Работы включают в себя разработку актов разрешенного использования новых мест размещения автоматических станций, перенос павильонов с системами жизнеобеспечения на новые места, проведение монтажа перемещаемого оборудования, подключения станций к энергоснабжению. Кроме того, одна из перемещаемых станций в настоящее время эксплуатируется на базе арендованного павильона, в связи с чем планируется закупка одного нового павильона с системой жизнеобеспечения для размещения перемещаемого оборудования.
3.2.3. Организация отбора проб атмосферного воздуха на территориях с наихудшими по городу экологическими показателями и последующий лабораторный анализ.
Мероприятие проводится в целях выявления на территории города очагов загрязнения воздуха, где показатели загрязнения хуже, чем на других территориях города. Первичной информацией, позволяющей выявить территории города как потенциально менее благополучные, является информация органов здравоохранения о вариациях заболеваемости населения по территории города на уровне управ районов либо поликлиник (повышенным уровнем заболеваемости населения экологически ориентированными болезнями, например, бронхиальной астмой), а также жалобы населения, подтвержденные результатами рейдов передвижной лаборатории контроля качества атмосферного воздуха.
Организация отбора проб дополнительно к действующим автоматическим станциям контроля качества атмосферного воздуха необходима в связи с тем, что ряд опасных загрязняющих веществ, характерных для выбросов московской промышленности, невозможно измерить автоматически.
Отбор проб проводится на территориях, указанных в обращениях граждан, с учетом мест расположения потенциальных источников загрязнения и метеорологических характеристик в день обращения и на момент осуществления пробоотбора а также на территориях, выявленных по результатам токсикологических исследований. По аналогии с предыдущими годами годовой объем отбираемых проб составляет около 8 тыс. проб.
Перечень химических веществ, на которые производится анализ проб, формируется индивидуально для каждой территории города, на основании анализа обращений граждан и выбросов потенциальных источников загрязнения. Анализ содержания выбросов загрязняющих веществ осуществляется путем проведения инспекционных проверок и прямого инструментального контроля выбросов (отбор проб "на трубе"). Количество отбираемых проб и периодичность пробоотбора на одной территории определяется индивидуально, исходя из цели выявления источников загрязнения.
3.2.4. Сводный перечень мероприятий раздела
┌───┬──────────────────────────┬──────────────────────────────┬─────────────────────┬─────────────┐
│ N │ Мероприятие │ Содержание мероприятия │ Ожидаемый результат │ Сроки │
│п/п│ │ │ │ реализации │
├───┼──────────────────────────┼──────────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────┤
│1 │Эксплуатация технических│Поддержание автоматических│Точная и достоверная│ В течение │
│ │средств в составе системы│станций контроля и│информация об уровне│всего периода│
│ │мониторинга атмосферного│измерительного оборудования│загрязнения воздуха│ │
│ │воздуха (39│(по указанным перечням и│загрязняющими │ │
│ │автоматических станций│контролируемым показателям) в│веществами, │ │
│ │контроля качества│технически исправном│характерными для│ │
│ │воздуха, передвижная│состоянии. Выполнение│выбросов │ │
│ │экологическая │профилактических и ремонтных│антропогенных │ │
│ │лаборатория, │работ в соответствии с│источников Москвы, в│ │
│ │метеорологического │регламентом, утвержденным│различных │ │
│ │оборудование для│Департаментом │функциональных зонах│ │
│ │определения условий│природопользования и охраны│города, в любой│ │
│ │рассеивания) │окружающей среды города Москвы│момент времени │ │
│2 │Корректировка мест│Перемещение станций в район│Выявление случаев│ IV квартал │
│ │расположения 11│Печатники (с ул. Люблинская),│повышенного │ 2006 г. │
│ │автоматических станций│Внешняя сторона садового│загрязнения, │ │
│ │контроля качества│кольца (с Сухаревской│связанных с выбросами│ │
│ │атмосферного воздуха│площади), проспект Мира район│конкретных │ │
│ │(работы по перемещению│Ростокино (с ул. Ср.│антропогенных │ │
