финансирование инвестиционных планов городов-участников проекта "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России";
надзор за реализацией инвестиционных планов городов-участников проекта "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России".
Основное мероприятие 2.5. Стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением.
В рамках данного основного мероприятия будет реализован комплекс мер, направленных на переход к установлению социальных норм потребления коммунальных услуг на уровне, обеспечивающем эффективное энергопотребление населением, при усилении мер социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе реализация в 2013 году пилотных проектов не менее, чем в 8 субъектах Российской Федерации. В участвующих в пилотном проекте регионах будет введена социальная норма потребления электроэнергии и установлены два тарифа на электроэнергию для населения - в пределах социальной нормы по более низкому (доступному) тарифу и сверх социальной нормы по более высокому тарифу.
8. Характеристика мер государственного регулирования
Мера, нацеленная на содействие капитальному ремонту многоквартирных домов:
предоставление льготы по уплате налога на прибыль в виде отнесения к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчислений на формирование в установленном статьей 324 Налогового кодекса Российской Федерации порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Оценка применения мер государственного регулирования подпрограммы на 2013-2015 годы приведена в Приложении N 3 к Государственной программе.
Подпрограмма также предполагает реализацию ряда мер правового регулирования. Сведения об основных мерах правового регулирования приведены в Приложении N 4 к Государственной программе.
9. Характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации принимают участие в реализации мероприятий подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России" по следующим направлениям:
разработка и утверждение нормативных правовых актов в целях создания региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов;
разработка и утверждение региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов;
подготовка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и входящих в их состав схем водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
подготовка и утверждение региональных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований в соответствии с законом "О Фонде ЖКХ";
реализация региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов в рамках основного мероприятия "Содействие капитальному ремонту многоквартирных домов";
реализация мер по проведению капитального ремонта (в части ремонта крыш и фасадов) многоквартирных домов для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани;
реализация мер, направленных на переход к установлению социальных норм потребления коммунальных услуг на уровне, обеспечивающем эффективное энергопотребление населением, при усилении мер социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе в рамках пилотных проектов;
установление в правилах предоставления субсидий муниципальным бюджетам на софинансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства (при их наличии) в качестве одного из условий наличие утвержденных в установленном порядке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
утверждение графиков передачи в концессию или долгосрочную (более 1 года) аренду объектов энергетики и коммунальной сферы.
участие в реализации экспериментальных проектов иных мероприятий, включенных в состав Государственной программы.
Региональные программы развития и модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения качества многоквартирных домов должны быть направлены на создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека применительно к условиям конкретных регионов и муниципальных образований. В силу существенных различий между регионами по уровню развития коммунальной, социальной, дорожной инфраструктуры, перспективами социально-экономического развития регионов, содержание программ, механизмы и технологии достижения поставленных задач, а также меры федеральной поддержки в разных регионах будут различны.
Указанные программы будут предусматривать меры, направленные на обеспечение доступности долгосрочных кредитных ресурсов и запуска механизмов финансирования долгосрочных инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры. Также региональные программы будут предусматривать меры, в т. ч. бюджетного софинансирования, направленные на содействие реализации проектов капитального ремонта многоквартирных домов.
Успешность и эффективность региональных программ развития и модернизации коммунальной инфраструктуры и повышения качества многоквартирных домов определяется:
оптимальным набором мероприятий, направленных на развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры и ремонт многоквартирных домов, специфичным для каждого конкретного региона, а также для муниципальных образований на территории соответствующего региона;
обеспечением координации действий различных участников реализации политики в сфере развития и модернизации коммунальной инфраструктуры на территории региона и муниципальных образований.
10. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В реализации мероприятий подпрограммы принимает участие Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Фонд ЖКХ участвует в реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года. В 2013-2015 годах Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будет осуществлять предоставление средств бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство, приобретение и выкуп жилых помещений с целью переселения граждан из такого аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта многоквартирных домов и предоставление субсидий на уплату процентов по долгосрочным кредитам в целях реализации мероприятий, предусмотренных региональной программой модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Условия предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки стимулируют развитие в субъектах Российской Федерации региональных систем капитального ремонта, переход на современные формы управления объектами коммунальной инфраструктуры, совершенствование системы нормативно-технического регулирования.
Реализация мероприятий при участии Фонда ЖКХ позволит снизить объемы аварийного жилищного фонда, обеспечить плановый подход к организации капитального ремонта, создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в сфере управления системами коммунальной инфраструктуры.
11. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Расходы подпрограммы формируются за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы в 2013 - 2020 годах составит:
за счет всех источников финансирования - 658 760 269,89 тыс. рублей
в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 38 479 405,90 тыс. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 151 093 420,20 тыс. рублей;
за счет внебюджетных источников - 469 187 443,79 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы подлежит ежегодному уточнению.
Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета на 2013 -2015 годы определен на основе проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Расчетной базой для определения объема ресурсного обеспечения подпрограммы за счет средств федерального бюджета является актуальная версия аналитического распределения расходов федерального бюджета в рамках Государственной программы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов (аналитическое распределение средств федерального бюджета по государственным программам).
Оценки объемов финансового обеспечения мероприятий подпрограммы на 2013-2020 годы, не представленных в аналитическом распределении и предварительной оценке расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации, получены на основании информации о количественных и стоимостных оценках соответствующих мероприятий.
Предполагается, что при софинансировании отдельных мероприятий Государственной программы за счет внебюджетных источников будут использоваться, в том числе, различные инструменты государственно-частного партнерства.
Информация об объемах финансирования основных мероприятий подпрограммы (в ценах соответствующих лет) представлена в Приложении N 6 к Государственной программе. Ресурсное обеспечение подпрограммы за счет всех источников и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и юридических лиц на реализацию подпрограммы на период до 2020 года приведены в Приложении N 7 к Государственной программе.
12. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
К рискам реализации подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель, следует отнести следующие.
1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных подпрограммой (например, развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов), что может привести к невыполнению подпрограммы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках подпрограммы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования, но, как показывает предыдущий опыт, также может потребовать значительных сроков практического внедрения.
2. Операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовности организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных подпрограммой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы или задержке в их выполнении. Данный риск может быть качественно оценен как умеренный.
В рамках данной группы рисков можно выделить два основных.
Риск исполнителей/соисполнителей, который связан с возникновением проблем в реализации подпрограммы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы. Данный риск обусловлен большим количеством участников реализации отдельных мероприятий подпрограммы, в том числе федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития.