Исходя из природных, эконом-географических особенностей мест и сложившейся ситуации в области, основными направлениями дальнейшего развития территорий являются:
- территориальное развитие существующих населенных пунктов (развитие жилищного строительства, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур), в особенности, развитие сельских поселений для обеспечения комплексной застройки и благоустройства территорий;
- размещение городов в загородной зоне мегаполиса (г. Челябинск) - районы преимущественно городского многоэтажного строительства с развитой социальной инфраструктурой; размещение промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, университетских центров и т. д.;
- развитие стройиндустрии, в т. ч. разработка месторождений строительных материалов, строительство предприятий по производству строительных изделий и конструкций, баз, мастерских и т. д., с учетом намечаемого многократного увеличения объемов жилищно-гражданского строительства в области;
- размещение экономических зон промышленно-производственного типа;
- развитие сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции, включая мелкотоварное производство в домашних хозяйствах (животноводство, птицеводство);
- создание агротуристических комплексов, центров агротуризма и отдыха;
- размещение спортивных комплексов международного уровня;
- развитие инфраструктуры туризма и санаторно- курортного отдыха; создание межрегиональной туристко-рекреационной зоны "Урал";
- размещение высокотехнологичных, экологически чистых производств, технополисов;
- развитие транспортных коридоров- дорожной сети, сети аэропортов;
- размещение транспортно-логистических комплексов;
- развитие энергетической инфраструктуры;
- развитие малого и среднего бизнеса (с привлечением их к созданию социальной, инженерно-транспортной инфраструктур);
- развитие материально-технической базы подготовки специалистов всех уровней.
Вариантом территориального развития области могут быть:
- разработка месторождений полезных ископаемых, в особенности, открытым способом (снижение экологического благополучия, связанное с ростом антропогенной нагрузки на природу);
- развитие лесопользования (заготовка деловой древесины без углубленной переработки);
- размещение производств, негативно влияющих на окружающую среду и т. д.
При любых вариантах территориального развития области базовым элементом является жилищное строительство, что влечет за собой развитие других отраслей экономики: производство строительных материалов, лесопереработку, сельское хозяйство и переработку с/х продукции, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур и др.
1668 × 2000 пикс.   Открыть в новом окне |
5. Предложения по территориальному планированию
5.1. Планировочная организация территории Функциональное зонирование
Специфика организации территории области - ее разнородность по степени интенсивности хозяйственного и градостроительного освоения в соответствии с характером размещения природных ресурсов, сложившихся транспортных и хозяйственно-экономических связей, что предопределило зонирование территории по следующим принципиальным направлениям:
6. зонирование по благоприятности для целей городского и сельского расселения, развития городов, сельского хозяйства, различных видов отдыха;
- зонирование по ограничению хозяйственного освоения, связанное с природоохранной деятельностью (заповедники, заказники, национальные парки и т.д.), охраной историко-культурных зон и объектов, с рекреационно-туристической деятельностью;
- зонирование территории по возможностям ее экономического развития, эффективности капитальных вложений, развития промышленности, торговли, транспорта.
В результате совмещения этих направлений, анализа и выбора приоритетов сформировано проектное решение, основу которого составляют планировочная структура и функциональное зонирование территории области.
Все узлы и многие связи планировочной структуры существуют.
Сеть поселений области сложилась. Ведущие наиболее устойчивые ее звенья вместе с транспортно-коммуникационной инфраструктурой образуют опорный каркас территории, который определяет в настоящее время и на десятилетия вперед пространственную организацию территории области.
Основная широтная ось опорного каркаса - геополитический "транспортный коридор" - транссибирская железнодорожная магистраль Москва-Челябинск-Владивосток и автодороги федерального и международного значения Москва-Челябинск-Екатеринбург, Челябинск-Курган-Новосибирск, ограничивающие северную часть области, составляющую почти треть всей ее территории.
В северной части области имеется зона, подвергшаяся радиоактивному загрязнению (ВУРС) , которая не может быть вовлечена в активное хозяйственное освоение на долгие годы. На ее территории организован Восточно-Уральский заповедник.