│ │станций) │Переяславская), Зеленоград 11│источников │ │
│ │ │мкрн. (с Зеленограда 8 мкрн),│ │ │
│ │ │Можайское шоссе (с│ │ │
│ │ │ул. Толбухина), район м.│ │ │
│ │ │Кантемировская (с Коптевского│ │ │
│ │ │бульвара), ул. Молодцова (с│ │ │
│ │ │Полярной ул.), Ленинградское│ │ │
│ │ │шоссе (с Ленинградского│ │ │
│ │ │проспекта у МАДИ), создание│ │ │
│ │ │охранной зоны у станции на│ │ │
│ │ │Глебовской ул., Южное Бутово│ │ │
│ │ │(с ул. Большая│ │ │
│ │ │Черемушкинская), создание│ │ │
│ │ │охранной зоны у станции на│ │ │
│ │ │Туристской ул. │ │ │
│3 │Создание двух новых│Создание двух автоматических│Выделение вклада│ IV квартал │
│ │автоматических станций│станций контроля качества │города в загрязнение│ 2006 г. │
│ │контроля загрязнения│воздуха за чертой города│воздушного бассейна│ │
│ │атмосферы за чертой│Москвы (с запада от Москвы -│региона и, обратно,│ │
│ │города Москвы │ЗНС ИФА и на юго-востоке -│определения# │ │
│ │ │города Павловский посад),│загрязнения, которое│ │
│ │ │контролирующих содержание в│поступает в Москву с│ │
│ │ │воздухе оксида углерода (СО),│натекающими │ │
│ │ │диоксида и оксида азотов (NO2│воздушными массами │ │
│ │ │и NО), диоксида серы (SO2),│ │ │
│ │ │озона (О3), углеводородов│ │ │
│ │ │(СНХ), взвешенных частиц с│ │ │
│ │ │размерами менее 10 мкм (РМ10),│ │ │
│ │ │углекислого газа (СО2),│ │ │
│ │ │кислорода (О2),│ │ │
│ │ │метеорологических параметров│ │ │
│ │ │(скорость и направление ветра,│ │ │
│ │ │давление, влажность,│ │ │
│ │ │температура) │ │ │
│4 │Дооснащение 9│9 АСКЗА, расположенных на│Оценка загрязнения,│ III квартал │
│ │автоматических станций│территориях формирования│поступающего в почвы,│ 2006 г. │
│ │контроля качества│поверхностного стока,│подземные воды,│ │
│ │атмосферного воздуха│дооснащаются оборудованием по│поверхностные воды│ │
│ │осадкомерами с целью│контролю за осадками │через загрязнение│ │
│ │создания комплексных│ │атмосферного воздуха │ │
│ │станций наблюдений│ │ │ │
│ │(мероприятие ведется с│ │ │ │
│ │2005 года, остаток на│ │ │ │
│ │2006 г. - 9 осадкомеров) │ │ │ │
│5 │Дооснащение 8│Замена павильона станции на│Установление вклада│ III квартал │
│ │автоматических станций│Сухаревской площади, Установка│антропогенных │ 2006 г. │
│ │контроля качества│приборов по контролю NH3, H2S,│источников │ │
│ │атмосферного воздуха│PM10, CHX, CH4, CH- на станции│загрязнения (уровни│ │
│ │газоаналитическим │в районе м. Кантемировская;│загрязнения, │ │
│ │оборудованием │СНХ, СН4, СН- - в Марьино;│повторяемость │ │
│ │ │NH3, H2S, СНХ, СН4, СН- в│повышенного │ │
│ │ │Печатниках; SO2 - на│загрязнения, │ │
│ │ │Глебовской ул., СНх, СН4, СН-│суммарная │ │
│ │ │в парке Лосиный остров; │длительность в│ │
│ │ │SO2, СНХ, СН4, СН- - на │течение года) в│ │
│ │ │Можайском шоссе; SO2, СНХ СН4,│наблюдаемый уровень│ │
│ │ │ СН-, РМ10 - в Южном Бутове │загрязнения │ │
│6 │Организация поступления│Организация на договорной│Прогноз загрязнения│ IV квартал │
│ │данных о высотном│основе поступления│атмосферного воздуха│ 2006 г. │
│ │распределении │метеорологических данных с│с учетом│ │
│ │метеорологических │Останкинской телебашни │характеристик │ │
│ │характеристик атмосферы с│ │натекающей на город│ │
│ │Останкинской телебашни │ │воздушной массы.│ │
│ │ │ │Контроль в режиме│ │
│ │ │ │реального времени за│ │
│ │ │ │направлением │ │
│ │ │ │распространения │ │
│ │ │ │"облака" загрязняющих│ │
│ │ │ │веществ в случае│ │
│ │ │ │аварий и чрезвычайных│ │
│ │ │ │ситуаций и прогноз│ │
│ │ │ │воздействия аварийных│ │
│ │ │ │выбросов на жилые│ │
│ │ │ │территорий в секторе│ │
│ │ │ │воздействия │ │
│7 │Организация пункта│Установка газоаналитического│Результаты измерений│ IV квартал │
│ │контроля вертикального│оборудования по контролю за│обеспечат проверку│ 2006 г. │
│ │распределения загрязнения│вертикальным распределением│расчетных моделей,│ │
│ │ │содержанием в воздухе СО, О3,│подготовку ответов на│ │
│ │ │NO2, NO, CO2 │обращения жителей,│ │
│ │ │ │связанные с выбросами│ │
│ │ │ │высоких источников,│ │
│ │ │ │этажностью, │ │
│ │ │ │застройкой │ │
│8 │Отбор проб с последующим│Осуществляется в рамках│Перечень локальных│ В течение │
│ │лабораторным анализом │инструментального контроля│территорий в городе с│всего периода│
