Строительные нормы и правила СНиП 2.05.11-83"Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях"(утв. постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1983 г. N 344) стр. 5

Для низких насыпей следует предусматривать уплотнение грунтов земляного полотна и естественного основания до значений коэффициента уплотнения не ниже 1,01 на глубину 1 м, считая от поверхности покрытия (в районах IV и V дорожно-климатических зон, а также на участках I типа местности по характеру увлажнения во II и III зонах).
4.10. Крутизну откосов насыпей и выемок следует назначать с учетом обеспечения устойчивости земляного полотна и условий незаносимости дороги снегом. При этом наибольшая крутизна откосов не должна превышать значений, установленных в табл. 14.
Таблица 14
┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Грунты │ Крутизна откосов │
│ ├─────────────────┬──────────────────┤
│ │ насыпи │ выемки │
├──────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────────┤
│Крупнообломочные (валунные, га- │ 1:1,5 │ 1:1 - │
│лечниковые, щебенистые, гравий- │ │ 1:1,5 │
│ные, дресвяные) │ │ │
│ │ │ │
│Песок гравелистый, крупный и сре- │ 1:1,5 │ 1:1,5 │
│дней крупности │ │ │
│ │ │ │
│Песок мелкий и пылеватый; глини- │ 1:1,5 │ 1:1,5 │
│стые однородные твердой, полутве- │ (1:1,75) │ │
│рдой и тугопластичной консистен- │ │ │
│ции │ │ │
│ │ │ │
│Лессовые грунты: │ │ │
│ │ │ │
│ в районах с засушливым клима-│ 1:1,5 │ 1:0,1- │
│ том │ (1:1,75) │ 1:0,5 │
│ │ │ │
│ вне районов с засушливым │ 1:1,5 │ 1:0,5 │
│ климатом │ (1:1,75) │ │
│ │
│ Примечание. В скобках приведена крутизна откосов в нижней части│
│насыпи высотой более 6 м. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Крутизну откосов насыпей допускается принимать:
1:3 - при высоте насыпей до 1 м, возводимой из местных грунтов (при дальности их перевозки до 0,5 км);
1:1,5 - при высоте насыпей до 1 м, возводимой на ценных сельскохозяйственных угодьях, а также при использовании для возведения насыпей (независимо от их высоты) отходов горнорудного, металлургического и другого промышленного производства.
4.11. Откосы насыпей, выемок и водоотводных земляных сооружений и устройств должны быть укреплены с использованием, как правило, местных материалов. Типы укрепления следует назначать в зависимости от физико-механических свойств грунтов, слагающих откосы, интенсивности воздействия природных факторов, гидрологического режима подтопления, высоты насыпи и глубины выемки.
4.12. Отвод поверхностных вод, поступающих к земляному полотну, следует предусматривать продольными канавами или резервами от насыпей, нагорными канавами и кюветами от выемок.
Боковые водоотводные канавы необходимо устраивать при высоте насыпи до 0,5 м. При явно выраженном уклоне местности, когда поступление воды к земляному полотну возможно только с верховой стороны, водоотводные канавы следует предусматривать только с нагорной стороны.
На косогорных участках, если имеется опасность размыва или оползания откосов земляного полотна, следует предусматривать нагорные канавы, а в случае водоносного слоя - перехватывающие дренажи с трубчатой дреной.
Крутизну откосов водоотводных устройств надлежит принимать 1:1,5.
Дну резервов должен придаваться поперечный уклон 20 в сторону от дороги.
4.13. Продольный уклон водоотводных и нагорных канав, кюветов, боковых резервов должен быть не менее 5 в сторону ближайшего водопропускного сооружения или пониженного места, а в особо трудных условиях рельефа (на болотах, речных поймах и в других случаях малого естественного уклона местности) - 3 .
Продольный уклон водоотводных устройств не должен превышать 30 в глинистых и суглинистых грунтах, 20 - в песчаных, супесчаных и лессовых грунтах. При больших продольных уклонах откосы и дно канав следует (на основе гидравлического расчета) укреплять посевом многолетних трав, задернением, обработкой грунта вяжущими материалами и другими методами, а при необходимости предусматривать перепады и быстротоки.
4.14. Продольные уклоны лотков проезжей части внутриплощадочных дорог с бортовым камнем для усовершенствованных покрытий должны быть не менее 5 , а в исключительных случаях - не менее 4 . В трудных условиях водоотвода допускается применять пилообразный продольный профиль с обеспечением отвода воды из пониженных мест лотка.
4.15. Размеры поперечного сечения кюветов, нагорных и водоотводных канав следует определять на основе гидравлических расчетов при вероятности превышения расчетного расхода воды 5% для дорог I-c и II-c категории.
Бровка канавы должна возвышаться не менее чем на 0,2 м над уровнем воды, соответствующим расходу указанной вероятности превышения.
