Таблица 17
┌────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│Расчетная температура наружного │ Морозостойкость цементобетона, │
│воздуха наиболее холодного │ не ниже │
│месяца, °С ├──────────────────┬───────────────────┤
│ │ для однослойного │для нижнего слоя │
│ │ и верхнего слоя │двухслойного по- │
│ │ двухслойного по- │крытия │
│ │ крытия │ │
├────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────┤
│От 0 до минус 5 │ Мрз 100 │ Мрз 50 │
│Ниже минус 5 до минус 15 │ Мрз 150 │ Мрз 75 │
│Ниже минус 15 │ Мрз 200 │ Мрз 100 │
│ │
│ Примечание. Расчетная среднемесячная температура наружного воздуха│
│принимается согласно СНиП 2.01.01-82. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Наименьшие толщины конструктивных слоев дорожной одежды из разных материалов в уплотненном состоянии приведены в табл.18. При этом толщина конструктивного слоя должна быть во всех случаях не меньше чем 1,5 размера наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала.
5.10. В качестве расчетной следует принимать нагрузку на одиночную ось двухосного автомобиля, равную 100 кН (10 тс). Остальные нагрузки надлежит приводить к расчетной.
5.11. Для предохранения дорожной одежды капитального и облегченного типов от недопустимого морозного пучения в качестве противопучинных мероприятий следует предусматривать: увеличение высоты насыпи или понижение уровня грунтовых вод, устранение источников увлажнения, устройство верхней части земляного полотна из неподверженных пучению или слабопучинистых грунтов, устройство в основании дорожной одежды специальных теплоизолирующих, гидроизолирующих, капилляропрерывающих и других слоев (прослоек).
5.12. Дренирующие слои в основании дорожной одежды следует предусматривать для земляного полотна, сложенного из глинистых и пылеватых грунтов, в следующих случаях:
при 3 типе местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения - во всех дорожно-климатических зонах;
Таблица 18
┌────────────────────────────────────────────────┬──────────────────────┐
│ Материалы конструктивных │ Толщина, см │
│ слоев дорожной одежды │ │
├────────────────────────────────────────────────┼──────────────────────┤
│Цементобетон монолитный │ 16 │
│Асфальтобетон, укладываемый в горячем и теплом │ │
│состоянии: │ │
│ однослойный │ 5 │
│ двухслойный │ 8 │
│Асфальтобетон однослойный, укладываемый в хо- │ 4 │
│лодном состоянии │ │
│Щебень или гравий, обработанные в установке или │ 8 │
│методами пропитки и смешения на дороге │ │
│Грунты и малопрочные каменные материалы, обра- │ 10 │
│ботанные органическими и минеральными вяжущими │ │
│Щебеночные и гравийные материалы, не обработан- │ │
│ные вяжущими: │ │
│ на песчаном основании │ 15 │
│ на прочном (каменном или из укрепленного │ │
│ грунта) основании: │ │
│ для щебня │ 8 │
│ " гравия │ 10 │
└────────────────────────────────────────────────┴──────────────────────┘
при 2 типе местности - во II и III дорожно-климатических зонах.
5.13. Укрепленные части обочин по своей прочности должны допускать систематические выезды транспортных средств на обочину без существенной ее деформации.
5.14. Тракторные дороги, располагаемые на отдельном земляном полотне, следует проектировать грунтовыми, укрепленными в пониженных местах местными каменными материалами и отходами промышленного производства. Полоса движения, предназначенная для транспортных средств на гусеничном ходу и расположенная на совмещенном земляном полотне, должна быть укреплена местными материалами.
6. Дорожные устройства и обстановка дорог
6.1. Автомобильные дороги I-c и II-c категорий, на которых предусмотрено регулярное автобусное движение, должны обустраиваться остановочными и посадочными площадками в местах автобусных остановок. Ширину остановочных площадок следует принимать 3 м, а длину - не менее 10 м для автобусов каждого направления. Ширину посадочных площадок с твердым покрытием следует принимать 2 м, а длину - 10 м. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок и ограждены от них бортовыми камнями.
6.2. Автобусные остановки следует располагать на прямых участках дорог или на кривых с радиусами в плане не менее 400 м при продольных уклонах не более 40
; при этом должны быть обеспечены нормы видимости в продольном профиле и плане, установленные для дорог соответствующих категорий.

6.3. Автобусные остановки следует оборудовать павильонами для ожидания транспортных средств. На конечных, а также на промежуточных остановочных пунктах при интенсивности движения менее 10 автобусов в сутки допускается устройство одного павильона для двух направлений.
6.4. Площадки для остановок и стоянок автотранспортных средств надлежит располагать у административных, общественных и торговых зданий, медицинских учреждений, перед въездами на территорию производственных комплексов, ферм, складов и в других местах систематических остановок автомобилей. Размеры площадок должны устанавливаться расчетом в зависимости от типа и количества одновременно останавливающихся транспортных средств, продолжительности их стоянки и т.п.
Места стоянки транспортных средств должны размещаться за пределами проезжей части дорог в виде специальных полос или площадок.
Продольные и поперечные уклоны площадок следует принимать, как правило, не более 30
, а у погрузочно-выгрузочных фронтов - не более 10
.


6.5. В начальных (конечных) пунктах тупиковых внутрихозяйственных дорог, у проходных сельскохозяйственных комплексов, ферм и в других обоснованных случаях для разворота транспортных средств и сельскохозяйственных машин должны предусматриваться площадки прямоугольной формы размером не менее 25х15 м или грушевидные и петлевые объезды - радиусом не менее 12 м.
Для крупногабаритных сельскохозяйственных машин и большегрузных автопоездов указанные размеры площадок должны быть увеличены до размеров, обеспечивающих разворот расчетных транспортных средств.
6.6. Форма и размеры дорожных знаков и указателей должны соответствовать ГОСТ 10807-78, конструкция опор для установки дорожных знаков - ГОСТ 25458-82 и ГОСТ 25459-82, форма, размеры, цвет и условия применения дорожной разметки - ГОСТ 13508-74 с изм., правила применения технических средств организации дорожного движения - ГОСТ 23457-79.
6.7. Ограждения барьерного типа высотой не менее 0,8 м из железобетона, металла (в том числе из металлических тросов) или дерева, предназначаемые для предотвращения аварийных съездов транспортных средств и сельскохозяйственных машин с земляного полотна, следует предусматривать на участках дорог I-c и II-c категорий:
при высоте насыпи 3 м и более на прямых участках и кривых в плане с радиусами 125 м и более;
с вогнутыми кривыми в продольном профиле, сопрягающими встречные уклоны с алгебраической разностью 70
и более при высоте насыпи 2,5 м и более;

с наружной стороны кривых в плане с радиусами менее 125 м при продольном уклоне:
до 60
при высоте насыпи 2,5 м и более;

свыше 60
при высоте насыпи 2 м и более.

Дорожные ограждения должны устанавливаться также:
на подходах к мостам и путепроводам на протяжении не менее 20 м (в том числе и в случае, когда по условиям высоты насыпи устройство ограждений не требуется);
на участках дорог, располагаемых на косогорах с низовой стороны склона крутизной более 1:2,5, если высота от бровки земляного полотна до подошвы склона равна или превышает значения, установленные для насыпей;
на участках дорог, проходящих параллельно железнодорожным линиям, а также болотам, оврагам и водным потокам глубиной более 2 м, расположенным на расстоянии менее 15 м от края проезжей части дорог.
Примечание. Вместо ограждений барьерного типа допускается предусматривать парапеты из каменной кладки.
6.8. Стойки ограждений следует устанавливать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки земляного полотна. Ширина обочин от кромки проезжей части дороги до ближайшей плоскости дорожного ограждения должна составлять не менее 1,5 м, а на особо трудных участках в горной местности - не менее 0,5 м.
При намечаемом движении широкогабаритных сельскохозяйственных машин минимальное расстояние от кромки проезжей части до ближайшей плоскости ограждения должно определяться в зависимости от габарита машин, но быть не менее 1,5 м.
6.9. Направляющие устройства в виде сигнальных столбиков следует предусматривать, когда не требуется установка ограждений барьерного типа или парапетов:
на участках дорог I-c и II-c категорий при высоте насыпи 2 м и более - через 50 м;
на ответвлениях пересечений в одном уровне дорог I-c и II-c категорий с внутренней стороны закруглений в пределах кривых радиусом менее 60 м - через 5 м, а при радиусе 60 - 400 м - через 10 м;
на участках дорог I-c и II-c категорий при высоте насыпи 1 м и более, расположенных в пределах кривых в плане. Расстояние между сигнальными столбиками в зависимости от значения радиуса кривых следует принимать по табл. 19;
Таблица 19
┌────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│Радиус кривой в плане, м │ Расстояние между сигнальными │
│ │ столбиками, м │
│ ├───────────────────┬──────────────────┤
│ │ с внешней стороны│ с внутренней сто-│
│ │ кривой │ роны кривой │
├────────────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│ 30 и менее │ 2 │ 3 │
│ 50 │ 3 │ 5 │
│ 100 │ 5 │ 10 │
│ 500 │ 20 │ 40 │
│ 600 - 1000 │ 25 │ 50 │
└────────────────────────────────┴───────────────────┴──────────────────┘
на участках дорог I-c - III-c категорий (с низовой стороны), расположенных на расстоянии менее 15 м от болот, оврагов и водных потоков глубиной от 1 до 2 м - через 10 м;
на участках дорог I-c - III-c категорий у водопропускных труб с расположением одного столбика над трубой и по одному столбику на расстоянии 10 м до трубы и после нее (с каждой стороны дороги);
на участках дорог I-c - III-c категорий (с низовой стороны), расположенных вдоль косогоров при крутизне их склона 1:4 - 1:2,5 - через 20 м.
Примечание. Для промежуточных значений радиусов кривых расстояния между сигнальными столбиками находятся интерполяцией.
6.10. Сигнальные столбики должны устанавливаться на расстоянии не менее 0,35 м от бровки земляного полотна; при этом расстояние от края проезжей части до столбика должно быть не менее 0,75 м.
6.11. Опоры наружного освещения следует располагать за пределами земляного полотна. В исключительных случаях допускается располагать отдельные опоры на обочине; расстояние от кромки проезжей части до ближайшей грани опоры в этом случае должно быть не менее 1,75 м.
6.12. Дорожные покрытия должны иметь ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения, при этом для дорожных одежд капитального и облегченного типов коэффициент сцепления шин автомобилей с поверхностью покрытия должен быть не менее 0,45.
6.13. При пересечении (примыкании) внутрихозяйственных дорог с существующими дорогами общего пользования необходимо предусматривать на дорогах II и III категорий переходно-скоростные полосы с соответствующей разметкой.
6.14. Участки внутрихозяйственных дорог I-c и II-c категорий должны быть защищены от снежных заносов. Выбор типа снегозащитных устройств в каждом конкретном случае следует производить в увязке с мероприятиями по задержанию снега на полях и агролесомелиорации, проводимыми сельскохозяйственными предприятиями и организациями, а также с учетом местных особенностей примыкающих к дороге снегосборочных площадей, плана и продольного профиля дороги, направления господствующих в зимний период ветров.