Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 14.12-2006 "Экологический менеджмент Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 де стр. 10

- организации, которые производят основные товары и продукты потребления;
- подрядчики по утилизации и удалению отходов;
- организации, использующие продукцию в качестве комплектующих компонентов для других продукции или услуг, которые они продают или предоставляют.
Необходимо, чтобы собранные данные были достоверными, соответствующими и адекватными в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14040.
На этой стадии обычно используют следующие вспомогательные инструменты:
- программные средства и средства моделирования для оценки эффективности использования сырья, материалов, комплектующих компонентов;
- базы данных о материалах;
- методы проектирования для сборки/демонтажа изделий;
- средства оптимизации технологических процессов производства продукции;
- перечни применяемых веществ и материалов.
8.3.6 Испытание и оценка прототипа
Испытание и оценка прототипа дают возможность проверить правильность проектирования в отношении экологических задач и других технических требований. Эта стадия включает в себя важные этапы процесса разработки продукции и обеспечивает возможность взаимодействия с производственным планированием и технологической разработкой процесса. До начала и во время оценки прототипа можно проводить испытания по многим направлениям, включая оценки свойств материалов, износостойкости, функциональности, качества, долговечности различных элементов, таких как технологические процессы и комплектующие компоненты.
Для услуг испытание и оценку можно проводить в соответствии с ожидаемыми результатами, установленными в технических требованиях на услуги. Испытание может включать в себя верификацию инструментов или продукции, физических задач, последовательности их реализации и соответствующей подготовки к испытаниям.
Проверку экологических требований к продукции проводят аналогичным образом. На этой стадии оценивают экологические аспекты продукции и принимают решения на заранее установленных контрольных этапах. Проверку проводят следующим образом:
- проверяют, выполняются ли экологические требования;
- предусматривают адаптацию и изменения в проектировании, при необходимости.
Экологическую результативность продукции можно оценивать с точки зрения использования массы производственных отходов, уменьшения расхода материалов, энергетической эффективности, возможности демонтажа, утилизации продукции и др. Кроме того, испытание и оценка характеристик прототипа дают возможность оценить основные узлы, материалы и производственные процессы с точки зрения экономической и экологической эффективности в соответствии с заданными критериями (что бывает особенно важно, если услуги, детали и узлы приобретаются у поставщиков).
На этой стадии проводят анализ результатов оценки жизненного цикла продукции, который также используют, чтобы:
- улучшить детальное проектирование;
- улучшить производственные процессы;
- указать на необходимость замены поставщиков.
Информация, полученная на этой стадии, может быть использована для сообщения об экологических аспектах продукции до начала и во время ее серийного производства, а также при выводе на рынок.
8.3.7 Вывод продукции на рынок (запуск рынка)
Под выводом продукции на рынок подразумевается отправка продукции на продажу. Эта стадия включает в себя предоставление и передачу информации о характеристиках и выгодах продукции, обеспечивая стимулирование потребителей на поставку и на покупку этой продукции.
При выводе продукции на рынок соответствующие экологические аспекты могут формировать основу маркетингового подхода. В этом случае для получения экологической информации могут быть использованы различные инструменты и данные. Необходимо разработать программу получения экологической информации для продукции в соответствии с размещением на рынке групп продукции или семейств брэндов. Для получения точной экологической информации необходимо использовать нормативные документы (например, ГОСТ Р ИСО 14020).
Маркетинговая информация помогает потребителю минимизировать вредное воздействие приобретаемой продукции на окружающую среду на стадиях ее использования и ликвидации. Соответствующая экологическая информация должна предоставляться потребителям в местах продажи или должна быть указана (приведена) в инструкциях, поставляемых вместе с продукцией.
8.3.8 Анализ продукции
После вывода продукции на рынки организация должна определить, удовлетворены ли ожидания организации, потребителей и др.
Обратная связь и критика от потребителей и других подрядчиков являются важной информационной услугой для организации, способствующей улучшению выпускаемой ею продукции, а также процесса проектирования и разработки. Поэтому анализ экологических аспектов продукции и услуг организации на рынке может быть полезным. Практический опыт и новые экологические знания могут дать полезную информацию в режиме обратной связи для процесса планирования, при пересмотре выпускаемой и разработке новой продукции.
8.4 Общий анализ процесса проектирования и разработки продукции
Организация должна периодически проводить анализ процесса проектирования и разработки продукции и его результатов для идентификации экологической эффективности и определения возможностей улучшения. Анализ процесса разработки продукции и его результатов может распространяться на:
- функциональность продукции;
- экологические выгоды (предотвращение и/или уменьшение вредных воздействий на окружающую среду);
- снижение стоимости и получение экономических выгод;
- оценку соответствия выбранных инструментов анализируемой ситуации;
- источники, методы сбора и качество данных об экологической результативности.
Участниками проведения таких анализов обычно являются лица, занимающиеся проектированием и разработкой продукции. Результаты анализа и последующие действия записывают для улучшения эффективности менеджмента и повышения экологической эффективности продукции.
При этом в итеративном режиме рассматривают соответствующие факторы процесса проектирования и разработки продукции, включая:
- оценку и обмен информацией по экологическим проблемам, относящимся к продукции;
- проектирование специальных мер для уменьшения вредных воздействий продукции на окружающую среду;
- проверку альтернативных решений;
- применение результатов анализа для будущих разработок.
Данные, полученные по результатам анализа, составляют основу для:
- выработки новых экологических идей;
- улучшения действий на стадиях жизненного цикла продукции;
- проверки альтернативных решений;
- разработки продукции с более низким вредным воздействием на окружающую среду.
Улучшение процесса проектирования и разработки продукции может быть достигнуто за счет:
- оценки экологической эффективности;
- идентификации и решения проблем, формирования предложений и осуществления дополнительных действий;