Все кожухи, сетки, жалюзи и тому подобные части, которые являются принадлежностью электрической машины и могут оказать влияние на охлаждение, при испытании должны быть установлены.
Электрические машины постоянного и пульсирующего тока могут испытываться методом взаимной нагрузки, причем одна из них должна работать двигателем, а другая - генератором. Если нагрузка генератора отличается от заданной нагрузки двигателя, выполняется корректировка превышений температур. При приемо-сдаточных испытаниях режим считают действительным для обеих электрических машин.
Напряжение и ток следует устанавливать на электрической машине, работающей двигателем, если испытывают два двигателя, и на электрической машине, работающей генератором, если испытывают два генератора.
Для синхронных генераторов, кроме тяговых генераторов тепловозов, допускается параметры часового режима определять в режиме короткого замыкания.
При испытании на нагревание с одновременной нагрузкой тягового и вспомогательного генераторов их суммарная активная мощность должна равняться сумме номинальных мощностей каждого генератора и не должна превосходить номинальной мощности дизеля.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
5.2.1. Условия испытаний на нагревание
Измерение температуры охлаждающего воздуха и измерение сопротивления обмоток постоянному току в практически холодном состоянии - по ГОСТ 11828.
Измеренное значение сопротивления обмоток ненагретой электрической машины должно быть приведено к 20 °С.
Измерение сопротивления обмоток якоря электрической машины постоянного и пульсирующего тока - по ГОСТ 10159.
Превышение температур обмоток, за исключением короткозамкнутых, следует измерять методом сопротивления.
Методы испытаний на нагревание - по ГОСТ 11828 и ГОСТ 7217.
Испытание на нагревание вспомогательных электрических машин переменного тока проводят при номинальном и при наименьшем и наибольшем значениях питающего напряжения, указанных в п.2.5.3.
При несимметрии напряжения определяют превышение температур для той фазы, по которой протекает наибольший ток.
Для электрических машин с независимым, смешанным или регулируемым последовательным возбуждением значения напряжения на обмотке независимого возбуждения и тока в обмотке последовательного возбуждения, при которых проводят испытание на нагревание, должны быть указаны в соответствующей нормативно-технической документации.
При квалификационных испытаниях первое измерение сопротивления обмотки якоря производят не позднее 45 с после отключения электрической машины и продолжают измерения на протяжении не менее 5 мин.
Промежуток времени между последовательными измерениями в течение первых 3 мин не должен превышать 20 с, затем 30 с.
Во время испытания на нагревание электрических машин постоянного и пульсирующего тока постоянным током в часовом режиме работы последнее измерение сопротивления обмоток возбуждения следует производить в конце 60 мин испытания, а в случае кратковременного испытания с перегрузкой - не ранее чем за 10 с до конца данного испытания.
Методы измерения температуры частей электрических машин, выполняемые после остановки, и способ экстраполяции - по ГОСТ 11828.
Для остановки электрической машины в конце испытаний на нагревание рекомендуется применять способы, не требующие протекания через ее обмотки тормозного тока.
За начало отключения электрической машины следует принимать момент, когда цепь тока якоря, возбуждения и статора становится разомкнутой.
У электрической машины с независимой вентиляцией в этот момент вентиляция должна быть прекращена.
Для упрощения вышеуказанных методов приемо-сдаточных испытаний для первых 10 тяговых и 5 вспомогательных машин серии снимают кривые охлаждения каждой обмотки в конце часового или повторно-кратковременного режима.
Среднюю из снятых кривых охлаждения каждой обмотки считают типовой кривой охлаждения.
Если для приемо-сдаточных испытаний будет применена схема взаимной нагрузки, то кривые охлаждения снимают отдельно для двигателя и генератора.
В дальнейшем при приемо-сдаточных испытаниях в конце испытаний на нагревание для каждой обмотки производят измерение сопротивления с отметкой времени, прошедшего с момента начала охлаждения.
Полученное значение перегрева каждой обмотки сравнивают с соответствующей точкой типовой кривой охлаждения.
При отсутствии возможности доступа к наружной обойме подшипника качения допускается измерение температуры подшипника производить на крышке подшипника с соответствующей поправкой, установленной экспериментально.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2.2. Объем испытаний на нагревание
Электрические машины постоянного и пульсирующего тока, рассчитанные на часовую или другую кратковременную мощность, испытывают при этой мощности и номинальных параметрах. При этом электрические машины мощностью до 250 кВт с номинальным режимом более 30 мин допускается испытывать при приемо-сдаточных испытаниях в течение 30 мин при токе, дающем превышение температуры наиболее нагретой обмотки, практически соответствующее превышениям температуры при номинальном режиме работы.
Электрические машины городского транспорта допускается испытывать в эквивалентном режиме в течение 30 мин.
Электрические машины постоянного и пульсирующего тока, рассчитанные на номинальную продолжительную или повторно-кратковременную мощность, испытывают при приемо-сдаточных испытаниях в течение 1 ч при номинальном напряжении (и номинальной частоте вращения для генераторов), а для тяговых двигателей тепловозов при напряжении по внешней характеристике генератора при постоянной мощности и токе, дающем превышение температуры, практически соответствующее превышениям температуры при номинальных продолжительном или повторно-кратковременном режимах.
Тяговые генераторы переменного тока с номинальной мощностью свыше 100 кВт по согласованию с заказчиком допускается испытывать при коротком замыкании.
Тяговые двигатели с независимой вентиляцией испытывают при квалификационных испытаниях при расходе охлаждающего воздуха, равном 100, 75 и 50% номинального и без вентиляции при токах, дающих превышение температур обмоток двигателей в продолжительном и часовом режимах в пределах, указанных в п.2.7.1.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
5.2.3. Построение сетки кривых нагревания тяговых двигателей проводят при токах от 40 до 160% номинального и расходе охлаждающего воздуха, равном 100, 75 и 50% номинального, а также без вентиляции. Для конкретного значения тока проводят режим нагревания с практически холодного состояния и определяют превышение температуры каждой обмотки в зависимости от времени нагрева. При этом превышение температуры наиболее нагретой обмотки не должно быть более предельно допускаемого. Для тяговых двигателей с самовентиляцией построение сетки кривых нагревания проводят при токах от 40 до 160% номинального при открытых и закрытых боковых вентиляционных отверстиях. Построение сетки кривых охлаждения тяговых двигателей проводят при тех же условиях вентиляции, при которых снимались соответствующие кривые нагревания.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2.4. Теплостойкость оценивают по результатам испытаний по п.5.2.3 или другим методом, указанным в рабочих программах испытаний.
5.3. Проверка частоты вращения и реверсирования
Проверку частоты вращения двигателей постоянного и пульсирующего тока в соответствии с п.4.2.1.7 проводят:
при всех видах испытаний, указанных в п.4.1, на соответствие п.2.10.1;
при квалификационных и периодических испытаниях на соответствие п.2.10.2, кроме тяговых двигателей электропоездов и городского транспорта.
Проверку скольжения для асинхронных машин проводят по ГОСТ 183 при питании симметричным трехфазным напряжением непосредственно после испытания на нагревание.
Точность измерения частоты вращения - по ГОСТ 11828, разд.2, но не ниже точности измерения, соответствующей классу 0,5.
Проверку реверсирования проводят на соответствие п.2.10.3.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
5.4. Проверка напряжения генераторов
Для тяговых генераторов проводят проверку наибольшего напряжения при номинальной частоте вращения.