4.16. Отвод поверхностных вод от земляного полотна полевых дорог III-c категории следует предусматривать боковыми канавами (кюветами) треугольной формы глубиной от 0,3 до 0,5 м и крутизной откосов с полевой стороны 1:1 или 1:1,5 в зависимости от технологии их нарезки и укрепляться, как правило, посевом трав.
4.17. Конструкцию земляного полотна, возводимого на слабых грунтах (водонасыщенных глинистых, заторфованных, торфах, илах, сапропелях и др.), на просадочных разновидностях грунтов, следует назначать с учетом осадки (просадки) грунтов основания, происходящей при производстве земляных работ, а также в процессе дальнейшей консолидации грунтов основания в период эксплуатации.
4.18. Конструкцию земляного полотна, возводимого в сложных природных условиях (на засоленных грунтах, на поймах рек и болотах, в районах распространения подвижных песков, оползней, на орошаемых и осушенных землях), а также при необходимости применения сложных конструкций, когда устойчивость и прочность земляного полотна должны быть проверены расчетом, необходимо проектировать индивидуально, используя действующие нормативные документы и опыт проектирования и строительства земляного полотна в подобных районах.

5. Дорожные одежды

5.1. Для внутрихозяйственных дорог в зависимости от их категории должны применяться типы дорожных одежд, указанные в табл. 15, и соответствующие им основные виды покрытий, материалы и способы их укладки, указанные в табл. 16.
Таблица 15
┌──────────────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│ Категория дорог │ Типы дорожных одежд │
├──────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│ I-c │Капитальные или облегченные с усовершенство-│
│ │ванным покрытием │
│ II-c │Капитальные или облегченные с усовершенство-│
│ │ванным покрытием; переходные │
│ III-с │Переходные низшие │
└──────────────────────────┴────────────────────────────────────────────┘
Таблица 16
┌──────────────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│Дорожные одежды │ Основные виды покрытий, │
│ │ материалы и способы их укладки │
├──────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Капитальные │ Жесткие покрытия │
│ │Цементобетонные монолитные двухслойные или │
│ │однослойные, железобетонные или цементобе- │
│ │тонные сборные │
│ │ │
│ │ Нежесткие покрытия │
│ │ │
│ │Асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем│
│ │из смесей II и III марок, типов Б, В, Г и Д,│
│ │укладываемых в горячем состоянии │
│ │ │
│ │Асфальтобетонные однослойные из смесей I-III│
│ │марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в │
│ │горячем состоянии │
├──────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Облегченные │Асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем│
│ │из смесей II-III марок, типов Б, В, Г и Д, │
│ │укладываемых в теплом состоянии │
│ │ │
│ │Асфальтобетонные двухслойные с верхним слоем│
│ │из смесей I-II марок, типов Бх, Вх, Гх и Дх,│
│ │укладываемых в холодном состоянии │
│ │ │
│ │Асфальтобетонные однослойные из смесей II и │
│ │III марок, типов Б, В, Г и Д, укладываемых в│
│ │теплом состоянии │
│ │ │
│ │Асфальтобетонные однослойные из смесей I и │
│ │II марок, типов Бх, Вх, Гх и Дх, укладывае- │
│ │мых в холодном состоянии │
│ │ │
│ │Из подобранного щебеночного или гравийного │
│ │материала, обработанного вязким или жидким │
│ │битумом в установке │
│ │ │
│ │Из фракционированного щебня, обработанного │
│ │вязким битумом в установке или методом про- │
│ │питки с поверхностной обработкой │
│ │ │
│ │Из щебеночных или гравийных смесей, обрабо- │
│ │танных жидким битумом методом смешения на │
│ │дороге │
│ │ │
│ │Из крупнообломочных (до 40 мм) или песчаных │
│ │грунтов, обработанных битумной эмульсией с │
│ │цементом в установке с поверхностной обрабо-│
│ │ткой │
├──────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Переходные │Из фракционированного щебня, укладываемого │
│ │по способу заклинки │
│ │ │
│ │Из подобранного щебеночного или гравийного │
│ │материала │
│ │ │
│ │Из местных каменных материалов и песчаных │
│ │грунтов, обработанных органическими и мине- │
│ │ральными вяжущими с применением поверхност- │
│ │но-активных веществ (ПАВ) │
├──────────────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Низшие │Из грунтов, укрепленных или улучшенных раз- │
│ │личными скелетными добавками (щебнем, гра- │
│ │вием, дресвой, шлаком, горелыми породами и │
│ │другими местными материалами) │
│ │ │
│ │Из местных каменных материалов, грунтов, ук-│
│ │репленных местными вяжущими (гранулирован- │
│ │ными доменными шлаками, активными золами- │
│ │уноса и т.д.) │
└──────────────────────────┴────────────────────────────────────────────┘
При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять и другие виды равнопрочных покрытий в зависимости от наличия и физико-механических свойств местных дорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктов производства, а также с учетом опыта проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в данном районе.