│ │ │воздуха на границе СЗЗ│указанием причин│ │
│ │ │предприятий с учетом перечня│повышенного │ │
│ │ │токсичных ингредиентов,│загрязнения, где│ │
│ │ │измеренных на организованных│необходимо проведение│ │
│ │ │выбросах ("на трубе").│природоохранных │ │
│ │ │Лабораторный анализ│мероприятий местного│ │
│ │ │представляет собой обзорный│характера. Получение│ │
│ │ │масс-спектрометрический анализ│фактических │ │
│ │ │перечня органических токсичных│доказательств │ │
│ │ │веществ │причинно-следственной│ │
│ │ │ │связи между выбросами│ │
│ │ │ │предприятий и│ │
│ │ │ │жалобами жителей │ │
└───┴──────────────────────────┴──────────────────────────────┴─────────────────────┴─────────────┘
┌───┬──────────────────────────┬──────────────────────────────┬─────────────────────┬─────────────┐
3.3. Ресурсное обеспечение мероприятий раздела
┌───┬─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┬─────────┬──────────────┐
│ N │ Наименование │ Объемы и источники финансирования, тыс. руб. │Привл. │ Итого │ Исполнитель │
│ │ мероприятия ├───────────────────────────────────────────────────────────────────┤средст-│ │ │
│ │ │ Городской бюджет ЦБТЭФ │ ва │ │ │
│ │ ├───────┬───────┬───────┬──────────┬───────┬──────┬───────┬─────────┤ │ │ │
│ │ │ НИОКР │ ПИР │ Кап. │ Текущие │ НИОКР │ ПИР │ Кап.вл│ Текущие │ │ │ │
│ │ │ │ │ вл. │ расходы │ │ │ │ расходы │ │ │ │
├───┼─────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────────┼───────┼─────────┼──────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │
├───┼─────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────────┼───────┼─────────┼──────────────┤
│1 │Эксплуатация │ │ │ │ 15422,7 │ │ │ │ │ │ 15422,7 │ ГПУ │
│ │системы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ "Мосэкомони- │
│ │мониторинга │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ торинг" │
│ │атмосферного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │воздуха (39 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │автоматических │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │станций контроля │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │качества воздуха,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │передвижная │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │экологическая │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │лаборатория, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │метеорологическое│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │оборудование для │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │определения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │условий │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │рассеивания) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│2 │Перемещение 11│ │ │ │ │ │ │ │ 2110 │ │ 2110 │ ГПУ │
│ │автоматических │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ "Мосэкомони- │
│ │станций контроля│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ торинг" │
│ │качества │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │атмосферного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │воздуха │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│3 │Создание двух│ │ │ │ │ │ │ 8000 │ │ │ 8000 │ Определяется │
│ │новых │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ по конкурсу │
│ │автоматических │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │станций контроля│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │загрязнения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │атмосферы за│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │чертой города│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Москвы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│4 │Дооснащение 9│ │ │ │ │ │ │ 160 │ │ │ 160 │ Определяется │
│ │автоматических │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ по конкурсу │
