- система передачи размера единицы массовой доли основного компонента ТХ, других вредных [загрязняющих] веществ от эталонов всем СИ;
- средства измерений содержания ТХ, других вредных [загрязняющих] веществ, внесенные в Государственный реестр средств измерений;
- МВИ, аттестованные и внесенные в отдельный раздел "1-ХО" Федерального реестра методик выполнения измерений, содержания ТХ в объектах контроля техногенной и окружающей среды;
- государственные стандартные образцы (ГСО), внесенные в раздел "ГСО ТХ" Госреестра СО, приготовленные на их основе аттестованные смеси ТХ и рабочие растворы;
- стандартные справочные данные о физических константах и свойствах веществ и материалов.
7.2 Типы СИ, информационно-измерительных систем, измерительных комплексов, применяемых при выполнении измерений контролируемых показателей, должны быть утверждены в соответствии с правилами по метрологии [4].
7.3 СИ, информационно-измерительные системы, измерительные комплексы, используемые при выполнении измерений показателей загрязнения окружающей среды, должны быть поверены в соответствии с правилами по метрологии [5].
7.4 МВИ, используемые при определении содержания ТХ и других вредных [загрязняющих] веществ в контролируемых средах - объектах контроля, должны быть аттестованы или стандартизованы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563.
Документы, устанавливающие МВИ содержания ТХ, должны пройти метрологическую экспертизу в организации, уполномоченной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для проведения работ данного вида.
Порядок проведения экспертизы МВИ определен ГОСТ Р 8.563. Установление нормативов контроля МВИ должно быть проведено с учетом требований ГОСТ Р ИСО 5725-1 в рамках межлабораторного эксперимента с привлечением независимых лабораторий, аккредитованных на техническую компетентность в области проведения количественного химического анализа ТХ, других вредных [загрязняющих] веществ. Аттестованные МВИ должны соответствовать установленным диапазонам измерений контролируемых показателей.
МВИ должны быть зарегистрированы в отдельном разделе "1-ХО" Федерального реестра МВИ. Регистрацию МВИ в разделе указанного реестра проводит организация, уполномоченная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для его ведения.
7.5 Стандартные образцы (СО) состава и свойств веществ и материалов, применяемые при измерениях контролируемых показателей, должны быть утвержденных типов в соответствии с ГОСТ 8.315 и быть внесены в раздел "ГСО ТХ" Госреестра СО. Регистрацию данных типов ГСО в разделе указанного реестра проводит организация, уполномоченная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для его ведения.
7.6 Испытательное оборудование, предназначенное для проведения испытаний и поверки СИ, применяемых на объектах химического разоружения, должно быть аттестовано в соответствии с ГОСТ Р 8.568.
7.7 Технологическое и вспомогательное оборудование, не относящееся к СИ и испытательному оборудованию, следует подвергать периодической проверке его технического состояния в соответствии с руководствами по эксплуатации этого оборудования.
7.8 Аналитические лаборатории организаций, участвующих в уничтожении ХО, должны быть аккредитованы в единой системе аккредитации аналитических лабораторий. Испытательные лаборатории СИ организаций, участвующих в уничтожении ХО, должны быть аккредитованы в составе государственных центров испытаний средств измерений, аккредитованных на право проведения работ с ТХ. Аккредитованные аналитические и испытательные лаборатории должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025.
7.9 Применяемые МВИ, СИ, СО, методы измерений должны обеспечивать получение результатов измерений с погрешностью, не превышающей установленные нормы точности измерений контролируемых показателей.
7.10 Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
7.11 В федеральном органе исполнительной власти - государственном заказчике федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" [6] и на объектах химического разоружения должны быть созданы и функционировать метрологические службы или иные организационные структуры по обеспечению единства измерений [7].
8 Порядок метрологического обеспечения уничтожения химического оружия
8.1 Организационная основа метрологического обеспечения уничтожения химического оружия
8.1.1 Организационную основу метрологического обеспечения уничтожения ХО должны составлять уполномоченные центральные, региональные метрологические организации, службы заинтересованных федеральных органов исполнительной власти - участников уничтожения ХО, метрологические службы (отделы) объектов химического разоружения.
8.1.2 В качестве исполнителей для организации и проведения работ по метрологическому обеспечению уничтожения ХО привлекаются:
- организации и учреждения - разработчики методов и средств измерений, имеющие опыт работы в сфере химического разоружения;
- научные организации, аккредитованные аналитические и испытательные лаборатории федеральных органов исполнительной власти, имеющие опыт работы в сфере химического разоружения, выполняющие работы по экологическому мониторингу и контролю, санитарно-химическому контролю на объектах химического разоружения, а также в санитарно-защитных зонах и зонах защитных мероприятий объектов.
8.1.3 Деятельность по оценке соответствия требованиям государственной системы обеспечения единства измерений (включая испытания и утверждение типа СИ, их поверку, аттестацию оборудования и методов контроля безопасности людей и окружающей среды) организуется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и осуществляется компетентными в области химического разоружения органами:
- государственными центрами испытаний средств измерений;
- органами по аккредитации аналитических и испытательных лабораторий в соответствии с ГОСТ Р 51000.4 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025;
- органами по сертификации СИЗ и оборудования.
8.2 Вопросы метрологического обеспечения, относящиеся к компетенции государственного заказчика федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"
8.2.1 В соответствии с Федеральным законом "Об уничтожении химического оружия" [8] и Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" [3] государственный заказчик федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" [6] несет ответственность за организацию метрологического обеспечения работ, связанных с уничтожением ХО.
8.2.2 К компетенции государственного заказчика вышеназванной программы относятся следующие вопросы организации метрологического обеспечения уничтожения ХО:
- создание и функционирование центральной метрологической службы и метрологических служб (отделов) для обеспечения единства и требуемой точности измерений в сфере химического разоружения;
- определение перечня ТХ и других вредных [загрязняющих] веществ, подлежащих контролю на объектах химического разоружения;
- организация разработки СО и аттестованных смесей ТХ и контролируемых продуктов их детоксикации [деструкции], их утверждения, хранения и использования;
- организация разработки и метрологическая аттестации методик количественного химического анализа ТХ, продуктов их детоксикации [деструкции], других вредных [загрязняющих] веществ;
- создание и подготовка к аккредитации аналитических лабораторий для обеспечения работ, связанных с хранением и уничтожением ХО и международной контрольной деятельностью;
- создание и подготовка к аккредитации испытательных лабораторий, проводящих испытания СИ, используемых при контроле безопасности процессов химического разоружения, с целью утверждения их типа и последующего внесения в Государственный реестр средств измерений;
- оснащение объектов по хранению и уничтожению ХО, метрологических служб и лабораторий организаций, участвующих в уничтожении ХО, средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, аттестованным и/или сертифицированным оборудованием;
- организация и проведение испытаний СИ с целью утверждения их типа и внесения в Государственный реестр средств измерений;
- обучение и аттестация персонала метрологических служб объектов и лабораторий;
- обеспечение поверки СИ;
- организация и проведение испытаний, аттестации оборудования и сертификации СИЗ, используемых при обеспечении безопасности уничтожения ХО;
- контроль соблюдения условий реализации метрологических требований ОЗХО в целях признания результатов испытаний и поверки российских СИ, а также результатов измерений в ходе осуществления международной контрольной деятельности на российских объектах.
8.3 Вопросы метрологического обеспечения, относящиеся к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
8.3.1 К компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии относятся:
- междуведомственная координация деятельности по обеспечению единства измерений при выполнении федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" [6];
- организация государственного метрологического контроля и надзора за обеспечением единства измерений при уничтожении ХО [9], [10];
- утверждение нормативных документов, определяющих порядок проведения работ по обеспечению единства измерений при уничтожении ХО;
- определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;
- разработка и утверждение государственных эталонов, обеспечение хранения и передачи размеров единиц величин рабочим эталонам организаций;