В течение трех дней после утверждения, план проведения мероприятий по надзору публикуется на сайте территориального органа Службы в сети Интернет.
В план включается наименование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на закрепленной территории (объектах) и в отношении которых осуществляется надзор, наименование подразделения территориального органа Службы (фамилия, инициалы должностного лица), на которое возлагается ответственность за организацию и проведение мероприятий по надзору.
В план могут вноситься изменения, необходимость которых определяется созданием новых, ликвидацией действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, изменением санитарно-эпидемиологической обстановки, т.е. изменением факторов среды обитания людей (химические, радиоактивные, физические факторы, а также социальные факторы, изменения показателей здоровья людей, в том числе смертности) или выявлением угрозы здоровью населения (загрязненная продукция или угроза ее загрязнения), загрязнение окружающей среды и среды обитания человека (или угроза загрязнения), по обращениям физических и юридических лиц в части проведения надзорных мероприятий в их отношении.
7.5. Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся мероприятия по надзору, составляются на основании сведений, полученных от соответствующих органов государственной регистрации и регистрируются в Журнале учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется надзор в установленной сфере деятельности (приложение N 3).
7.6. Плановые мероприятия по надзору по отношению к одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю осуществляются в сроки в соответствии с утвержденным планом проведения проверок вне зависимости от сроков проведения внеплановых проверок за деятельностью данного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Проверки проводятся в соответствии с режимом работы юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Проведение внеплановых проверок
7.7. Внеплановые проверки за соблюдением санитарного законодательства проводятся в случаях:
- контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по надзору нарушений обязательных требований;
- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
- получения данных о связи заболеваний людей с деятельностью юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, либо с выпускаемой им продукцией, а также иные данные, указывающие на наличие угрозы здоровью и жизни граждан, связанной с деятельностью юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, либо с выпускаемой им продукцией.
Внеплановые мероприятия по надзору при поступлении жалоб на возникновение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений осуществляются немедленно, при поступлении жалоб на недоброкачественную продукцию - в течение 3-х дней, в остальных случаях - в течение месяца.
Внеплановые мероприятия по надзору не проводятся в случаях обращений, не позволяющих установить лицо, обратившееся в Службу или территориальный орган Службы, за исключением случаев, когда анонимное лицо сообщает о фактах возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений, достоверность которых можно установить из заслуживающих доверия источников.
При проведении внеплановых проверок выполняются административные процедуры аналогичные тем, которые выполняются при проведении плановых проверок.
При проведении внеплановых проверок, объектом проверки являются факты и основания, послужившие причиной внеплановой проверки.
В случае, если при проведении внеплановой проверки выявляются факты нарушений требований санитарного законодательства, ранее не явившиеся причиной внеплановой проверки, объем проверки и срок ее проведения по решению руководителя (заместителя руководителя) Службы или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы может быть увеличен.
Требования к оформлению распоряжения о проведении проверки
7.8. Мероприятия по надзору проводятся на основании соответствующего распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Службы или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы (приложение N 4).
Распоряжение состоит из констатирующей и распорядительной частей.
В констатирующей части указываются основания для издания распоряжения:
для плановых мероприятий - утвержденный план проверок;
для внеплановых мероприятий - основания, предусмотренные настоящим регламентом.
В распорядительной части указываются:
номер и дата распоряжения о проведении мероприятий по надзору;
наименование территориального органа Службы или указание на то, что мероприятие по надзору осуществляется Службой;
должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому поручается проведение проверки, а в случае назначения комплексной проверки - должности, фамилии, имена и отчества руководителя проверки и должностных лиц, входящих в состав группы;
наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначаются мероприятия по надзору, а также его юридический адрес (адрес его фактического местонахождения);
цель, задачи и предмет проведения мероприятий по надзору;
сроки проведения мероприятий по надзору;
подпись руководителя (заместителя руководителя) Службы или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы, утвердившего распоряжение, с указанием его фамилии.
Порядок проведения мероприятия по надзору
7.9. Мероприятия по надзору производятся с момента предъявления должностным лицом Службы или ее территориального органа, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю распоряжения о проведении мероприятий по надзору либо его заверенная печатью копия одновременно со своим служебным удостоверением.
7.10. При проведении мероприятий по надзору должностное лицо (должностные лица) Службы или ее территориальных органов не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям Службы или ее территориального органа, от имени которого действует должностное лицо;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать месячный срок проведения мероприятий по надзору при условии отсутствия оснований для его продления.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине должностных обязанностей, должностное лицо Службы или ее территориальных органов несет административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.11. В рамках мероприятий по надзору за соблюдением санитарного законодательства осуществляется:
A. визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям:
Б. анализ документов;
B. анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.
А. Визуальный осмотр объекта надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя. В случае, если мероприятие по надзору является внеплановым и связано с расследованием причин и обстоятельств возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, мероприятие по контролю может осуществляться должностным лицом (должностными лицами) Службы единолично, либо в присутствии сотрудника проверяемого объекта. При этом должностное лицо должно принять меры к информированию о проводимой проверке руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя, результаты проверки довести до их сведения в трехдневных# срок после ее окончания.
В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений обязательных требований, на что устно указывается руководителю или иному уполномоченному руководителем должностному лицу, индивидуальному предпринимателю, либо сотруднику проверяемого объекта. Впоследствии факты нарушений обязательных требований вносятся в Акт.
Сроки проведения визуального осмотра определяются величиной объекта, его отдаленностью, наличием филиалов, иными обстоятельствами, но не могут превышать сроков, установленных законодательством.
Б. Анализ документов осуществляется в ходе проверки объекта. Должностное лицо вправе потребовать для ознакомления документацию, необходимую для оценки санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта, состояния здоровья лиц, связанных с проверяемым объектом.