Примечание. Проверку диафрагм протектора в сборе, компенсатора, гидрозащиты 1Г, ниппеля и головки в сборе гидрозащиты ПЛ (п.27) следует производить до сборки гидрозащиты.
5.4. Периодические испытания должны проводиться по программе, указанной в табл.7, не реже раза в год на одном двигателе каждого типа, прошедшем приемо-сдаточные испытания.
Таблица 7
![]() | |
638 × 666 пикс.   Открыть в новом окне |
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 11828-86. Здесь и далее.
Ревизию электродвигателя проводят после всех видов периодических испытаний.
5.6. Типовые испытания двигателей должны проводиться при изменении конструкции, материалов или технологии, если эти изменения могут оказать влияние на характеристики двигателей.
В программу типовых испытаний должны быть включены проверки параметров из программы периодических испытаний, которые могут при этом измениться.
Типовые испытания проводят на двигателях, прошедших приемо-сдаточные испытания.
5.7. Предъявительские и приемо-сдаточные испытания секционированных электродвигателей допускается проводить отдельно на каждой секции. При периодических и типовых испытаниях определение тока и потерь короткого замыкания, начального пускового, максимального и минимального вращающих моментов следует проводить на верхней секции, с последующим пересчетом этих параметров для электродвигателя в сборе.
5.8. Если при периодических или типовых испытаниях двигатели не будут соответствовать требованиям настоящего стандарта, то проводят повторные испытания на удвоенном числе двигателей.
Результаты повторных испытаний являются окончательными.
Деформация и скручивание шлицевого конца вала электродвигателя в процессе периодических и типовых испытаний не является браковочным признаком. Электродвигатели подлежат отгрузке потребителю после замены вала и проведения испытаний по пп.9, 15, 21 и 22 табл.6.
5.9. Результаты периодических и типовых испытаний должны быть оформлены протоколом по ГОСТ 15.001-73*, ГОСТ 26964-86.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000.
Предприятие-изготовитель должно направлять по требованию потребителя протоколы и отчеты испытаний.
5.10. Испытания на надежность проводят для подтверждения достигнутого в производстве уровня средней наработки до отказа и среднего ресурса до капитального ремонта. Определение оценок показателей по результатам испытаний должно проводиться с доверительной вероятностью
0,8 и относительной ошибкой среднего значения
0,15.


Испытаниям подвергают партии двигателей. Каждая партия должна состоять из 20 двигателей одного типа, изготовленных одним предприятием.
Отбор двигателей для испытаний проводят из двигателей, не бывших в эксплуатации, по методу случайного отбора в простую выборку по ГОСТ 18321-73.
Периодичность испытаний двигателей - один раз в три года.
5.11. Испытания на климатические и механические воздействия не проводят. Соответствие двигателей требованиям к этим воздействиям должно обеспечиваться их конструкцией.
5.12. Испытания двигателей на стойкость к воздействию пластовой жидкости по ГОСТ 24683-81 не проводят. Стойкость двигателей гарантируется применением материалов и покрытий оболочки и уплотнений.
6. Методы испытаний
6.1. Методы испытаний электродвигателей - по ГОСТ 183-74, ГОСТ 7217-87, ГОСТ 11828-86, ГОСТ 25941-83 и настоящему стандарту.
6.2. Проверку осевого люфта и вылета валов двигателей проводят штангенглубиномером ШГ-0-200 по ГОСТ 162-80*.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 162-90.
6.3. Проверку сочленения шлицевых соединений валов двигателей проводят путем надевания шлицевой муфты на конец вала при разных положениях зубьев.
6.4. Проверку допуска торцевого биения присоединительной поверхности двигателей относительно оси вращения вала проводят по технологическим процессам предприятия-изготовителя, утвержденным в установленном порядке.
6.5. Проверку допуска радиального биения шлицевого конца вала относительно оси вращения и относительно центрирующих поверхностей, а также посадочной поверхности корпуса муфты гидрозащиты относительно центрирующей поверхности шлицев проводят по технологическим процессам предприятия-изготовителя, утвержденным в установленном порядке.
6.6. Проверку допуска радиального биения внутренней расточки статора электродвигателей относительно центрирующей поверхности корпуса статора проводят по технологическим процессам предприятия-изготовителя, утвержденным в установленном порядке.
6.7. Проверку направления вращения двигателя проводят путем его пробного включения.
6.8. Ток и потери короткого замыкания при периодических и типовых испытаниях электродвигателей приводят к расчетной рабочей температуре путем приведения сопротивления двигателя к этой температуре. Допускается опытное определение тока, потерь короткого замыкания и начального пускового вращающего момента при пониженном напряжении, но не менее 60% номинального.
При приемо-сдаточных испытаниях ток и потери короткого замыкания следует определять при напряжениях, равных 30-50% номинального значения.
6.9. Обкатку электродвигателей проводят в режиме холостого хода при правом направлении вращения. Температура обмотки статора при этом не должна превышать 110 и 130 °С для изоляции классов нагревостойкости Е и Н соответственно.
6.10. Ревизию электродвигателей проводят по технологическим процессам предприятия-изготовителя, утвержденным в установленном порядке.
При проведении ревизии проверяют состояние трущихся поверхностей (радиальных и опорных подшипников), поверхностей роторных секций и лобовых частей обмотки статора.
6.11. Проверку величины момента проворачивания вала проводят при помощи динамометра на вертикально подвешенном и заполненном маслом электродвигателе.
6.11а. Измерение времени выбега ротора следует определять в нагретом состоянии электродвигателя секундомером или другим прибором, обеспечивающим требуемую точность.
6.12. Напряжение разгона электродвигателей определяют после ревизии с практически холодного состояния.
Включение электродвигателей осуществляют при напряжении недостаточном для разгона. Величину напряжения разгона фиксируют при плавном подъеме напряжения в момент резкого снижения тока статора.
6.13. Определение тока и потерь холостого хода электродвигателей при приемо-сдаточных испытаниях проводят при температуре обмотки статора 110
и 130
°C для изоляции классов нагревостойкости Е и Н соответственно.


Если частота источника питания при снятии характеристики холостого хода электродвигателей отличается от номинальной не более чем на ±1%, то измеренные значения к номинальной частоте не приводят.
6.14. Испытание изоляции обмотки статора относительно корпуса и испытание междувитковой изоляции на электрическую прочность проводят на собранных и заполненных маслом электродвигателях при температуре обмотки статора, указанной в п.6.13.
6.15. Измерение сопротивления изоляции обмотки статора относительно корпуса производят на собранных и заполненных маслом электродвигателях.
Сопротивление изоляции в нагретом состоянии определяют при температуре обмотки статора, указанной в п.6.13.
6.16. Герметичность электродвигателя и перепускного клапана проверяют давлением трансформаторного масла 9,8·105 Па (10 кгс/см2) в течение 5 мин. В местах соединений деталей и сборочных единиц, а также в корпусах течь масла и отпотевание не допускаются.
6.17. При определении зависимости механических потерь от температуры обмотки статора электродвигатель должен работать в режиме холостого хода при номинальном напряжении. Механические потери определяют вычитанием из потребляемой мощности суммы потерь в стали и основных потерь в обмотке статора. Температуру обмотки статора определяют методом сопротивления.
6.18. К.п.д. электродвигателей определяют косвенным методом. При этом потребляемую мощность и основные потери в рабочих обмотках приводят к расчетной рабочей температуре.
Механические потери для определения к.п.д. должны соответствовать расчетной рабочей температуре.
Приведение потребляемой мощности к расчетной рабочей температуре производят по формуле