Проверку напряжения для тяговых генераторов мощностью более 100 кВт допускается проводить при холостом ходе.
5.5. Испытание при повышенной частоте вращения
Испытание тяговых двигателей при повышенной частоте вращения проводят по ГОСТ 11828, разд.4, при частоте вращения, превышающей на 25% наибольшую частоту вращения.
В случае постоянно соединенных последовательно двух тяговых двигателей испытания проводят по ГОСТ 11828, разд.4, при частоте вращения, превышающей на 35% наибольшую частоту вращения.
Для тяговых двигателей электропоездов и трамваев, спроектированных до 01.01.1981 г., испытания допускается проводить при частоте вращения, превышающей на 25% наибольшую частоту вращения.
Испытание тяговых генераторов и вспомогательных электрических машин следует проводить при частоте вращения, превышающей на 20% наибольшую, для асинхронных машин - синхронную частоту вращения.
Для тяговых генераторов в агрегатном исполнении с частотой вращения 3000 об/мин и выше при повышенной частоте вращения допускается испытывать отдельно ротор до сборки.
Испытания проводят при холостом ходе нагретой электрической машины в течение 2 мин, после чего в машине не должно быть каких-либо изменений, влияющих на ее работоспособность.
Частоту вращения рекомендуется измерять дистанционными методами.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
5.5а. Измерение биения коллектора, контактных колец
Измерение биения коллектора, контактных колец - по ГОСТ 10159, разд.17.
5.5б. Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками
Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками - по ГОСТ 11828, разд.6.
5.5в. Определение скоростных характеристик
Скоростные характеристики, представляющие зависимость частоты вращения от тока нагрузки, определяют в соответствии с требованиями пп.2.9.2.1, 2.9.3, 4.2.1.15.
5.5г. Определение нагрузочных характеристик электрических машин постоянного и пульсирующего тока
Определение нагрузочных характеристик проводят на нагретой машине в режиме генератора при данном токе нагрузки от наибольшего напряжения путем постепенного понижения тока возбуждения и поддержания необходимой нагрузки в соответствии с пп.2.9.2.4, 2.9.4.1, 4.2.1.15.
5.5д. Определение кривых распределения межламельных напряжений по окружности коллектора
Определение кривых распределения межламельных напряжений по окружности коллектора проводят в следующих режимах:
для тяговых двигателей, питающихся от контактной сети и от контактной сети через установку трансформатор-преобразователь, - при номинальном напряжении, наибольшей частоте вращения, наименьшей степени возбуждения;
для тяговых двигателей тепловозов и вспомогательных генераторов тепловозов - с токами возбуждения и нагрузки, соответствующими наибольшей частоте вращения;
для тяговых генераторов и возбудителей - с токами возбуждения и нагрузки, соответствующими наибольшему напряжению;
для вспомогательных электрических машин - при номинальных параметрах.
Следует использовать один из следующих методов:
осциллографирование напряжения между двумя соседними коллекторными пластинами при помощи специальных колец и щеток;
применение датчиков Холла (или других преобразующих устройств), устанавливаемых на поверхности якоря, с последующим пересчетом полученных данных в межламельные напряжения;
применение устройства, содержащего двухэлементную измерительную щетку с шириной каждого электропроводящего элемента меньшей, чем толщина межламельной изоляции, и расстоянием между ними, равным коллекторному делению; оба электропроводящих элемента через приборы для контроля должны быть соединены с двумя подвижными контактами регулируемого регистра, включенного в цепь рабочих щеток;
применение метода дифференцирования кривой распределения напряжения по окружности коллектора.
5.5а-5.5д. (Введены дополнительно, Изм. N 2).
5.6. Определение потерь и КПД
Определение КПД ( ) электрических машин постоянного тока - по ГОСТ 25941 и п.5.6.3.
КПД тяговых двигателей пульсирующего тока следует определять по формуле
где - КПД на постоянном токе;
- полная мощность, подводимая к двигателю при испытаниях на постоянном токе, кВт;
- пульсационные потери, кВт.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.6.1. Пульсационные потери двигателей пульсирующего тока следует определять:
5.6.1.1. При помощи малокосинусного электродинамического ваттметра, последовательную обмотку которого подключают к вторичной обмотке воздушного трансформатора тока непосредственно, а параллельную - через конденсатор, обеспечивающий компенсацию погрешности измерения фазы. Первичную обмотку воздушного трансформатора тока необходимо включать последовательно в силовую цепь двигателя.
Настройку измерительной схемы, состоящей из ваттметра, воздушного трансформатора тока и компенсирующего конденсатора, следует производить на переменном токе частоты 100 Гц по образцовому прибору с типовым трансформатором тока.
5.6.1.2. Путем измерения полной мощности, потребляемой двигателем на пульсирующем токе и постоянном токе , при неизменных частотах вращения и мощности на выводах нагрузочного генератора. Добавочные потери от пульсации следует принимать равными
Постоянный ток и напряжение в элементах схемы, а также постоянные составляющие напряжения и тока измеряют приборами магнитно-электрической системы класса точности не ниже 0,5 с добавочными резисторами и измерительными шунтами класса точности не ниже 0,2.
Мощности пульсирующего и переменного тока и измеряют ваттметром электродинамической системы класса точности не ниже 0,5 при частоте 50 Гц и не ниже 1,0 при частотах до 500 Гц.
Пульсации тока в схеме испытуемых электрических машин поддерживают соответствующими зависимостям коэффициента пульсации от тока нагрузки на электроподвижном составе. Коэффициент пульсации определяют как выраженное в процентах отношение разности наибольшего и наименьшего значений пульсирующего тока к их сумме.
Требования к точности измерительных приборов - по ГОСТ 11828.
5.6.1.3. Допускается пульсационные потери определять при пониженных напряжениях и частоте вращения, составляющих до 20% номинальных, или на неподвижной машине при токе и потоке, соответствующих номинальному режиму, путем наложения на постоянную составляющую тока переменной составляющей тока частоты 100 Гц или питания двигателя от выпрямителя по однофазной двухполупериодной схеме, если можно обеспечить необходимый коэффициент пульсации тока.
5.6.1.2, 5.6.1.3. (Измененная редакция, Изм. N 4).
5.6.2. Для асинхронных двигателей КПД определяют при номинальной мощности и номинальном значении питающего трехфазного симметричного напряжения по ГОСТ 25941. Для одномашинных преобразователей, не имеющих свободного конца вала, в том числе мотор-генераторных агрегатов, не отдающих механическую энергию, КПД определяют непосредственным методом по ГОСТ 25941.