│ │станций контроля│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │качества │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │атмосферного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │воздуха │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │осадкомерами с│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │целью создания│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │комплексных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │станций │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │наблюдений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│5 │Дооснащение 8│ │ │ │ │ │ │ 8000 │ │ │ 8000 │ Определяется │
│ │автоматических │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ по конкурсу │
│ │станций контроля│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │качества │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │атмосферного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │воздуха │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │газоаналитическим│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │оборудованием │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│6 │Организация │ │ │ │ │ │ │ 4100 │ 720 │ │ 4820 │ Определяется │
│ │двухуровневых │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ по конкурсу │
│ │пунктов контроля│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │загрязнения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │воздуха на│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │верхних этажах│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │высотных жилых│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │зданий │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│7 │Отбор проб с│ │ │ │ │ │ │ │ 2500* │ │ 2500* │ ГПУ │
│ │последующим │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ "Мосэкомони- │
│ │лабораторным │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ торинг" │
│ │анализом │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼─────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼──────┼───────┼─────────┼───────┼─────────┼──────────────┤
│ │Итого │ │ │ │ 15422,7 │ │ │ 20260 │ 5330 │ │ 41012.7 │ │
└───┴─────────────────┴───────┴───────┴───────┴──────────┴───────┴──────┴───────┴─────────┴───────┴─────────┴──────────────┘
┌───┬─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┬─────────┬──────────────┐
* Финансирование мероприятия осуществляется за счет ЦБТЭФ, строка "Содержание Аналитической лаборатории Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы".
4. Мониторинг выбросов промышленных предприятий
4.1. Существующее состояние. Основные цели и задачи
Одной из наиболее трудно достигаемых целей экологического мониторинга, установленной Законом города Москвы от 25.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" является выявление вклада источников выбросов загрязняющих веществ в наблюдаемый уровень загрязнения и установление доказательной связи между выбросами промышленных предприятий и наблюдаемым уровнем загрязнения. Учитывая сложное пространственное распределение промышленных предприятий по территории города, их большое количество, различие в характеристиках выбросов, различную "дальность воздействия", только средствами мониторинга атмосферного воздуха данная цель достигнута быть не может.
Кроме того, имеющиеся источники информации о составе и объемах выбросов загрязняющих веществ - согласованные тома предельно-допустимые# выбросов предприятий и формы статистической отчетности - не соответствуют фактическим данным, поскольку составляются самими предприятиями, которые не заинтересованы в декларировании всех своих выбросов, и поскольку в них не учтены несанкционированные и аварийные выбросы.
Практика работы оперативных природоохранных служб показывает, что имеют место нарушения предприятиями утвержденных лимитов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, особенно в ночные часы. Именно эти, не выявляемые методами экологического контроля и не устанавливаемые однозначно средствами автоматического мониторинга выбросы формируют неблагоприятные экологические условия проживания населения на отдельных территориях города и являются причиной многочисленных жалоб и экологического риска.
Единственным эффективным методом выявления несанкционированных и обнаружения аварийных выбросов является организация прямых автоматических инструментальных измерений состава и объема выбросов (измерения "на трубе").
