Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется ростом износа основных фондов, ростом аварийности, высокими потерями ресурсов и низкой энергоэффективностью. Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем граждан России. Без принятия срочных мер на государственном уровне правового и институционального характера переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги представляется невозможным. В связи с этим органы государственной власти и местного самоуправления должны сосредоточить усилия на решении двух прорывных задач. Первая задача заключается в проведении в значительных объемах капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств собственников жилья, кредитных продуктов банков и различных механизмов государственной поддержки инициативных собственников жилья в энергоэффективной модернизации многоквартирных домов. Решение этой задачи позволит создать более комфортную среду обитания граждан, снизить расходы на оплату энергоресурсов за счет повышения энергоэффективности жилых зданий. Вторая задача связана с техническим обновлением коммунальной инфраструктуры. Это позволит повысить качество коммунальных услуг, обеспечить высокую надежность их предоставления, создать технические и организационные возможности потребителю регулировать объемы потребляемых услуг и оплату по факту их потребления. Решение этой задачи связано с принципиальным улучшением инвестиционного климата в коммунальном секторе. Для снижения инвестиционных рисков особое внимание будет уделено формированию долгосрочной тарифной политики. При этом политические ограничения, связанные с доступностью оплаты жилья и коммунальных услуг, будут формировать существенные риски реализации государственной программы.
Решение указанных задач предполагает определенный рост доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе в период 2013-2016 гг. (до 12,1%) однако к 2020 г. указанная доля снизится до 10%. Рост доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе будет обусловлен ростом себестоимости коммунальных ресурсов, предоставляемых населению, а также себестоимости жилищной услуги, ростом тарифов темпами, опережающими темпы роста себестоимости коммунальных ресурсов в целях ликвидации перекрестного субсидирования, увеличением площади жилья, приходящейся на 1 человека, за счет роста объемов ввода нового жилья, повышением уровня благоустройства жилищного фонда и появлением новых услуг в жилищной сфере, увеличением обеспеченности коммунальными услугами, увеличением расходов населения по оплате капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, а также ростом тарифов на коммунальные ресурсы вследствие привлечения частных инвестиций. Снижение указанной доли произойдет вследствие эффекта от реализованных мероприятий по энергоресурсосбережению.
2. Приоритеты государственной политики в жилищно-коммунальной сфере
Приоритеты государственной политики в жилищно-коммунальной сфере определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Первым приоритетом государственной политики является улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания.
В рамках данного приоритета будут реализованы меры по обеспечению комфортных условий проживания и предоставлению жилищно-коммунальных услуги по доступным ценам для собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе, меры по:
обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе для увеличения уровня их благоустройства (обеспеченности коммунальными услугами), существенного повышения их энергетической эффективности, за счет создания региональных систем капитального ремонта, а также путем внедрения устойчивых механизмов и инструментов финансовой поддержки проведения капитального ремонта;
улучшению качества управления и содержания общего имущества многоквартирных домов путем поддержки объединений собственников жилья и развития конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью;
развитию конкуренции в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирными домами;
обеспечению доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет реализации мер по энергоресурсосбережению и повышению эффективности мер социальной поддержки населения;
обеспечение условий проживания и возможности полноценной жизнедеятельности для маломобильных групп населения, семей с детьми;
совершенствованию системы государственного учета жилищного фонда, контроля и надзора за техническим состоянием жилых зданий.
Кроме того, будут созданы условия для развития банковского кредитования товариществ собственников жилья, других объединений граждан в жилищной сфере, управляющих компаний на цели проведения капитального ремонта при оказании товариществам мер государственной поддержки, обеспечено законодательное регулирование предоставления социальных выплат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов собственникам жилья с низкими доходами.
С целью развития институтов для выработки общей позиции собственников по заказу жилищно-коммунальных услуг будет стимулироваться создание товариществ собственников жилья путем снижения административных барьеров, информационно-разъяснительной работы, популяризации лучших практик.
В законодательстве Российской Федерации будут сформированы необходимые правовые основы для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет организационного обеспечения процесса планирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов и вовлечения в его финансирование средств собственников помещений в многоквартирных домах, а также конкретизирована обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать расходы на капитальный ремонт общего имущества.
В целях создания долгосрочных устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов субъекты Российской Федерации наделяются широкими полномочиями по созданию системы финансового и организационного обеспечения проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов с учётом возможностей региональных бюджетов. В этих целях на субъекты Российской Федерации возлагается обязанность по принятию нормативных правовых актов, направленных на создание и обеспечение функционирования региональных систем капитального ремонта. На собственников помещений в многоквартирных домах возлагается обязанность по формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем внесения ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
Указанный фонд формируется одним из способов:
- накопление взносов на капитальный ремонт на специальном банковском счете многоквартирного дома, при этом права на денежные средства на этом счете принадлежат собственникам помещений в данном доме;
- перечисление собственниками помещений взносов на капитальный ремонт оператору региональной системы капитального ремонта, который принимает на себя обязанность обеспечить проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, и профинансировать расходы на этот ремонт за счет фонда ремонта такого дома, а также за счет иных средств.
В случае непринятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о способе формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, аккумулирование этих средств осуществляется у регионального оператора.
Контроль за функционированием регионального фонда капитального ремонта осуществляют органы государственного жилищного надзора и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом. В целях контроля за функционированием регионального фонда капитального ремонта владелец специального счета многоквартирного дома или региональный оператор обязаны представлять в орган государственного жилищного надзора предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых осуществляют формирование фонда капитального ремонта на счетах регионального оператора или специальном счете дома, открытом на имя регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах, об остатке средств на специальных счетах многоквартирных домов в порядке и сроки, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации.
В федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" будут внесены изменения, в соответствии с которыми деятельность Фонда реформирования ЖКХ будет продлена до 31 декабря 2015 года. За счет средств Фонда реформирования ЖКХ будут осуществляться мероприятия:
по содействию проведению капитального ремонта многоквартирных домов;
по поддержке частных инвестиций в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Будет также обеспечиваться предоставление информационной поддержки в целях развития механизмов добровольного страхования жилых помещений и гражданской ответственности собственников жилых помещений.
Вторым приоритетом государственной политики является модернизация и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" будут реализованы меры по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 и Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 г. N 1493-р разработаны:
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения";
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении";
проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления в качестве недвижимой вещи единого имущественного комплекса";
проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления требований к разработке и утверждению программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры)".
Указанные законодательные акты и принимаемые в их развитие нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Российской Федерации обеспечивают условия снижения рисков частных инвестиций и развития специализированных видов деятельности по управлению и развитию коммунальной инфраструктуры, в том числе на основе концессионных соглашений, стимулируют развитие различных форм государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ, упрощают процедуры регистрации права собственности и других вещных прав на объекты инженерно-технического обеспечения.
С целью повышения эффективности использования средств региональных и местных бюджетов, направляемых на развитие коммунальной инфраструктуры, создания в регионах благоприятных условий для привлечения инвестиций, будет осуществляться предоставление из федерального бюджета, а также за счет средств Фонда ЖКХ субъектам Российской Федерации субсидий на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Будет оказана методическая поддержка органам местного самоуправления, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и организациям коммунального комплекса в целях координации инвестиционных программ естественных монополий и иных организаций коммунального комплекса с программами жилищного строительства, производства строительных материалов, изделий конструкций для жилищного строительства и иного развития территорий.
Будут внедрены новые кредитно-финансовые механизмы в сфере развития и модернизации коммунальной инфраструктуры с учетом лучшей мировой практики, а также опыта реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Данные механизмы должны предусматривать установление стандартов привлечения заемных средств и унифицированных процедур взаимодействия органов местного самоуправления, коммунальных предприятий, девелоперов, банков для развития и реконструкции коммунальной инфраструктуры, а также содействие в привлечении заемного финансирования для развития и реконструкции коммунальной инфраструктуры. Это позволит повысить надежность и эффективность производства и поставки коммунальных ресурсов на базе масштабной модернизации систем коммунальной инфраструктуры с использованием энергоэффективных и экологически чистых технологий путем формирования в коммунальном секторе благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства.
Будет также обеспечено внедрение ресурсосберегающих технологий и создание условий для более широкого использования малой энергетики и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве;
В целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, особое внимание будет уделено модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В результате будут созданы благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства, что позволит осуществить масштабную модернизацию систем коммунальной инфраструктуры с использованием энергоэффективных и экологически чистых технологий, повысить надежность и эффективность производства и поставки коммунальных ресурсов.
3. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России" является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Цель подпрограммы соответствует:
приоритетам государственной жилищной политики, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также целевым ориентирам, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
стратегической цели государственной жилищной политики - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.
Достижение цели подпрограммы осуществляется путем решения следующих задач:
создание условий для увеличения объема капитального ремонта и модернизации жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности;
повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;
стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением;
обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.