ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4) стр. 11

При определении КПД допускается использовать другие методы, обеспечивающие необходимую точность.
5.6.3. При определении КПД электрических машин постоянного тока методом отдельных потерь сумму потерь в машине следует принимать состоящей из следующих слагаемых:
потери в меди обмоток якоря, обмоток добавочных полюсов, компенсационных обмоток и обмоток возбуждения;
механические потери на трение в подшипниках, на трение якоря электрической машины о воздух, на трение щеток о коллектор и потери на вращение встроенного в машину вентилятора;
магнитные потери при холостом ходе;
потери в переходных контактах щеток;
добавочные потери при нагрузке.
Потери в меди обмоток определяют по току и измеренному сопротивлению, отнесенному к температуре 115 °С.
Механические и магнитные потери определяют на холостом ходу машины при последовательном и независимом возбуждении.
Потери в переходных контактах щеток определяют из расчета падения напряжения 3 В, если применяют щетки без шунтов или 2 В, если щетки с шунтами.
Добавочные потери при нагрузке постоянным током принимают для тяговых генераторов и вспомогательных машин - по ГОСТ 25941, для тяговых двигателей - по табл.4.

Таблица 4

419 × 390 пикс.     Открыть в новом окне
Рекомендуется добавочные потери электрических машин при нагрузке постоянным током определять методом взаимной нагрузки.
5.6.2, 5.6.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).
5.7. Проверка коммутации
Проверку коммутации проводят на нагретой до рабочего состояния электрической машине. Проверка состоит:
из визуальной оценки коммутации по степени искрения в соответствии с ГОСТ 183;
определения зоны наилучшей коммутации в установившихся режимах;
испытаний на внезапное исчезновение и восстановление питающего напряжения;
проверки влияния поля главных полюсов на коммутацию.
5.7.1. Проверка коммутации при приемо-сдаточных испытаниях
Проверку коммутации следует проводить визуально в режимах, указанных в табл.5. Допускается по согласованию с заказчиком оценивать коммутацию специальными индикаторами, проверяемыми перед испытаниями на соответствие визуальной оценке в указанных режимах.

Таблица 5

660 × 910 пикс.     Открыть в новом окне

660 × 61 пикс.     Открыть в новом окне
* Напряжение, соответствующее при токе якоря заданного режима наибольшему напряжению на токоприемнике по ГОСТ 6962 и на последней ходовой характеристике, для электровозов и электропоездов переменного тока.
** Наибольший пусковой ток - наибольший ток выхода на ходовую характеристику или другой, согласованный с заказчиком.
Примечание. Для тяговых двигателей городского электротранспорта с самовентиляцией испытания по режимам 2 и 3 допускается проводить выборочно, на 5% двигателей каждого типа от общего выпуска в месяц. Результаты испытаний распространяются на все двигатели выпуска.
Испытания по каждому из режимов, указанных в табл.5, кроме режима 9, проводят в течение 30 с при каждом направлении вращения.
Перед проверкой коммутации при обратном направлении вращения электрическая машина должна проработать от 5 до 15 мин для достижения лучшего контакта между поверхностью щеток и коллектора. В интервале времени между изменением направления вращения щетки не должны смещаться.
Для машин, предназначенных для одного направления вращения, испытания следует проводить при рабочем направлении вращения в течение 1 мин.
Коммутацию считают удовлетворительной, если при испытаниях не возникнет кругового огня, остаточных деформаций или механических повреждений коллектора и щеткодержателей, и они пригодны для дальнейшей работы без очистки или какого-либо исправления, а также если степень искрения не превышает балла по ГОСТ 183 при испытаниях на постоянном токе в режимах 1-8 табл.5 или в длительных рабочих режимах в пределах рабочих характеристик, согласованных с заказчиком. Последовательность испытаний по п.4.2.1.
Для тяговых генераторов с номинальной мощностью свыше 100 кВт проверку коммутации по согласованию с заказчиком допускается проводить при коротком замыкании.
Испытание в режиме 9 проводят путем пуска 5 раз способом, соответствующим работе на электроподвижном составе, - только для вспомогательных электрических машин, получающих питание от контактной сети непосредственно или через установку трансформатор-преобразователь.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 4).
5.7.2. Проверка коммутации при квалификационных испытаниях
Испытания электрических машин постоянного тока следует проводить на постоянном токе, электрических машин пульсирующего тока - на постоянном и пульсирующем токе. Щетки должны быть притерты по всей поверхности. Проверку коммутации проводят при всех указанных в пп.2.12 и 5.7.1 условиях и режимах. При этом испытания в режимах 1 и 3 проводят также и при наибольшей степени возбуждения.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
5.7.2.1. Для тяговых двигателей электроподвижного состава и тепловозов в режиме работы двигателем указывают класс коммутации на скоростных характеристиках, соответствующих номинальной и наименьшей степеням возбуждения, в интервале рабочих токов, согласованном с заказчиком, при номинальном напряжении или постоянстве мощности на выводах двигателя тепловоза. При этом степень искрения не должна превышать балла по ГОСТ 183.
Для тяговых двигателей, предназначенных для работы на электроподвижном составе и тепловозах с электрическим торможением, должна быть определена область работы в режиме генератора со степенью искрения не выше балла по ГОСТ 183.
5.7.2.2. Для тяговых двигателей, соединенных постоянно последовательно, степень искрения указывают на скоростной характеристике при наибольшей степени возбуждения и напряжении:
равном 1,5 номинального (п.2.4) для двигателей, питающихся от контактной сети или от контактной сети через установку трансформатор-преобразователь;
в 1,5 раза большем того напряжения, которое в соответствии со значением наибольшего напряжения по регулировочной характеристике полной мощности тягового генератора приходится на каждый двигатель для тяговых двигателей тепловозов.
5.7.2.3. Для тяговых генераторов после длительной работы в номинальном режиме степень искрения тягового генератора не должна превышать балла по ГОСТ 183.
5.7.2.4. Проверку коммутации вспомогательных двигателей и генераторов с указанием степени искрения проводят при нескольких значениях токов якоря и возбуждения, охватывающих всю область применения машины, при наибольшем напряжении по п.2.5.
5.7.2.5. Определение зоны наилучшей коммутации проводят на постоянном токе по ГОСТ 10159.
Снятие зон наилучшей коммутации вспомогательного генератора проводят при наименьшей и наибольшей частотах вращения вала двигателя привода.
5.7.2.6. Испытание на внезапное исчезновение и восстановление питающего напряжения для электрических машин постоянного и пульсирующего тока.
Испытанию на внезапное исчезновение и восстановление питающего напряжения подвергают тяговые и вспомогательные двигатели с последовательным и смешанным возбуждением, питающиеся от контактной сети непосредственно или через установку трансформатор-преобразователь, за исключением двигателей городского транспорта.
Испытания проводят с помощью ручного или автоматического выключателя, которым тяговый или вспомогательный двигатель отключают от питающего напряжения при потреблении тока, соответствующего часовой мощности, а затем вновь включают через 1,0-1,5 с.