Санитарные правила для морских судов СССР (утв. с изменениями и дополнениями Главным государственным санитарным врачом СССР 25 декабря 1982 г. N 2641-82, 13 ноября 1984 г. N 122-6/452-1) стр. 11

3.2.20. Шланги для приема на судно пресной воды должны иметь маркировку: "Питьевая вода", "Мытьевая вода". Для их хранения должны предусматриваться отдельное помещение или специальный шкаф.
3.2.21. Прием забортной воды для опреснительных установок и плавательных бассейнов должен предусматриваться из днищевого кингстона. Трубопроводы для сброса сточных и других загрязненных вод должны быть максимально удалены от этого кингстона в кормовую часть либо выведены на другой борт для предотвращения загрязнения принимаемой на борт воды сточными или другими загрязненными водами.
3.2.22. Минерализатор для обработки опресненной воды должен устанавливаться таким образом, чтобы к нему имелся легкий доступ для обслуживания и заправки реагентами. Приемное устройство минерализатора должно быть предохранено от загрязнения при заправке реагентами. Для хранения запаса минерализующих солей (из расчета на весь рейс) должно быть выделено отдельное сухое вентилируемое помещение (или шкаф).
Реагенты должны храниться при температуре не выше 25°С (температура плавления хлористого кальция).
3.2.23. Водоразборные краны должны иметь маркировку: "Питьевая вода", "Мытьевая вода", "Забортная вода". На пассажирских судах I и II категорий надписи рекомендуется дублировать на английском языке.
3.2.24. На судах I, II и III категорий для обеспечения экипажа охлажденной газированной питьевой водой предусматриваются сатураторы или фонтанчики с подачей охлажденной воды, которые размещаются в энергетических отделениях и в районах служебных, общественных и жилых помещений.
3.2.25. На всех судах пассажиры должны обеспечиваться кипяченой водой из расчета 2 л на одного человека в сутки, на судах IV категории - 1 л. Норма уточняется при наличии ресторанов, кафе, буфетов и т.п.
Для обеспечения кипяченой водой устанавливаются автоматические электрокипятильники непрерывного действия.

3.3. Сточные системы

3.3.1. В целях охраны окружающей среды от загрязнения на каждом судне должны предусматриваться сточные системы. В зависимости от назначения сточные системы разделяются на систему сточных вод и систему хозяйственно-бытовых вод.
Система сточных вод предназначена для сбора без обработки или с обработкой (измельчением и обеззараживанием) и удаления с судна стоков из всех типов туалетов, писсуаров и унитазов, а также от шпигатов, установленных в туалетах; стоков из раковин, ванн и шпигатов, находящихся в медицинских помещениях; стоков иного происхождения, если они смешаны с перечисленными выше; стоков из помещений, в которых перевозятся живые животные.
Система хозяйственно-бытовых вод предназначена для сбора без обработки или с обработкой (измельчением или обеззараживанием) и удаления с судна стоков из общих и каютных умывальников, бань, душевых, прачечных, камбузов и других помещений пищеблока.
3.3.2. Устройство любых сточных систем должно исключать возможность проникновения и распространения запаха в помещениях.
3.3.3. Сточные системы должны быть оборудованы установкой для очистки и обеззараживания сточных вод или устройством для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства.
3.3.4. Установки для очистки и обеззараживания сточных вод должны обеспечивать следующую степень очистки сточных вод: коли-индекс - не более 1000, количество взвешенных веществ - не более 50 мг/л, биологическая потребность в кислороде (БПК_5) - 50 мг/л, количество остаточного хлора в сбрасываемых водах - не более 5 мг/л.
Установки для очистки и обеззараживания сточных вод должны быть одобрены Регистром СССР на основании заключения Минздрава СССР.
3.3.5. На судах, оборудованных установками для очистки и обеззараживания сточных вод, рекомендуется единая система сбора и обработки сточных и хозяйственно-бытовых вод.
На судах, не оборудованных установками для очистки и обеззараживания сточных вод, допускается раздельная система сбора и хранения сточных и хозяйственно-бытовых вод.
3.3.6. Для хранения сточных и хозяйственно-бытовых вод должны предусматриваться одна или несколько цистерн. Объем цистерн должен обеспечить хранение сточных и хозяйственно-бытовых вод, количество которых определяется исходя из времени нахождения судна в зонах санитарной охраны, территориальных водах и водах внутренних водоемов с учетом максимального времени между опорожнением цистерн.
3.3.7. Сборные цистерны изготавливаются из стали, при этом должна быть обеспечена легкая очистка их внутренних поверхностей. Цистерны для сточных вод должны иметь горловины для проведения очистных работ и дезинфекции, воздушные трубы, а также автоматические устройства сигнализации верхнего уровня (при заполнении на 80% объема). К цистернам должен быть подведен трубопровод пропаривания. Конструкция цистерн должна соответствовать требованиям Регистра СССР.
3.3.8. Сборные цистерны должны быть отделены коффердамами от цистерн с питьевой и мытьевой водой, танков и грузовых помещений, предназначенных для перевозки пищевых грузов, а также от жилых, медицинского назначения, общественных, административных и административно-хозяйственных помещений.
На судах I и II категорий сборные цистерны и установки для очистки и обеззараживания сточных вод с откачивающими устройствами рекомендуется располагать в газонепроницаемых выгородках с вытяжной вентиляцией.
Располагая на палубе воздушные трубы сточных цистерн, необходимо учитывать, что это не должно приводить к загрязнению воздуха судовых помещений.
3.3.9. Минимальное количество сточных и хозяйственно-бытовых вод на одного человека в сутки следует рассчитывать исходя из норм, приведенных в табл. 13.
Таблица 13
Категории судна
Сточные воды, л
Хозяйственно-бытовые воды, л
Всего, л
I и II
50
150
200
III и IV
30
70
100
Для применения систем вакуумной транспортировки сточных вод или других систем с уменьшенным расходом смывных вод нормы количества сточных вод соответственно уменьшаются.
3.3.10. Сточные воды из изолятора по самостоятельному трубопроводу должны отводиться в отдельную цистерну или на установку для их очистки и обеззараживания.
3.3.11. Сточные трубопроводы не должны проходить через помещения медицинского назначения и пищеблока, столовые, рестораны, кают-компании, провизионные кладовые и цистерны с питьевой или мытьевой водой.
В отдельных случаях при технической необходимости допускается прокладка сточных труб через указанные помещения, но кроме провизионных кладовых и цистерн с питьевой и мытьевой водой только в газонепроницаемых кожухах и при отсутствии разъемных соединений.
3.3.12. Следует избегать проводки сточных труб через жилые и общественные помещения, а также радиорубки.
При технической необходимости прокладки сточных труб через указанные помещения трубы должны иметь соответствующую звуковую изоляцию.

3.4. Устройства для сбора, обработки и удаления мусора

3.4.1. На каждом судне должны быть предусмотрены устройства для сбора или обработки мусора (измельчение или прессование) либо установка для сжигания мусора.
Примечание. Применительно к настоящим Правилам под мусором понимаются все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению (за исключением веществ, оказывающих вредное влияние на здоровье человека).
3.4.2. Устройства для сбора могут быть съемными (контейнеры) или встроенными непосредственно в корпус судна. Конструкция их должна соответствовать требованиям Регистра СССР и обеспечивать возможность их промывки и дезинфекции.
Контейнеры должны иметь плотно закрывающиеся крышки и соответствующую маркировку: "Для мусора", "Для пищевых отходов". Масса контейнера, переносимого вручную, вместе с содержимым не должна превышать 50 кг. Сухой бытовой мусор и пищевые отходы рекомендуется хранить раздельно.
3.4.3. Устройства для обработки мусора должны обеспечивать его измельчение до частиц, величина которых не превышает 25 мм. Устройства для прессования мусора должны обеспечивать уменьшение его первоначального объема в среднем в 5 раз.
Устройства для сбора мусора (мусоропроводы) должны изготавливаться из материалов, позволяющих проводить промывку и дезинфекцию, а также должны иметь запирающиеся крышки.
3.4.4. На судах I и II категорий рекомендуется предусматривать установки для сжигания мусора. Конструкция их должна соответствовать требованиям Регистра СССР.
3.4.5. На судах рекомендуется предусматривать специальный ящик для сбора эксплуатационных отходов от силовой установки (ветошь и т.п.) с последующим сжиганием или передачей на другое судно либо берег.
3.4.6. Устройства для сбора и обработки мусора, а также установка для сжигания мусора должны устанавливаться изолированно от жилых и общественных помещений, помещений медицинского назначения, административных помещений, помещений пищеблока и продовольственных кладовых. Их расположение не должно приводить к загрязнению судовых помещений.
3.4.7. Производительность устройства для обработки мусора или установки для его сжигания, а также суммарная емкость оборудования для сбора мусора должны рассчитываться исходя из суточной нормы его образования, численности экипажа и пассажиров на борту судна и времени пребывания судна в запрещенных для сброса мусора районах моря.
3.4.8. Расчетные нормы образования мусора на одного человека в сутки представлены ниже:
Минимальная норма на 1 чел. в сутки, м3
Сухой бытовой мусор
0,002
Пищевые твердые отходы
0,003

3.5. Система нефтесодержащих вод

3.5.1. С целью выполнения требований по санитарной охране моря от загрязнений каждое судно должно иметь соответствующее устройство и оборудование для сбора или сепарации и удаления нефтесодержащих вод, а также оборудование для предотвращения разлива и утечки нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов в соответствии с Правилами Регистра СССР.

3.6. Освещение

3.6.1. Естественное освещение

3.6.1.1. Жилые и общественные помещения для экипажа и пассажиров, основные помещения медицинского назначения, а также служебные помещения должны иметь естественное освещение.