шение│ │ требований,анализ внешних
│ │ факторов, выбор
Резу-│ │ соответствующих подходов к
льта-│ │ экологическому проектированию,
ты │ │ проверка выбранных подходов с
оцен-│ │ точки зрения основных проблем,
ки │ │ экологический анализ эталонной
при │ ▼ продукции
срав-│ ┌─────────────────────────┐
нении│ │ Концептуальное │ Мозговой штурм, проведение
с ├─────►│ проектирование │ ориентированных анализов
эко- │ │ │ жизненного цикла,
логи-│◄─────┤ │ формулирование поставленных
чес- │ │ │ задач, разработка концепций
кими │ └───────┬─────────────────┘ проектирования, удовлетворение
срав-│ ┌─────────────────────────┐
зада-│ │Концепция проекта экологических требований,
чами,│ │ объединение этих требований с
тех- │ │ техническими условиями,
ниче-│ │ использование результатов
скими│ ▼ анализа эталонной продукции
усло-│ ┌─────────────────────────┐
виями│ │ Детальное проектирование│ Применение соответствующих
и ├─────►│ │ подходов к проектированию и
эта- │ │ │ завершение рассмотрения
лон- │◄─────┤ │ технических условий, включая
ной │ │ │ жизненный цикл продукции
про- │ └───────┬─────────────────┘
усло-│ ┌─────────────────────────┐
дук- │ │
ций │ ▼ Решение проекта
│ ┌─────────────────────────┐
│ │ Испытание/прототип │ Верификация технических
├─────►│ │ условий путем испытания
│ │ │ прототипов и анализ полученных
│◄─────┤ │ для прототипа данных по
│ │ │ жизненному циклу
│ └───────┬─────────────────┘
│ ┌─────────────────────────┐
│ │
│ ▼ Прототип
│ ┌─────────────────────────┐
│ │ Производство. Запуск │ Публикация информационных
├─────►│ рынка │ материалов по экологическим
│ │ │ аспектам, наилучшему
│◄─────┤ │ использованию продукции и ее
│ │ │ ликвидации после
│ │ │ использования. Формирование
│ │ │ возможной экологической
│ │ │ декларации
│ └───────┬─────────────────┘
│ ┌─────────────────────────┐
│ │
│ ▼ Продукция
│ ┌─────────────────────────┐
│ │ Анализ продукции │ Определение и оценка опытных
◄─────┤ │ данных, экологических аспектов
│ │ и воздействий на окружающую
│ │ среду
└─────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────┐
Рисунок 2 - Пример общей модели интегрирования экологических аспектов в процесс проектирования и разработки продукции
Внедрение экологических аспектов на самых ранних стадиях процесса проектирования и разработки продукции расширяет возможности проектировщиков и разработчиков в части учета экологических требований и приведения их в соответствие с другими требованиями.
Действия, необходимые для интегрирования экологических аспектов в каждую фазу процесса проектирования и разработки продукции, входные и выходные потоки для каждой фазы интегрирования, а также необходимые инструменты приведены в 8.3.3 - 8.3.8.
8.3.3 Планирование
Данная стадия процесса проектирования и разработки продукции включает в себя планирование и формулировку требований к продукции с учетом временных рамок и имеющегося бюджета. Этот процесс может начинаться с анализа внешних факторов, влияющих на планируемую продукцию, например таких, как:
- запросы и ожидания потребителя в части обеспечиваемых продукцией технических характеристик, функциональности, удобства, качества, цены, а также осознание потребителем экологических проблем и др.;
- рыночная ситуация, включая выгоды от продаж, имидж организации и ее продукции;
- конкурирующие организации с учетом профиля выпускаемой ими продукции, включая экологические критерии;
- экологические требования к эффективному и бережному использованию ресурсов, защите здоровья людей и охране окружающей среды от опасных стоков, выбросов и отходов вредных веществ;
- требования общества/средств массовой информации в части осознания обычной публикой имеющихся аспектов, имидж организации и ее продукции;
- законодательные требования к настоящим и будущим разработкам с учетом национальной и международной экологической политики, регламентов, законодательных актов, регулирующих вопросы возврата опасной продукции, ответственности производителя, порядка обращения с отходами и др.;
- продукционная система, в которой будущая продукция будет выполнять свою функцию. Указанные внешние факторы можно рассматривать в связи с внутренними ресурсами организации при принятии решений в процессе проектирования и разработки продукции.
Кроме того, можно также проанализировать ряд внутренних факторов, к которым относятся:
- место продукции в структуре организации;
- знания и опыт персонала;
- наличие внешней (независимой) экспертизы;
- наличие соответствующей интеллектуальной собственности;
- финансовые ресурсы;
- наличие узлов, компонентов и материалов (включая восстановленные материалы и материалы для возобновленных источников);
- производственные технологии и потребность в новых технологических процессах;
- производительность;