Постановлением Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 529-ПП "О мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями и организациями, расположенными на территориях административных округов города Москвы" на 82 городских предприятиях было рекомендовано создание автоматизированных систем контроля выбросов в атмосферу. По состоянию на середину 2005 года только на 25% предприятий проводятся рекомендованные работы на стадии проектирования.
Медленные темпы реализации объясняются рекомендательным характером мероприятия и тем, что мероприятия предписано проводить за счет собственных средств предприятий. При этом само создание таких систем предприятиям не выгодно, так как исключит для них возможность безнаказанно производить сверхлимитные выбросы.
С принятием Закона города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" создана необходимая правовая база для организации прямых инструментальных измерений. Приложением 3 к настоящему постановлению утверждается перечень предприятий - субъектов локального экологического мониторинга, которым предписано обеспечить прямые инструментальные измерения выбросов за счет собственных средств при автоматической передачи данных в ГПУ "Мосэкомониторинг".
Необходимо отметить, что существует техническая база для проведения таких работ. Так, большинство предприятий, которым предписано создание систем прямых инструментальных измерений выбросов, являются предприятиями теплоэнергетического комплекса. По состоянию на текущий момент времени 50% источников выбросов предприятий теплоэнергетического комплекса имеют системы измерений выбросов, которые были ими созданы в рамках решения задачи контроля за технологическими процессами сжигания. На таких предприятиях требуется организация передачи данных в режиме реального времени в контролирующие и аналитические службы.
Под контролем Главного управления МЧС России по г. Москве создаются автоматизированные системы контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах (АСКАВ). В настоящий момент в полном объеме созданы и функционируют АСКАВ на 4 объектах города, более чем на 20 объектах города данные системы находятся на разных стадиях внедрения.
Таким образом, основной целью реализации Программы экологического мониторинга в части реализации настоящего раздела является создание систем прямых инструментальных измерений выбросов наиболее крупных промышленных предприятий, исключающих несанкционированные выбросы и позволяющих своевременно выявить аварийные выбросы.
Основными задачами, обеспечивающими реализацию поставленной цели, являются:
1. Обеспечение передачи данных о выбросах предприятий в режиме реального времени в ГПУ "Мосэкомониторинг" для тех предприятий, где непрерывные измерения выбросов проводятся (соответствующее мероприятие отражено в разделе 11.2).
2. Проведение технических обследований на предприятиях, где измерения выбросов в непрерывном режиме не проводятся, с целью выдачи предприятиям технических рекомендаций по проектированию и созданию систем прямых инструментальных измерений.
3. Организация информационного обмена данными о выбросах промышленных предприятий между Главным управлением МЧС России по г. Москве и ГПУ "Мосэкомониторинг" (соответствующее мероприятие отражено в разделе 11.2).
Порядок проведения работ по проведению технических обследований, предваряющих проектирование систем прямых инструментальных измерений выбросов на предприятиях, где такие системы предстоит создавать "с нуля", утвержден соответствующим регламентом на уровне Департамента природопользования и охраны окружающей среды.
Организация информационного обмена между Главным управлением МЧС России по г. Москве и ГПУ "Мосэкомониторинг" начата в 2005 году.
4.2. Основные мероприятия раздела. Ожидаемые результаты
4.2.1. Проведение технических обследований на предприятиях, где измерения выбросов в непрерывном режиме не проводятся, с целью выдачи предприятиям технических рекомендаций по проектированию и созданию систем прямых инструментальных измерений
Порядок и объем работ по данному мероприятию утвержден Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в рамках Регламента взаимодействия при разработке и внедрении автоматизированных систем экологического мониторинга на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработанного во исполнение постановления Правительства Москвы от 08 июля 2003 г. N 529-ПП.