Именно вдоль этой оси сформировалась многочисленная группа больших, средних и малых городов области (Аша, Сим, Усть-Катав, Сатка, Златоуст, Миасс, Чебаркуль, и др.), возникновение большинства которых относится к XVIII веку и связано с развитием горнодобывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслей промышленности.
Меридиональная планировочная ось опорного каркаса - трансуральская ось (железнодорожная и автомагистрали) к востоку от Уральского хребта, соединяющая Свердловскую и Оренбургскую области с ответвлением на Казахстан в районе г. Троицка (Челябинск - Троицк - Астана). Здесь сформировалась группа городов буроугольного бассейна (Копейск, Коркино, Еманжелинск), далее ее насыщенность резко ослабляется к югу от г. Южноуральска, зато усиливается в сторону Магнитогорска через Пласт-Степное. К северу от Челябинска данная ось охватывает города Кыштым, Верхний Уфалей, Снежинск, Касли, Озерск и районный центр Аргаяш.
Большая часть городских поселений расположена на северо-западе в горно-лесной зоне и в центре, причем почти треть населения области сосредоточена в г.Челябинске, вторым по величине центром сосредоточенности городского населения является г. Магнитогорск.
Большая часть сельских поселений расположена в центральной и южной частях области (к югу от основной широтной оси) и тяготеет к зоне самого большого ареала земель сельскохозяйственного назначения, но находится практически вне зон влияния основных транспортно-коммуникационных коридоров.
На пересечении широтной и меридиональной осей опорного каркаса территории области лежит г. Челябинск - крупный промышленный, транспортный, научный, учебный и культурный центр, административный центр области. Нет сомнения, что на обозримый период Челябинск останется главным планировочным узлом области.
Учитывая большую протяженность территории области с севера на юг, особое значение придается развитию широтных и меридиональных связей, не только для усиления взаимосвязей внутри области, но и для усиления взаимосвязи Востока и Запада страны и для реализации преимуществ географического положения области на Евразийском континенте.
Таким образом, архитектурно-планировочная организация территории области строится на усилении и преобразовании существующих и выявлении новых структурообразующих составляющих урбанизированного и природно-экологического каркасов:
Основа урбанизированного каркаса:
- транспортно-планировочные оси области (две широтного и две меридионального направлений) и зоны их влияния:
- основная широтная ось - геополитический "транспортный коридор" - Москва - Челябинск - Владивосток;
- вторая широтная ось - международный транспортный коридор Европа-Россия-Казахстан - Китай (Сызрань - Самара - Кинель - Дема - Магнитогорск - Карталы - Тобол);
- меридиональная ось - трансуральский коридор, соединяющий Свердловскую и Оренбургскую области с ответвлением на Казахстан в районе г. Троицка (Челябинск - Троицк - Астана);
- вторая меридиональная ось - трансуральский коридор Екатеринбург - Кыштым-Карабаш - Миасс - Чебаркуль - Верхнеуральск (с ответвлением на Учалы) - Магнитогорск.
Вторые широтная и меридиональные оси проходят через малоосвоенные районы, обладающих неплохими природными ресурсами (особенно Чебаркульский, Уйский и Верхнеуральский районы) и громадным историко-культурным наследием "Страна городов" (Кизильский, Брединский, Карталинский, Варненский, Чесменский районы), и придают импульс их развитию.
- планировочные узлы на пересечении транспортно-планировочных осей:
* главный планировочный узел - г. Челябинск.
Наряду с тем, что Челябинск - центр области, но достаточно велика его роль и как центра агломерации. Агломерационные признаки Челябинска проявляются в активном использовании прилегающей территории для нужд города - производственной, селитебной, рекреационной - на фоне развитой железнодорожной и автодорожной сети, а также повышенной инвестиционной активности города особенно на прилегающих к нему территориях Сосновского района.
Развитие г. Челябинска предусматривает формирование в пределах Большого обходного кольца города пригородной зоны , в составе которой: