- местоположение организации;
- сфера влияния организации;
- наличие уточненных данных по охране окружающей среды;
- возможности поставщиков.
Разработка и улучшение продукции могут проводиться на уровне компонентов продукции, продукции в целом или всей продукционной системы. Участники разработки новой продукции могут задавать фундаментальные вопросы о потребителе и его потребностях.
Проектировщики и разработчики в процессе работы могут использовать существующие экономические факторы, инструменты и содействовать разработке новых измерительных систем для анализа экологической эффективности, принятия решений и поощрения творческих инициатив. Примерами используемых инструментов являются:
- качественные способы принятия решений, матрицы, контрольные списки, диаграммы Парето, анализ SWOT (силы, слабости, возможности, угрозы), а также "паутинных" диаграмм и диаграмм портфолио;
- экологический бенчмаркинг (8.3.3.1) на основе измерения физических величин;
- методы анализа функции качества (QFD), анализ характера и последствий отказов (FMEA) и инструменты менеджмента качества, например перенос экологических аспектов в свойства продукции;
- экологический анализ существующей продукции, например оценка жизненного цикла, установленная в ГОСТ Р ИСО 14040;
- стоимость жизненного цикла;
- оценка опасностей и рисков;
- выгоды посредников и анализ реализуемости.
При выборе инструмента для использования полезно рассмотреть связанные с продукцией основные концепции для интегрирования экологических аспектов в проектирование и разработку продукции согласно 7.3.
8.3.3.1 Экологический бенчмаркинг связан с измерением свойств продукции в части воздействия на окружающую среду во время ее жизненного цикла. Результаты этих измерений можно сравнивать с базовыми характеристиками предыдущей продукции или конкурентной продукции, которая имеет аналогичное функциональное назначение.
Измеряемые свойства продукции могут включать в себя:
- потребление энергии во время и в резервном режиме работы;
- массу применяемых материалов и категории используемых компонентов;
- отношение массы упакованного продукта к массе самого продукта и/или объема упакованной продукции к объему самой продукции;
- расстояние для транспортирования продукции;
- число потенциально опасных веществ в продукции;
- число винтов и других крепежных средств, что сказывается на сложности демонтажа изделия при утилизации.
Для дальнейшего продвижения бенчмаркинга можно периодически проводить валидацию выбора свойств, сравнивая их с результатами более детального анализа.
8.3.3.2 Стадия планирования в значительной степени определяет:
- функциональность продукции;
- основные экологические аспекты, связанные с функцией продукции;
- ожидаемые основные воздействия на окружающую среду.
Выходные данные стадии планирования представляют собой ряд квалифицированных предложений по проектированию и перечень требований, которые являются основой для следующих стадий.
8.3.4 Концептуальное проектирование
Цель этой стадии заключается в реализации требований к продукции, основанных на понимании, достигнутом на стадии планирования, и на установленных методах. Идеи и требования проектирования продукции, сформированные на стадии планирования, облегчают понимание экологических целей и фокусируют на экологических аспектах.
Существует несколько общих методов, которые можно использовать для концептуальной поддержки процесса, например:
- творческие подходы (мозговой штурм, нестандартное мышление);
- инновационные методы (систематические исследования);
- системный анализ (метод разработки сценариев).
Специфические инструменты для поддержки интегрирования экологических аспектов на этой стадии могут включать в себя:
- руководства и контрольные перечни, например о воздействиях на окружающую среду материалов, процессов сборки/демонтажа и утилизации;
- справочные пособия, например перечни совместимости, общие правила проектирования для описания сильных и слабых сторон концепций проектирования;
- базы данных на материалы.
Эти инструменты могут быть общими или специально разработанными для организации или продукции, которую она выпускает.
На этой стадии необходимо провести отбор значимых аспектов для всех стадий жизненного цикла продукции, рассмотреть и решить вопросы по:
- использованию аналитических инструментов для получения необходимой информации (например, анализ LCA или анализ, ориентированный на LCA*, инструменты теории принятия решений, оценки риска, бенчмаркинг для сравнения с наилучшими имеющимися методами);
- доступу к соответствующим данным (внутренним и внешним);
- интегрированию экологического менеджмента в процесс проектирования и разработки продукции.
Важной задачей стадии концептуального проектирования является итеративная оценка концепций проектирования в сравнении как друг с другом, так и с существующими решениями, пользующимися спросом на рынке. Результатом стадии концептуального проектирования является выбор одной или нескольких возможных концепций, которые наилучшим образом соответствуют установленным требованиям. Необходимо, чтобы техническое задание на проектирование, в котором указаны все задачи и требования, создавалось при подготовке рабочего проекта на изделие.
8.3.5 Детальное проектирование
На этой стадии продолжается дальнейшая разработка концепции(й) для обеспечения соответствия проекта требованиям технического задания на проектирование и установление технических характеристик продукции до начала ее производства или ввода в услугу. В зависимости от сложности процесса проектирования и разработки число участников, занятых на этой стадии, и сфера их компетентности могут изменяться. Часто проектировщики, инженеры, специалисты производственного планирования, провайдеры услуг и маркетологи работают вместе с целью улучшения концепции проекта для обеспечения его соответствия техническим требованиям к проектированию.
Специальные приоритеты проектирования, соответствующие стратегии организации в области бизнеса, используют для принятия наилучшего решения по проекту и уточнения детальных характеристик продукции. На этой стадии могут использоваться разнообразные подходы к проектированию (7.5).
Для дальнейшей проработки выбранных концепций могут потребоваться детальная информация и данные, относящиеся ко всему жизненному циклу продукции и ее возможным воздействиям на окружающую среду. Такие данные можно систематически получать из внутренних и внешних источников. Для этой цели создают и своевременно обновляют базу данных, которая обеспечивает детальной экологической информацией в процессе проектирования и разработки продукции. Кроме того, персонал по проектированию и разработке продукции, другие соответствующие эксперты и внешние партнеры могут участвовать в сборе данных. К внешним партнерам относят:
- организации, которые добывают и производят сырье и материалы;
- организации, которые производят компоненты;