4.2.4. Сводный перечень мероприятий раздела
┌────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬──────────────┐
│N п/│ Наименование │ Содержание мероприятия │ Ожидаемый результат │ Сроки │
│ п │ мероприятия │ │ │ реализации │
├────┼─────────────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤
│ 1. │Проведение │Техническое обследование и│Технические требования│ III квартал │
│ │обследований │выдача технических требований на│на проектирование│ 2006 г. │
│ │предприятий │создание систем локального│систем локального│ │
│ │(потенциально-опас- │экологического мониторинга (для│экологического │ │
│ │ных# химических │потенциально-опасных# химических│мониторинга на│ │
│ │предприятий совместно│предприятий совместно с Главным│химически опасных│ │
│ │с Главным управлением│управлением МЧС России по│предприятиях (по списку│ │
│ │МЧС России по│г. Москве). Выезд специалистов│главного# управления │ │
│ │г. Москве) и│на предприятия, изучение томов│МЧС России по г. │ │
│ │разработка │ПДВ технологических процессов с│Москве) │ │
│ │технических │целью выявления источников│ │ │
│ │требований по│выбросов, на которых возможны│ │ │
│ │созданию систем│сверхнормативные выбросы │ │ │
│ │локального │ │ │ │
│ │экологического │ │ │ │
│ │мониторинга │ │ │ │
├────┼─────────────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤
│ 2. │Контроль │Рассмотрение и согласование│Проекты систем│ В течение │
│ │проектирования и│проектов систем локального│локального │всего периода │
│ │создания систем│экологического мониторинга (для│экологического │ │
│ │локального │химически-опасных# предприятий│мониторинга выбросов,│ │
│ │экологического │совместно с Главным Управлением│согласованные в│ │
│ │мониторинга │МЧС России по г. Москве) │установленном порядке. │ │
│ │(выполнение функций│ │Ввод в эксплуатацию│ │
│ │технического │ │систем локального│ │
│ │заказчика) │ │экологического │ │
│ │ │ │мониторинга на 50%│ │
│ │ │ │предприятий от│ │
│ │ │ │предусмотренного │ │
│ │ │ │количества по перечню│ │
│ │ │ │субъектов локального│ │
│ │ │ │экологического │ │
│ │ │ │мониторинга │ │
├────┼─────────────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┼──────────────┤
│ 3. │Проектирование и│Производится силами предприятий │Готовые и согласованные│ IV квартал │
│ │создание систем│по согласованию с ГПУ │в установленном порядке│ 2006 г. │
│ │локального │"Мосэкомониторинг" │проекты на предприятиях│ │
│ │экологического │ │согласно утвержденному│ │
│ │мониторинга │ │перечню │ │
└────┴─────────────────────┴────────────────────────────────┴───────────────────────┴──────────────┘
┌────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬──────────────┐
4.3. Ресурсное обеспечение мероприятий раздела
┌────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┬────────┬──────────────┐
│ N │ Наименование │ Объемы и источники финансирования, тыс. руб. │Привл. │ Итого │ Исполнитель │
│ │ мероприятия ├──────────────────────────────────┬────────────────────────────────┤средст-│ │ │
│ │ │ Городской бюджет │ ЦБТЭФ │ ва │ │ │
│ │ ├───────┬───────┬───────┬──────────┼────────┬──────┬───────┬────────┤ │ │ │
│ │ │ НИОКР │ ПИР │ Кап. │ Текущие │ НИОКР │ ПИР │ Кап.вл│ Текущие│ │ │ │
│ │ │ │ │ вл. │ расходы │ │ │ │ расходы│ │ │ │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼────────┼──────┼───────┼────────┼───────┼────────┼──────────────┤
│1. │Проведение │ │ │ │ │ │ │ │ 3000 │ │ 3000 │ Определяется │
│ │технических │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ по конкурсу │
│ │обследований │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │предприятий │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │(потенциально- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │опасных# │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │химических │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │предприятий │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │совместно с│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Главным │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Управлением МЧС│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │России по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │г. Москве) и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │разработка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │технических │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │требований по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │созданию │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │автоматизирован- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ных систем│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │контроля выбросов│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │промышленных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │предприятий │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│2. │Проектирование │ │ │ │ │ │ │ │ │Собст- │ │ Организации │
