнившим своих обязательств по осуществлению страхования в соответствии с Концессионным соглашением из-за неисполнения исполнения договора страхования, включающего такое Условие страхования, до тех пор, пока соответствующие обстоятельства, предусмотренные пунктом 11.1, продолжают применяться к такому Условию страхования.
11.4. В случаях, когда Стороны договорились (действуя разумно), или когда это предусмотрено Порядком разрешения споров, о существовании альтернативных условий страхования, которыми может воспользоваться Концессионер на международном и российском рынке страхования, обратившись к страховщикам с безупречной репутацией, и включение такого условия в договор страхования, полностью или частично решит вопрос о невозможности Концессионера сохранять в силе договор страхования, содержащий соответствующее Условие страхования; и цена включения такого условия соответствует той, которую подрядчики обычно (в этом случае) готовы уплатить, Концессионер сохраняет действие такого договора страхования или обеспечивает его поддержание, с включением таких альтернативных условий.
11.5. В случае, если Концедент освобождает Концессионера от исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 11.4 данного Раздела настоящего Приложения, он вправе вычесть из суммы Компенсации "Скорректированную сумму", равную сумме, выплаченной за определенное Условие страхования в предыдущем году (при невозможности определения точной цифры производится разумная оценка такой суммы), за вычетом любой суммы, выплаченной или подлежащей выплате Концессионером в течение года в целях сохранения в силе любого (полностью или в части) альтернативного или заменяющего договора страхования в отношении такого Условия страхования в соответствии с п. 11.4 данного Раздела настоящего Приложения.
11.6. В случае применения пункта 11.2 данного Раздела настоящего Приложения, размер Компенсации снижается каждый Договорный год на Скорректированную сумму, индексированную с даты, когда определенное Условие страхования становится невозможным для применения.
11.7. Концессионер уведомляет Концедента в разумные сроки, но, в любом случае, в течение пяти дней после того, как ему станет известно о возможном применении или (по истечении соответствующего договора страхования, действующего на тот момент) о применении подпункта (а) пункта 11.2 и (или) подпункта (b) пункта 11.2 данного Раздела настоящего Приложения в отношении какого-либо Условия страхования (независимо от причины применения). Концессионер предоставляет Концеденту сведения, разумно запрашиваемые Концедентом в связи с невозможностью использования Условия страхования и (или) в связи с утверждением о том, что такое Условие страхования обычно не включается в договор страхования, на международном рынке страхования. Стороны должны в разумные сроки провести встречу и рассмотреть возможности для решения вопроса в связи с отсутствием такого Условия страхования или такой рыночной практикой.
11.8. В случае применения подпункта (а) пункта. 11.2 и (или) подпункта (b) пункта 11.2 настоящего Приложения в отношении Условия страхования (независимо от причины применения), Концессионер обязан не реже одного раза в четыре месяца отслеживать ситуацию на рынке страхования относительно того, продолжают ли применяться подпункты (а) пункта 11.2 и (или) подпункта (b) пункта 11.2 настоящего Приложения к Условию страхования. Как только Концессионеру становится известно, что подпункт (а) пункта 11.2 и (или) подпункт (b) пункта 11.2 настоящего Приложения прекратили действие в отношении Условия страхования, Концессионер обязан заключить и обеспечить сохранение действия договора страхования (вступающего в силу, как только это станет практически возможным), включающего такое Условие страхования в соответствии с Концессионным соглашением.

Раздел 2 - Период строительства:

