3.2. Пересечения между собой дорог I-c категории и примыкания к ним внутрихозяйственных дорог I-c - III-с категорий должны предусматриваться, как правило, на прямых участках пересекающихся или примыкающих дорог.
Примыкания внутрихозяйственных дорог II-c и III-с категорий к дорогам II-c категории и пересечения их между собой допускается предусматривать в пределах кривых в плане 100 м при условии обеспечения расчетных расстояний видимости поверхности дороги; при этом примыкание с внутренней стороны кривой в плане к дорогам II-c категории допускается в исключительных случаях.
3.3. Пересечения и примыкания следует выполнять под прямым углом или близким к нему. В обоснованных случаях допускается уменьшение угла пересечения и примыкания до 45°, а для дорог III-с категории - до 30°.
Радиус кривых в плане при пересечении дорог или примыкании следует принимать не менее установленного в п.2.3.
3.4. Расчетные расстояния видимости поверхности дороги в местах пересечений и примыканий внутрихозяйственных дорог должны соответствовать установленным в п.2.2.
3.5. Скотопрогоны при пересечении ими дорог I-c и II-c категорий надлежит отводить под ближайшие искусственные сооружения с соответствующим их обустройством (укрепление дна и подходов к сооружению, устройство направляющих ограждений и др.). При отсутствии вблизи искусственных сооружений, удовлетворяющих требованиям скотопрогона, указанные пересечения следует предусматривать в одном уровне.
3.6. Пересечения и примыкания внутрихозяйственных дорог в одном уровне, как правило, следует располагать в небольших насыпях высотой до 0,8 - 1 м с откосами не круче 1:3. Закладка боковых резервов в пределах пересечений и примыканий не допускается.
3.7. Продольные уклоны внутрихозяйственных дорог в пределах расстояния видимости поверхности дороги на подходах к пересечению или примыканию не должны превышать 40
.

3.8. Съезды на вспомогательные полевые дороги, необходимые для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, должны иметь дорожные покрытия видов, принятых на дороге, к которой примыкает съезд (но не прочнее усовершенствованного покрытия дорожной одежды облегченного типа), на протяжении не менее 25 м при движении одиночных автомобилей и сельскохозяйственных машин и 50 м - при движении автопоездов и тракторов с прицепами. При глинистых и тяжелых суглинистых грунтах указанные расстояния должны увеличиваться вдвое.
3.9. Пересечения внутрихозяйственных дорог с железными дорогами в разных уровнях следует проектировать в случаях:
пересечения трех и более главных железнодорожных путей;
скоростей движения поездов на пересекаемом участке железной дороги более 120 км/ч;
пересечения железных дорог, проложенных в глубоких выемках, а также в случаях, когда не обеспечены нормы видимости согласно п.3.10.
3.10. На неохраняемых пересечениях внутрихозяйственных дорог с железнодорожными путями в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля (сельскохозяйственной машины), находящегося от переезда на расстоянии, равном расчетному расстоянию видимости поверхности дороги (согласно п.2.2), должен видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м от переезда, а машинист приближающегося поезда должен видеть середину переезда на расстоянии не менее чем за 1000 м.
При пересечении подъездных железнодорожных путей предприятий указанные расстояния видимости допускается понижать по согласованию с министерством или ведомством, в ведении которых находятся пути, соответственно до 200 м и 600 м.
3.11. Переезды следует располагать, как правило, на прямых участках железных и внутрихозяйственных дорог под углом не менее 60°.
3.12. Пересечения внутрихозяйственной дороги с железнодорожными путями в одном уровне должны быть оборудованы устройствами в соответствии с типовыми проектами переездов и согласованы с министерством или ведомством, в ведении которых находятся железнодорожные пути.
3.13. Ширину проезжей части внутрихозяйственной дороги на пересечении с железной дорогой в одном уровне следует принимать в зависимости от ширины транспортных средств, но не менее 6 м на расстоянии 50 м в обе стороны от переезда с продольным уклоном не более 30
.

3.14. Вертикальное расстояние от проводов воздушных телефонных и телеграфных линий до верха проезжей части в местах пересечений с внутрихозяйственными дорогами всех категорий должно быть не менее 5,5 м (в теплое время года) для проезда транспортных средств (с учетом грузов) и сельскохозяйственных машин высотой до 4 м и не менее 6,5 м для проезда транспортных средств и сельскохозяйственных машин высотой более 4 м.
3.15. Возвышение проводов над верхом проезжей части внутрихозяйственных дорог при пересечении с линиями электропередачи должно быть не менее, м:
7 - при напряжении до 110 кВ
7,5 - " " " 150 "
8 - " " " 220 "
8,5 - " " " 330 "
9 - " " " 500 "
При движении транспортных средств, нагружаемых на высоту более 4 м, или при необходимости пропуска сельскохозяйственных машин высотой более 4 м возвышение проводов над верхом проезжей части следует принимать по согласованию с соответствующим районным энергетическим управлением.
3.16. Расстояние от бровки земляного полотна до опор воздушных телефонных и телеграфных линий, а также высоковольтных линий электропередачи следует принимать не менее высоты опор, увеличенной на 5 м.
В особо стесненных условиях опоры воздушных линий электропередач, а также телефонных и телеграфных линий допускается располагать на меньшем удалении от дорог, при этом расстояние от опор до наружной бровки выемки, боковой водоотводной канавы или до подошвы насыпи должно быть не менее, м:
1,5 - при напряжении до 20 кВ
2,5 - " " от 35 до 220 кВ
5 - " " св.220 кВ
4. Земляное полотно и водоотвод
4.1. Земляное полотно внутрихозяйственных дорог следует проектировать, исходя из условий сохранности геометрической формы, обеспечения необходимой прочности и устойчивости дорожной одежды и элементов земляного полотна независимо от погодных условий и времени года и максимального сохранения (или улучшения) естественных почвенно-грунтовых условий прилегающих земельных участков, а также с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны в соответствии с обязательным прил.1 и типов местности по характеру поверхностного стока и признакам увлажнения в соответствии с обязательным прил.2.
4.2. Возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком следует принимать, как правило, не менее установленного в табл.13.
Таблица 13
┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Грунты земляного полотна │Возвышение низа дорожной одежды над│
│ │расчетным уровнем грунтовых или поверх-│
│ │ностных вод, м, для дорог, располагае-│
│ │мых в пределах дорожно-климатических│
│ │зон │
│ ├─────────┬─────────┬─────────┬─────────┤
│ │ II │ III │ IV │ V │
├───────────────────────────────┼─────────┴─────────┴─────────┴─────────┤
│Песок крупный, галечниковый │ Не нормируется │
│(щебенистый), гравийный (дре- │ │
│свяный) и другие грунты, │ │ │ │ │
│обеспечивающие устойчивость во │ │ │ │ │
│влажном состоянии │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ 0,7 │ 0,6 │ 0,5 │ 0,4 │
│Песок средний и мелкий, супесь │ ──── │ ───── │ ───── │ ───── │
│легкая крупная │ 0,5 │ 0,4 │ 0,3 │ 0,2 │
│ │ │ │ │ │
│ │ 1,2 │ 0,8 │ 0,8 │ 0,7 │
│Песок пылеватый, супесь легкая │ ──── │ ───── │ ───── │ ───── │
│ │ 0,6 │ 0,5 │ 0,4 │ 0,3 │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│Супесь пылеватая и тяжелая│ 1,9 │ 1,7 │ 1,4 │ 1,3 │
│пылеватая; суглинок легкий,│ ──── │ ───── │ ───── │ ───── │
│легкий пылеватый и тяжелый пы-│ 0,8 │ 0,6 │ 0,5 │ 0,4 │
│леватый │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ 1,9 │ 1,4 │ 1,1 │ 1 │
│Суглинок тяжелый, глины │ ──── │ ───── │ ───── │ ───── │
│ │ 0,7 │ 0,6 │ 0,4 │ 0,4 │
│ │
│ Примечания: 1. Над чертой приведены значения возвышений низа│
│дорожной одежды над уровнем грунтовых или длительно (более 20 сут)│
│стоящих поверхностных вод, под чертой - над поверхностью земли на│
│участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем│
│кратковременно (менее 20 сут) стоящих поверхностных вод. │
│ 2. Низ дорожной одежды принимается на уровне последнего по глубине│
│конструктивного слоя одежды, учитываемого при расчете на прочность. │
│ 3. За расчетный уровень грунтовых вод надлежит принимать│
│максимальный осенний уровень, а в западных районах II и III│
│дорожно-климатических зон - наивысший возможный уровень. При отсутствии│
│необходимых данных расчетный уровень грунтовых вод следует определять│
│по верхней линии оглеения грунтов. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Возвышение низа дорожной одежды допускается снижать по сравнению с нормами табл.13 в следующих случаях:
при устройстве морозозащитных слоев - на основании расчетов конструкции дорожной одежды;
для дорог II-c и III-с категорий с переходными типами покрытий - на основе опыта эксплуатации дорог в районе строительства, но не более чем в 1,5 раза;
для участков дорог, увлажняемых поверхностными водами, при крутизне откосов насыпей положе 1:1,5 или при устройстве берм - на основании специальных расчетов.
4.3. Земляное полотно внутрихозяйственных дорог, располагаемых во II и III дорожно-климатических зонах, следует предусматривать преимущественно из дренирующих грунтов.
4.4. При проектировании внутрихозяйственных дорог, когда по архитектурно-планировочным, санитарно-гигиеническим и другим условиям выполнение требований п.4.2 технико-экономически нецелесообразно, следует предусматривать специальные мероприятия по регулированию водно-теплового режима (устройство дренажей для понижения уровня грунтовых вод или их перехвата, ливневой канализации, капилляропрерывающих или гидроизолирующих прослоек, теплоизоляционных слоев и т.д.), а также по укреплению грунтовых оснований различными методами (повышение плотности грунтов, укрепление их вяжущими, гидрофобными материалами).
4.5. Бровка земляного полотна на пересечении водотоков должна возвышаться над расчетным горизонтом воды с учетом подпора не менее чем на 0,5 м для мостов и труб при безнапорном режиме их работы и не менее чем на 1 м - для труб при напорном и полунапорном режимах.
4.6. Для участков дорог I-c и II-c категорий с обеспеченным поверхностным стоком или пониженным уровнем грунтовых вод возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова (при расчетной вероятности превышения 5%) с учетом снегозадержания, осуществляемого на прилегающих земельных угодьях, следует принимать не менее 0,5 м, а выемки глубиной до 1 м раскрывать или разделывать под насыпь с последующим приведением уположенных откосов в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.
Земляное полотно для дорог, располагаемых на ценных земельных угодьях, а также для основных полевых дорог допускается проектировать в насыпях высотой не менее расчетной толщины снегового покрова.
4.7. Земляное полотно внутриплощадочных дорог следует проектировать в увязке с проектами вертикальной планировки, водоотвода и принятыми типами поперечных профилей. Земляное полотно, возводимое на участках с избыточным увлажнением поверхностными или грунтовыми водами, допускается проектировать в насыпях высотой 0,3 - 0,6 м, если это решение не противоречит условиям вертикальной планировки и благоустройства.
4.8. Возведение насыпей на орошаемых, осушенных, занятых многолетними плодовыми насаждениями и других ценных земельных угодьях следует предусматривать из сосредоточенных резервов и карьеров, а также боковых притрассовых резервов, размещаемых на непригодных для использования в сельскохозяйственном производстве землях.
Размещение резервов на ценных сельскохозяйственных угодьях не допускается.
Устройство боковых резервов глубиной не более 1 м на земельных участках, пригодных для сельскохозяйственного производства, допускается в исключительных случаях при условии, что эти участки по окончании земляных работ будут приведены в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве.
4.9. Наименьший коэффициент уплотнения грунта (отношение наименьшей требуемой плотности грунта к максимальной при стандартном уплотнении) следует принимать в соответствии с нормами уплотнения грунтов для дорог общего пользования.