│ │автоматизирован- │ │ │ │ │ │ │ │ │венные │ │ устанавливаю-│
│ │ных систем│ │ │ │ │ │ │ │ │средст-│ │ тся │
│ │контроля выбросов│ │ │ │ │ │ │ │ │ ва │ │ предприятиями│
│ │промышленных │ │ │ │ │ │ │ │ │предп- │ │ - субъектами │
│ │предприятий │ │ │ │ │ │ │ │ │риятий │ │ локального │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ экологическо-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ го │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ мониторинга │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────────┼────────┼──────┼───────┼────────┼───────┼────────┼──────────────┤
│ │Итого │ │ │ │ │ │ │ │ 3000 │ │ 3000 │ │
└────┴─────────────────┴───────┴───────┴───────┴──────────┴────────┴──────┴───────┴────────┴───────┴────────┴──────────────┘
┌────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┬────────┬──────────────┐
5. Обеспечение сбора и анализ информации о качестве сточных и природных вод
5.1. Существующее состояние. Основные цели и задачи
В связи с принятием новой редакции Водного кодекса Российской Федерации у субъекта Российской Федерации отсутствуют полномочия в части осуществления государственного мониторинга водных объектов. В связи с этим специальных мероприятий по осуществлению мониторинга поверхностных вод в Программе не предусмотрено.
Однако в рамках осуществления экологического контроля за деятельностью предприятий-водопользователей, а также в рамках проведения ведомственного контроля за качеством воды в водовыпусках существуют информационные потоки данных о качестве природных и сточных вод, получаемых предприятиями-водопользователями, а также данные отборов проб воды в водовыпусках, получаемых в рамках проведения инспекционных проверок Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (при отработке жалоб, поступающих на Горячую линию Департамента, и в случае аварийных сбросов). Контроль за состоянием природных и сточных вод осуществляется организациями - водопользователями в соответствии с утвержденными графиками контроля предприятий.
Контроль за состоянием поверхностных сточных вод осуществляется в рамках ведомственного контроля, проводимого предприятиями-спецводопользователями, к числу которых относится ГУП "Мосводосток". Отбор проб сточных вод осуществляется в 122 водовыпусках, не оснащенных очистными сооружениями (из них на р. Москве - 44), 68 водовыпусках, оснащенных очистными сооружениями (из них на р. Москве - 26). В дополнение к ручному отбору проб воды на 7 водовыпусках действуют автоматические посты мониторинга качества сточных вод ГУП "Мосводосток", измеряющих в непрерывном режиме 2-5 физико-химических показателей.
В 2005 году предусмотрена к выполнению работа по организации автоматизированной передачи данных от автоматических постов мониторинга качества сточных вод ГУП "Мосводосток".
Также ГУП "Мосводосток" в соответствии с утвержденным графиком контроля осуществляет регулярный отбор воды в водоемах, находящихся на балансе ГУП "Мосводосток".
Закон города Москвы от 20.10.2004 N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" устанавливает правовые основы для организации предоставления данных ведомственного контроля качества сточных вод спецводопользователями - субъектами локального экологического мониторинга в Единый городской фонд данных экологического мониторинга. С этой целью приложением 4 к настоящему постановлению Правительства Москвы утверждается Перечень субъектов экологического мониторинга.
В ГПУ "Мосэкомониторинг" создана и регулярно актуализируется по результатам лабораторных анализов проб воды в контрольных створах водных объектов, регулярно отбираемых МГУП "Мосводоканал" и ГУП "Мосводосток" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 1998 г. N 911-ПП "О совершенствовании механизма управления и контроля за состоянием реки Москвы и ее притоков" электронная база данных по состоянию водных объектов города, в которой содержится информация о качестве водных объектов, начиная с 2000 года. Однако в базу данных не поступает информация о результатах лабораторных анализов проб воды в остальных объектах, подлежащих контролю в соответствии с утвержденными графиками контроля предприятий.
Необходимо организовать автоматизированную передачу данных контроля качества природных вод и сточных вод на водовыпусках, осуществляемого в соответствии с утвержденными графиками контроля в Единый городской фонд данных экологического мониторинга.