Регулярно осуществляемый контроль качества сточных вод на водовыпусках позволяет получать достоверную информацию об осредненных показателях сбросов в водные объекты города Москвы, но не решает задачи оперативного контроля за качеством сточных вод. Для решения данной задачи используется природоохранное судно "Экопат-руль" (в навигационный период), а также программой по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года, одобренной постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 666-ПП "О Целевой долгосрочной программе по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года", предусмотрены работы по созданию проектов сигнальных датчиков на водовыпусках коллекторно-речной и городской водосточной сети ГУП "Мосводосток".
Основным мероприятием раздела "Обеспечение сбора и анализа информации по качеству сточных и природных вод" является:
1. Разработка проекта сигнальных датчиков на водовыпусках ГУП "Мосводосток".
5.2. Основные мероприятия раздела. Ожидаемые результаты
5.2.1. Разработка проекта сигнальных датчиков на водовыпусках ГУП "Мосводосток".
Для решения задачи выявления несанкционированных сбросов загрязняющих веществ в водные объекты необходима разработка проекта сигнальных датчиков, предусматривающего автоматический отбор проб воды в случае превышения уровня сброса по контрольному показателю с моментальной передачей сигнала об обнаруженном сбросе в Единый городской фонд данных экологического мониторинга и в соответствующие контролирующие организации. Сигнальными датчиками планируется оснастить водовыпуски коллекторно-речной и городской водосточной сети ГУП "Мосводосток", оказывающие наибольшее влияние на состояние водных объектов города. В качестве исходных данных для разработки типового проекта используются данные о качестве сточных вод в водовыпусках в соответствии с таблицей 6.
Таблица 6. Перечень водовыпусков, используемых для разработки сигнальных датчиков
┌─────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ N │ Водовыпуски коллекторно-речной и городской водосточной сети ГУП │
│ │ "Мосводосток" │
├─────┼─────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│1. │ Коллектор р. Неглинки (старое русло) │
│2. │ Коллектор р. Неглинки (новое русло) │
│3. │ Коллектор Черторого ручья │
│4. │ Коллектор р. Пресни, щ/з Пресня │
│5. │ Коллектор р. Нищенки, п/о Нищенка │
│6. │ Коллектор р. Таракановки, щ/з Таракановка │
│7. │ Коллектор ручья Теплого переулка, улицы Тимура Фрунзе │
│8. │ Коллектор р. Котловки │
│9. │ Коллектор р. Чуры │
│10. │ Коллектор р. Плинтовки │
│11. │ Коллектор р. Фильки │
│12. │ Коллектор р. Сорочки, Китайгородский проезд │
│13. │ Коллектор р. Сара (основной выпуск) │
│14. │ Коллектор 3-й Фрунзенской улицы │
│15. │ Коллектор Ермаковского ручья │
│16. │ Коллекторы р. Подон │
│17. │ Коллектор Даниловского (Павловского) ручья │
│18. │ Коллектор Нагатинского бульвара СКТ "Нагатино" │
└─────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
5.2.3. Сводный перечень мероприятий раздела
┌────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────┐
│N п/│ Наименование │ Содержание мероприятия │ Ожидаемый результат │ Сроки │
│ п │ мероприятия │ │ │ реализации │
├────┼─────────────────────┼────────────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────┤
│ 1 │Разработка проекта│Разработка проекта сигнальных│Оперативное выявление│ IV квартал │
│ │сигнальных датчиков│датчиков, предусматривающего│несанкционированных │ 2006 г. │
│ │на водовыпусках│автоматический отбор проб воды в│сбросов загрязняющих│ │
│ │коллекторно-речной и│случае превышения уровня сброса│веществ в водные│ │
│ │водосточной сети ГУП│по контрольному показателю.│объекты. │ │
│ │"Мосводосток" │Разработка схемы размещения│Оперативное │ │
│ │ │сигнальных датчиков на│информирование о│ │
│ │ │водовыпусках коллекторно-речной│сверхнормативном │ │
│ │ │и городской водосточной сети ГУП│загрязнении сточных вод│ │
│ │ │"Мосводосток" │(по информации│ │
│ │ │ │сигнальных датчиков) │ │
│ │ │ │Управления │ │
│ │ │ │инспекционного │ │
│ │ │ │экологического контроля│ │
│ │ │ │Департамента │ │
│ │ │ │природопользования и│ │
│ │ │ │охраны окружающей│ │
│ │ │ │среды, экологической│ │
│ │ │ │милиции, │ │
│ │ │ │Управления по│ │
│ │ │ │технологическому и│ │
│ │ │ │экологическому надзору│ │
│ │ │ │по г. Москве │ │
└────┴─────────────────────┴────────────────────────────────┴───────────────────────┴─────────────┘
┌────┬─────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────────────┬─────────────┐
5.3. Ресурсное обеспечение мероприятий раздела
┌────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┬─────────┬─────────────┐
│ N │ Наименование │ Объемы и источники финансирования, тыс. руб. │Привл. │ Итого │ Исполнитель │
│ │ мероприятия ├───────────────────────────────────┬───────────────────────────────┤средст-│ │ │
│ │ │ Городской бюджет │ ЦБТЭФ │ ва │ │ │
│ │ ├───────┬───────┬────────┬──────────┼───────┬───────┬───────┬───────┤ │ │ │
│ │ │ НИОКР │ ПИР │ Кап. │ Текущие │ НИОКР │ ПИР │Кап.вл │Текущие│ │ │ │
│ │ │ │ │ вл. │ расходы │ │ │ │расходы│ │ │ │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼────────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤
│ 2. │Разработка │ │ │ │ │ │ 1000 │ │ 650 │ │ 1650 │Определяется │
│ │проекта │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ по конкурсу │
│ │сигнальных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │датчиков │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────┼─────────────────┼───────┼───────┼────────┼──────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────┼─────────────┤
│ │Итого │ │ │ │ │ │ 1000 │ │ 650 │ │ 1650 │ │
└────┴─────────────────┴───────┴───────┴────────┴──────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴─────────┴─────────────┘
┌────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────┬─────────┬─────────────┐
6. Мониторинг почв
6.1. Существующее положение. Основные цели и задачи
До 2004 года в городе отсутствовала комплексная система мониторинга почв. Специальные виды наблюдения за состоянием почвенного покрова города в рамках санитарно-гигиенического мониторинга осуществлялись ТУ Роспотребнадзор по городу Москве и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (в рамках программы зеленого мониторинга). Кроме того, несколько организаций в разное время занимались разномасштабным# экологическими исследованиями почвенного покрова на территории города Москвы. В результате отсутствия системного подхода к мониторингу почв материалы исследований почвенного покрова неоднородны по перечню измеряемых показателей и охватывают не все функциональные зоны города. Основными организациями, проводившими в разное время исследования почвенного покрова, являются МГУ им. М.В.Ломоносова (почвенный факультет), Почвенный институт им. Докучаева, ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М.Федоровского, Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов, Московская опытно-методическая геохимическая экспедиция.
С выходом постановления Правительства Москвы от 27 июля 2004 г. N 514-ПП "О повышении качества почво-грунтов в городе Москве" возникла необходимость организации системы экологического мониторинга почв и почвогрунтов, которая охватывала бы все функциональные зоны и административные округа города.
Основными целями мониторинга почв и почвогрунтов являются:
- своевременное выявление изменения качества почв для оценки, предупреждения и устранения негативных процессов, отрицательно влияющих на состояние почв;
- проверка соблюдения землепользователями государственных стандартов качества почв;
- оценка соответствия качества почв функциональному назначению территорий;
- оценка сохранения экологических свойств почвогрунтов, используемых для озеленительных работ;
- оценка влияния качества почв на состояние зеленых насаждений;
- оценка качества почв и почвогрунтов с точки зрения их воздействия на здоровье населения;
- выявление постоянно действующих источников загрязнения, оказывающих негативное воздействие на почвы;
- предотвращение последствий чрезвычайных экологических ситуаций;
- выявление негативных последствий воздействия на почвы антигололедных реагентов;
- получение достоверных данных для разработки обоснованных программ оздоровления почв;
- получение достоверных данных для расчета ущерба от загрязнения почв.
Решение этих задач требует детальной информации о состоянии почвенного покрова и применяемых почво-грунтах, в т.ч. данных о степени захламленности, дегради- рованности почв, снижении их агрохимических свойств, распространении загрязнения в глубинные горизонты.
В связи с вышеизложенным, в 2004 году заложено 248 пунктов наблюдений за состоянием почв, характеризующих различные функциональные зоны города.
Основные площадки наблюдений располагаются на следующих типах территорий:
1. Жилые зоны.
2. Производственные зоны.
3. Зоны инженерных и транспортных инфраструктур.
4. Рекреационные зоны, в т.ч. природные территорий#; особо охраняемые природные территории; земли, покрытые лесной растительностью.
5. Земли сельскохозяйственного использования.
6. Зоны специального назначения.
7. Иные территории.
В конце 2004 года проведено опробование почвенного покрова: отобрано 433 пробы, в том числе 150 проб из 31 шурфа, заложенных на глубину до 1,5 м. Распределение площадок наблюдения и количество отобранных в 2004 году проб почв по округам приведено в таблице 1.
Анализ проб почв проводится на следующие компоненты:
1. Содержание гумуса, %.
2. Содержание загрязняющих компонентов: свинца, цинка, меди, никель, кадмий, марганец#, ртуть и мышьяка (валовые и подвижные формы).
3. Содержание нефтепродуктов.
4. Содержание 3, 4 бенз(а)пирена.
5. Величина рН жидкой фазы почвы.
6. Содержание макроэлементов питания (N, Р, К).
7. Сумма поглощенных оснований по Каппену-Гильковецу.