Часть А: Основные виды страхования

Договоры страхования, подлежащие заключению Концессионером и исполнению на период Строительства
Виды страхования:Раздел 1 Страхование строительно-монтажных работРаздел 2 Страхование гражданской ответственностиРаздел 3 Страхование задержки в пуске объекта (вследствие ущерба СМР)Раздел 4 Страхование перевозок грузовРаздел 5 Страхование задержки в пуске объекта (вследствие ущерба грузам)
Основной страхователь:Концессионер
Основным страхователем признается лицо, обладающее правами и обязанностями по договору страхования и на которое, ложится основная обязанность по оплате страховой премии.
Страхователи:Раздел 1 Страхование строительно-монтажных работ:Раздел 2 Страхование гражданской ответственности:Раздел 4 Страхование перевозок грузов:
Концессионер
Концедент
Подрядчик
Субподрядчики и консультанты любого уровня, а также другие лица, поставляющие товары и услуги по Проекту, при осуществлении ими деятельности на площадке.
Финансирующие организации, Агент, Доверительный управляющий обеспечением
Раздел 3 Страхование задержки в пуске объекта: (вследствие ущерба СМР)Раздел 5 Страхование задержки в пуске объекта: (вследствие ущерба грузам)
Концессионер
Финансирующие организации, Агент, Доверительный управляющий обеспечением
Страховое покрытие:Раздел 1 Страхование строительно-монтажных работ:
Все риски гибели (утраты) или повреждения Застрахованного
имущества, используемого в Проекте.
Застрахованным имуществом признается постоянные и временные работы и материалы, необходимые для реализации Проекта, и прочее имущество, используемое или предназначенное для использования в Проекте, включая
Временные здания и сооружения необходимые для выполнения работ;
Строительное оборудование, машины и механизмы, предназначенные для использования в Проекте;
Раздел 2 Страхование гражданской ответственности:
Страхование гражданской ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при проведении строительно-монтажных по Проекту.
Раздел 3 Страхование задержки в пуске объекта: (вследствие ущерба СМР)
Возмещение убытков произошедших вследствие задержки в пуске объекта в эксплуатацию в Запланированные даты начала эксплуатации и понесенных Концессионером вследствие произошедших в период строительства и возмещаемых по договору страхования гибели (утраты) или повреждения Застрахованного имущества.
Раздел 4 Страхование перевозок грузов:
Все риски гибели (утраты) или повреждения грузов во время перевозки и хранения.
Раздел 5 Страхование задержки в пуске объекта: (вследствие ущерба грузам)
Возмещение убытков произошедших вследствие задержки в пуске объекта в эксплуатацию в Запланированные даты начала эксплуатации и понесенных Концессионером вследствие произошедших в период перевозки и хранения и возмещаемых по договору страхования гибели (утраты) или повреждения застрахованных грузов.
Страховая сумма:Раздел 1 Страхование строительно-монтажных работ:
Полная восстановительная стоимость
Раздел 2 Страхование гражданской ответственности:
Не менее 5 000 000 долларов США
Раздел 3 Страхование задержки в пуске объекта: (вследствие ущерба СМР)
Постоянные расходы и расходы по обслуживанию кредита, рассчитанные за Максимальный период возмещения, равный 24 месяцам.
Раздел 4 Страхование перевозок грузов:
Полная восстановительная стоимость, включая фрахт и стоимость страхования плюс увеличение на 10%.
Раздел 5 Страхование задержки в пуске объекта: (вследствие ущерба грузам)
Постоянные расходы и расходы по обслуживанию кредита, рассчитанные за Максимальный период возмещения, равный 24 месяцам.
Безусловная франшиза:Раздел 1 Страхование строительно-монтажных работ:
Не более 500 000 долларов США по стихийным бедствиям иНе более 50 000 долларов США по другим событиям
Раздел 2 Страхование гражданской ответственности:
Не более 50 000 долларов США
Раздел 3 Страхование задержки в пуске объекта: (вследствие ущерба СМР)
Не более 45 дней совокупной задержки в пуске объекта с Запланированной даты начала эксплуатации
Раздел 4 Страхование перевозок грузов:
Не более 50 000 долларов США
Раздел 5 Страхование задержки в пуске объекта: (вследствие ущерба грузам)
Не более 45 дней совокупной задержки в пуске объекта с Запланированной даты начала эксплуатации
территория страхования:Российская Федерация
Период страхования:Раздел 1 Страхование строительно-монтажных работРаздел 3 Страхование задержки в пуске объекта (вследствие ущерба СМР)Раздел 4 Страхование перевозок грузовРаздел 5 Страхование задержки в пуске объекта (вследствие ущерба грузам)
С момента начала и на весь срок строительства, а также на последующий период гарантийного технического обслуживания, предусмотренный Концессионным соглашением, сроком не менее 24 месяцев.
Раздел 2 Страхование гражданской ответственности:
С момента начала и на весь срок строительства
Юрисдикция:Споры подлежат рассмотрению Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Основные расширения страхового покрытия:Раздел 1 Страхование строительно-монтажных работ:
1) Страхование имущества на период перевозок по внутренним путям сообщения, включая промежуточное хранение;2) Страхование дополнительных расходов на разборку, утилизацию и вывоз завалов, образовавшихся после наступления страхового случая;3) Страхование дополнительных расходов на привлечение требуемых специалистов, ставших необходимыми после наступления страхового случая;4) Страхование дополнительных расходов за работу в сверхурочное время, праздники и выходные, необходимых для сокращения сроков восстановления;5) Страхование дополнительных расходов, связанных со срочностью фрахта воздушного судна, необходимых для сокращения сроков восстановления;6) Страхование дополнительных расходов связанных с восстановлением проектно-сметной, технической и исполнительной документации, поврежденной или утраченной в результате страхового случая;7) Включение в страхование работ и материалов, предоставляемых заказчиком под Проект;8) Страхование гибели или повреждения зданий (сооружений), находящихся во владении, пользовании или распоряжении Страхователей и существовавших до начала строительства;9) Условие о применении 72-х часового периода для определения количества страховых случаев для Стихийных бедствий;10) Положение об автоматическом увеличении страховой суммы по договору страхования, если это вызвано удорожанием стоимости строительства (автоматическое увеличение на 15% от первоначально заявленной суммы);11) Автоматическое восстановление страховой суммы после убытка до прежней величины;12) Положение о равном разделении убытка между договором страхования строительно-монтажных рисков и договором страхования перевозок грузов.
Раздел 2 Страхование гражданской ответственности:
1) Страхование ответственности вред, причиненный внезапным и непредвиденным загрязнением;2) Страхование судебных издержек, расходов на урегулирование претензий;3) Страхование ответственности за вред, причиненный прилегающему к зоне проведения строительных работ имуществу (строениям и сооружениям), вследствие ослабления (удаления) опор, оснований;4) Страхование ответственности за вред, причиненный при выполнении работ водными судами.
Раздел 3 Страхование задержки в пуске объекта: (вследствие ущерба СМР)Раздел 5 Страхование задержки в пуске объекта (вследствие ущерба грузам)
1) Страхование риска задержки в пуске объекта в эксплуатацию вследствие гибели или повреждения имущества поставщиков электроэнергии, газа, воды (исчерпывающий список поставщиков прилагается к договору страхования, гибель или повреждение имущества подлежит страхованию от рисков пожара, удара молнии, взрыва, падения пилотируемых летательных объектов);2) Страхование риска задержки в пуске объекта в эксплуатацию вследствие гибели или повреждения имущества поставщиков строительных материалов и оборудования (исчерпывающий список поставщиков прилагается к договору страхования, гибель или повреждение имущества подлежит страхованию от рисков пожара, удара молнии взрыва, падения пилотируемых летательных объектов);3) Страхование риска задержки в пуске объекта в эксплуатацию вследствие наступления страхового события, произошедшего в радиусе 10 км (не менее чем) от строительной площадки и ограничивающего ход ведения строительно-монтажных работ;4) Страхование дополнительных расходов в целях уменыпе ния убытков;5) Расходы на привлечение сертифицированных бухгалтеров (аудиторов);6) Максимальный период возмещения - 24 месяца.
Раздел 4 Страхование перевозок грузов: '
1) Оговорка института Лондонских страховщиков о страховании грузов N (а) 1/1/82;2) Оговорка института Лондонских страховщиков о страховании грузов N (air) 1/1/82;3) Оговорка института Лондонских страховщиков о страховании грузов, возмещение по восстановительной стоимости N 1/1/34;4) Оговорка института Лондонских страховщиков о страховании грузов N 1/8/97;5) Оговорка института Лондонских страховщиков о страховании грузов, оговорка о военных действиях N 1/1/82;6) Оговорка института Лондонских страховщиков о страховании грузов, оговорка о военных действиях (air cargo) 1/82;7) Оговорка института Лондонских страховщиков о страховании грузов, оговорка о порядке расторжения вследствие военных действий (cargo) 1/12/82;8) Оговорка института Лондонских страховщиков о страховании грузов, оговорка о забастовках (cargo) 1/1/82;9) Оговорка института Лондонских страховщиков о страховании грузов, оговорка о забастовках (air cargo) 1/1/82;10) Временной лимит по перевозке - не менее 90 дней;11) Временной лимит по промежуточному хранению - не менее 60 дней;12) Покрываются перевозки грузов любыми видами транспорта (автомобильным, железнодорожным, водным и воздушными видами транспорта).
Основные исключения из страхового покрытия:Раздел 1 Страхование строительно-монтажных работ:
1) Исключение рисков, связанных с военными действиями;2) Исключение рисков, связанных с ядерной энергией;3) Исключение риска террористических действий;4) Постепенное повреждение (ухудшение свойств) застрахованного имущества;5) Искажение (повреждение) электронных данных;6) Исключение дефектов материалов, строительства согласно условиям, разработанных в Лондоне DE 5 (1995).Оговорка DE 5 (1995): Договор страхования исключает:(а) Расходы, необходимые на замену, ремонт или восстановление дефектной части Застрахованного имущества (дефект материала, дефект проекта или строительства);(b) Гибель или повреждение Застрахованного имущества в результате замены, ремонта или восстановления дефектной части Застрахованного имущества.Однако, если повреждение Застрахованного имущества вызвано таким дефектом, то расходы на восстановление будут ограничены необходимыми расходами на восстановление и расходами на восстановление до состояния, предусмотренного проектом.В целях всего договора страхования, а не только в целях данного условия Застрахованное имущество не считается погибшим или поврежденным только из-за наличия в нем дефектов (дефекта материала, дефекта проекта или строительства).
Раздел 2 Страхование гражданской ответственности:
1) Исключение рисков, связанных с военными действиями;2) Исключение рисков, связанных с ядерной энергией;3) Исключение риска террористических действий;4) Ответственность работодателя за вред причиненный сотрудникам;5) Ответственность в связи с эксплуатацией автомобилей, предназначенных для движения по дорогам общего пользования, с эксплуатацией воздушных и водных судов, превышающих длину 15 метров;6) Ответственность за вред, причиняемый постепенным загрязнением окружающей среде;7) Штрафные санкции и пени.
Раздел 3 Страхование задержки в пуске объекта (вследствие ущерба СМР)Раздел 5 Страхование задержки в пуске объекта (вследствие ущерба грузам)
1) Исключение рисков, связанных с военными действиями;2) Исключение рисков, связанных с ядерной энергией;3) Исключение риска террористических действий.

Часть Б: Прочие виды страхования

Договоры страхования, подлежащие заключению и поддержанию в период Строительства
1) Страхование ответственности работодателя:
Страхования ответственности работодателя за вред, причиненный жизни и здоровью сотрудникам Страхователя. Страхование должен осуществить Концессионер, Подрядчик и Субподрядчики.
Страхование ответственности работодателя включает страхование ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью вследствие профессиональных заболеваний работников.
По договорам страхования должны покрываться претензии как от граждан Российской Федерации, так и от иностранных работников. Период заявления претензий по договорам страхования должен составлять не менее 12 месяцев с момента окончания периода страхования.
Застрахованный лимит ответственности должен составлять не менее 5 000 000 (пять миллионов) долларов США. Страховое покрытие ограничивается рабочим временем и рабочими обязанностями работников Страхователя.
2) Страхование ответственность при эксплуатации автотранспортных средств:
Страхование гражданской ответственности Страхователя (Концессионер, Подрядчик и Субподрядчики) за вред, причиненный третьим лицам (включая пассажиров) при эксплуатации автотранспортных средств (находящихся во владении, пользовании и распоряжении Страхователя), предназначенных для движения по дорогам общего пользования и используемых в Проекте. Лимит ответственности устанавливается в соответствии с Действующим законодательством.
3) Страхование профессиональной ответственности:
Страхование профессиональной ответственности Страхователя (Концессионер, Подрядчик и Субподрядчики) за вред, причиненный вследствие небрежных действий, ошибок и упущений в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей Страхователя, включая ситуации, когда это приводит к ошибкам в проекте, плане или спецификациях при строительстве объекта.
Застрахованный лимит ответственности должен составлять не менее 10 000 000 (десяти миллионов) долларов США.
4) Страхование ответственности за вред, причиненный окружающей среде (экологическое страхование):
Страхование ответственности за вред, причиненный окружающей среде Страхователем (Концессионер, Подрядчик и Субподрядчики, Концедент).
Застрахованный лимит ответственности должен составлять не менее 5 000 000 (пять миллионов) долларов США.

Раздел 3 - Период эксплуатации:

Часть А: Основные виды страхования

Доходы страхования, подлежащие заключению Концессионером и исполнению на период Эксплуатации