Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2007 г. N 62 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции стр. 3

К указанной документации относятся свидетельства о государственной регистрации, сертификаты соответствия, медицинская документация, техническая, технологическая документация, наличие и ведение которых регламентируется техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими правилами, иными нормативными правовыми актами. При необходимости, указанная документация или ее часть в оригиналах или ксерокопиях может быть изъята для изучения, либо приобщения к материалам проверки. В этом случае в Акте делается соответствующая пометка. Оригиналы изъятой документации возвращаются в трехдневный срок после завершения проверки и подписания Акта. При отказе руководителя проверяемого объекта, или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта, состояния здоровья лиц, связанных с проверяемым объектом, об этом также делается пометка в Акте, при этом не предоставление требуемой документации расценивается как ее отсутствие.
В. Анализ данных лабораторных, инструментальных исследований осуществляется в случаях когда проверка сопровождалась проведением исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
Исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся в случаях, когда обязательные требования к объекту надзора содержат показатели, оценка которых невозможна без проведения обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

Требования к назначению экспертиз

7.12. Определение о назначении экспертизы и (или) предписание о проведении обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок вместе с актом об отборе образцов (проб) продукции для проведения их исследований (испытаний) направляются в центр гигиены и эпидемиологии либо другие учреждения, обеспечивающие деятельность Службы или ее территориальных органов не позднее дня следующего за днем выдачи соответствующего определения (предписания) (приложение N 6).
Отбор образцов (проб) для лабораторного, инструментального исследования осуществляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по надзору, либо специалистом центра гигиены и эпидемиологии на основании определения о назначении экспертизы, и (или) предписания о проведении обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которые выносит руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы. Отбор образцов (проб) оформляется актом.
Отбор образцов (проб) для лабораторного, инструментального исследования, включая количество образцов, время и условия их отбора, другие условия осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами применительно к конкретному виду исследований, измерений.
Экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, осуществляемые на основании определения о назначении экспертизы и (или) предписания выполняются на безвозмездной основе.

Порядок оформления акта по результатам мероприятий по надзору

7.13. По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) Службы или ее территориальных органов, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах (приложение N 5).
Акт состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта должна содержать следующую информацию:
дата, время, место составления акта;
наименование территориального органа Службы или указание на то, что мероприятие по надзору проводилось Службой;
дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по надзору;
должность, фамилия, имя, отчество должностного лица (руководителя и членов проверяющей группы), проводившего мероприятия по надзору;
дата, время и место проведения мероприятий по надзору;
полное наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество проверяемого индивидуального предпринимателя;
фамилия, имя, отчество и должность представителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при проведении мероприятий по надзору.
Описательная часть должна содержать информацию о результатах проведенных мероприятий по надзору, выявленных нарушениях санитарного законодательства, о должностных лицах, на которых возлагается ответственность за совершение выявленных нарушений.
В акте должны указываться сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятий по надзору, их подписи или отметка об отказе от подписи.
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, взятых должностными лицами Службы или ее территориальных органов, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятий по надзору.
В случаях, когда отбор образцов (проб) продукции, обследование объектов окружающей среды осуществляется работниками учреждений, обеспечивающих деятельность Службы или ее территориальных органов, акт об отборе образцов (проб) продукции, взятых указанными лицами, вместе с заключениями о результатах проведенных исследований (испытаний) и экспертиз прилагаются к акту, составляемому по результатам проведенного мероприятия по надзору не позднее дня следующего за днем получения названных материалов.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которые приобщаются к экземпляру акта, остающемуся в деле территориального органа Службы.
Акт по результатам мероприятий по надзору и приложения представляются должностным лицом (руководителем проверяющей группы), осуществлявшим мероприятия по надзору, руководителю территориального органа Службы (или должностному лицу, им уполномоченному) в срок не позднее 3 рабочих дней после его подписания проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
На последней странице второго экземпляра акта руководителем (заместителем руководителя) Службы или руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Службы (или должностным лицом, им уполномоченным) делается отметка "Материалы приняты", указывается дата, ставится подпись.
7.14. При выявлении нарушений санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) руководитель (заместитель руководителя) Службы или руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Службы в течение 24 часов дает гражданам и юридическим лицам предписания:
об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
7.15. Все материалы проведенных мероприятий по надзору должны регистрироваться в журнале учета мероприятий по надзору непосредственно после завершения проверки.

III. Требования к организации учета документации по контролю и надзору

7.16. В Службе и ее территориальных органах обязанности по контролю за ведением делопроизводства по проведению мероприятий по надзору вводятся в должностные обязанности одного из его работников и выделяются в самостоятельное (отдельное) делопроизводство.
Названное делопроизводство состоит из:
журнала учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется надзор;
журнала учета мероприятий по надзору;
отдельных дел на каждое юридическое лицо и на каждого индивидуального предпринимателя с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов, которые должны содержать распоряжения, акты проведенных мероприятий по надзору со всеми приложениями, а также в случаях выявления нарушений санитарного законодательства Российской Федерации копии принятых решений и документы по их выполнению.

IV. Возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении

7.17. В случае выявления нарушений санитарного законодательства по результатам мероприятий по надзору, после составления акта по результатам мероприятий по надзору и его подписания руководителем (должностным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем уполномоченные должностные лица Службы или ее территориальных органов составляют протокол об административном правонарушении в порядке, установленном главой 28 КоАП и рассматривают дело об административном правонарушении в порядке, установленном главой 29 КоАП.
7.18. При возникновении необходимости получить объективную информацию о наличии или отсутствии нарушений требований санитарного законодательства Службой и ей территориальными органами проводятся санитарно-эпидемиологические расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок. Указанные действия, осуществляемые в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляются на безвозмездной основе.
Санитарно-эпидемиологические расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся в целях:
установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
установления соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг санитарным правилам.
Основаниями для проведения расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иных видов оценок могут быть:
предписание главного государственного санитарного врача (его заместителя);
заявление на проведение экспертизы, поданное гражданином, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом исполнителю экспертизы.
Предписание главного государственного санитарного врача (его заместителя) о проведении расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок выдается гражданину, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и является обязательным для исполнения.