5.2. Дорожные одежды внутриплощадочных производственных дорог следует проектировать капитального или облегченного типа, а вспомогательных дорог - облегченного или переходного типа в зависимости от технологических и санитарных условий, степени воздействия агрессивных сред, создаваемых сельскохозяйственным производством, от необходимости (по условиям эксплуатации) обеспечения быстрой очистки проезжей части от грязи, а также в зависимости от других местных условий.
5.3. В качестве верхних слоев оснований под усовершенствованные покрытия надлежит использовать: цементобетон ("тощий") пониженных марок; каменные материалы (щебень, гравий, песчано-гравийную смесь), различные грунты, отходы промышленности (гранулированные доменные шлаки, золошлаковые смеси, отходы углеобогащения, фосфоритные "хвосты", отходы от дробления каменных пород), укрепляемые минеральными и органическими вяжущими материалами или отходами промышленности, обладающими вяжущими свойствами (молотый гранулированный доменный шлак, молотый нефелиновый шлам, активные золы-уноса сухого отбора, пиритные огарки, цементную пыль, нефтяные гудроны и др.); щебень или шлак, укладываемый способом заклинки с тщательным уплотнением.
Нижние слои дорожной одежды (основания, дополнительные слои оснований, выполняющие функции выравнивающих, дренирующих, морозозащитных, противозаиливающих слоев, а при многослойных покрытиях и нижние слои покрытий), а также покрытия укрепляемых частей обочин следует предусматривать, как правило, из местных материалов и отходов промышленности, при необходимости укрепляемых вяжущими материалами.
Конструктивные решения слоев оснований надлежит принимать, используя типовые проектные решения дорожных одежд, а также СН 25-74.
5.4. Выбор конкретного типа дорожной одежды и определение параметров ее конструктивных слоев следует производить на основе сравнения технико-экономических показателей конкурентных вариантов в соответствии с п.1.7, учитывая санитарные требования, требования к ровности покрытия, специальные требования (к обеспыливанию, защите от воздействия производственных стоков, необходимости пропуска скота и т.п.). При этом тип дорожной одежды (включая покрытие) внутрихозяйственных дорог не должен быть более капитальным, чем тип дорожной одежды автомобильных дорог общего пользования, к которым примыкают внутрихозяйственные дороги, назначенный на перспективный период.
Перед выбором варианта дорожной одежды оптимального типа и расчетом ее конструктивных слоев необходимо в первую очередь использовать все возможности обеспечения максимальной прочности и устойчивости земляного полотна, предусматривая:
необходимое возвышение, насыпи над уровнем грунтовых или поверхностных вод;
надежный отвод поверхностных вод, поступающих к земляному полотну, а также конструктивные мероприятия по отводу воды из-под проезжей части;
возведение насыпи из устойчивых грунтов и придание им наибольшей возможной плотности;
назначение соответствующей крутизны откосов насыпей и выемок и укрепление их;
мероприятия по регулированию водно-теплового режима (устройство дренажей для понижения уровня грунтовых вод или их перехвата, капилляропрерывающих, теплоизолирующих, морозозащитных и других слоев).
В результате сравнения технико-экономических показателей следует принимать наиболее экономичный вариант системы "земляное полотно - дорожная одежда".
5.5. Сборные покрытия из железобетонных плит допускается принимать для внутрихозяйственных дорог I-c категории и внутриплощадочных производственных дорог в районах со сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями: где отсутствуют местные дорожно-строительные материалы, пригодные для устройства равнопрочных покрытий другого вида; при реконструкции дорог на действующих животноводческих комплексах, фермах и других объектах, на которых по условиям технологии сельскохозяйственного производства не допускается перерыв движения транспортных средств, а также в местах пересечений дорог I-c и II-c категорий, где предполагается регулярный (более 10 единиц в сутки) проезд транспортных средств и сельскохозяйственных машин на гусеничном ходу.
5.6. Для внутрихозяйственных дорог следует предусматривать применение наименьшего количества типов дорожных одежд, близких по прочности и технико-экономическим показателям, а также по технологии строительства.
5.7. При выполнении расчетов и конструирования дорожных одежд следует руководствоваться следующими значениями проектных сроков их службы до капитального ремонта:
дорожные одежды капитального типа с покрытиями:
из цементобетона - не менее 25 лет;
из асфальтобетона - " " 20 " ;
дорожные одежды облегченного типа - не менее 15 лет;
дорожные одежды переходного типа - не менее 6 лет.
5.8. Морозостойкость цементобетона должна быть не ниже указанной в табл.17.
5.9. Общую толщину дорожной одежды и ее отдельных конструктивных слоев следует определять расчетом в соответствии с ожидаемыми интенсивностью и составом движения, модулем упругости грунта земляного полотна и повторностью воздействия подвижных нагрузок за период службы покрытия, а также с учетом фактической влажности грунта в период наибольшего увлажнения земляного полотна.