Ведомственные строительные нормы ВСН 146-68/Минтрансстрой СССР "Технические указания по возведению монолитно-прессованных бетонных обделок тоннелей при щитовой проходке" (утв. приказом Технического управления Минтрансстроя СССР от 28 августа 1968 г. N 35) стр. 3

4.16. Длина пуансона (см. рис. 1 и 2) определяется зависимостью
,
где m = 1,3 - коэффициент запаса хода пуансона;
а - часть длины пуансона, входящая в зазор до начала прессования, см;
с - допустимая величина перекоса прессующего устройства, выбираемая в соответствии с п. 4.10 настоящих "Технических указаний".
4.17. Применяемые для возведения монолитно-прессованных бетонных обделок опалубки должны обеспечивать:
проектные размеры внутреннего очертания тоннельной обделки и их сохранение до набора бетоном распалубочной прочности;
возможность возведения тоннельной обделки и управления движением щита как на прямых, так и на кривых участках трассы;
отсутствие вредных механических воздействий на обделку в период схватывания и твердения бетона.
4.18. При расчете опалубки радиальное давление от прессования бетонной смеси рекомендуется принимать не менее 50% от максимального осевого давления, создаваемого домкратами.
4.19. Длина опалубки назначается в зависимости от скорости возведения обделки и минимально допустимого времени выстойки бетона в опалубке и определяется по формуле
,
где - скорость возведения обделки, м/сутки;
- минимально допустимое время выстойки бетона, сутки.
4.20. Механизм по демонтажу, транспортированию и монтажу переставной опалубки должен обеспечить выполнение этих операций при возможной несоосности и непараллельности осей опалубки и механизма.
Перемещать механизм по путям, жестко связанным с опалубкой, не рекомендуется.
4.21. Тип и конструкция подвижного пневмобетононагнетателя устанавливают проектом в зависимости от диаметра тоннеля и условий его сооружения.
4.22. Для подачи бетонной смеси за опалубку следует применять серийно выпускаемые промышленностью бетоноводы диаметром 121 мм или 150 мм, снабженные быстродействующими замками.
4.23. Устье бетоновода может вводиться в заопалубочное пространство через прессующее устройство или опалубку. После окончания подачи бетонной смеси устье должно перекрываться запорным устройством.
4.24. Бетоноводы в поперечном сечении тоннеля следует располагать так, чтобы при выполнении работ по перестановке очередной секции опалубки не требовалась их разборка.
4.25. Образующая наружной (цилиндрической) поверхности щита должна быть параллельна его оси. Допускается конусность 0,005 (с конусом, расходящимся в сторону головной части щита).
4.26. Щитовые домкраты должны быть установлены в корпусе параллельно продольной оси щита.
Допускается установка домкратов с подъемом до 0,008 в сторону головной части щита.

V. Производство работ

5.1. Работы по возведению монолитно-прессованной обделки могут быть начаты только при наличии утвержденной проектной и технической документации, включая проект производства работ, выполненный в соответствии с требованиями настоящих "Технических указаний".
5.2. Проект производства работ должен предусматривать указания о порядке введения комплекса оборудования по возведению монолитно-прессованной бетонной обделки в работу и сооружению начального участка тоннеля.
5.3. Монолитно-прессованные бетонные обделки возводятся по следующей схеме:
прессующее устройство и опалубка устанавливаются в положение для бетонирования;
бетоновод подключается к прессующему устройству или опалубке;
в пространство за опалубкой бетоноукладочными машинами подается бетонная смесь;
запорным устройством перекрывается отверстие в прессующем устройстве или опалубке, через которое подается бетонная смесь (в случае применения переставной опалубки), отключается бетоновод;
бетонная смесь прессуется усилием домкратов.
Принципиальная схема возведения обделки представлена на рис. 3.
Примечание. Примеры схем примененных проходческих комплексов для сооружения тоннелей с монолитно-прессованными обделками, приведены в приложении 8.
5.4. Торец пуансона прессующего устройства и очередная секция переставной опалубки должны быть очищены от налипшего бетона, грязи и ржавчины, а поверхности опалубки, соприкасающиеся с бетоном, полностью смазаны.
Для смазывания следует применять: суспензию водонепроницаемого расширяющегося цемента (ВРЦ) в масле, известковое или трепельное молоко состава 1:1 (по весу), а также смеси жидких и густых минеральных масел.
5.5. Сдвижка секций опалубки вдоль оси тоннеля под воздействием прессующего устройства не допускается.
5.6. Воду из лотковой части заопалубочного пространства необходимо откачать непосредственно перед началом бетонирования очередной заходки.
5.7. Бетонные работы при среднесуточной температуре воздуха в тоннеле ниже +5°С должны производиться с учетом требований СНиП III-В.1-62, раздел 6.
5.8. Заполнение заопалубочного пространства рекомендуется начинать с подачи "пусковой смеси": цементно-песчаного раствора состава 1:2 и В/Ц = 0,8-0,85. Количество "пусковой смеси", позволяющее исключить изменение состава бетона в процессе укладки, составляет примерно 1,5 л на 1 поверхности бетоновода и опалубки.
Примечание. Допускается вместо подачи "пусковой смеси" увеличивать в первых замесах бетона содержание цемента и мелкого заполнителя до 15%.
5.9. В сводовую часть обделки рекомендуется укладывать бетонную смесь с минимальным содержанием воды, обеспечивающим подвижность и допускающим транспортирование этой смеси по трубам.
5.10. Объем бетонной смеси, уложенный за опалубку, должен составлять не менее 93% объема заопалубочного пространства.
5.11. Бетонную смесь рекомендуется укладывать равномерно по обе стороны опалубки.
5.12. При перерыве бетонирования более полутора часов необходимо производить промывку бетономешалок, бетоноукладочных машин, а также очистку бетоноводов.
5.13. Бетонную смесь рекомендуется прессовать двумя ступенями:
равномерным давлением под торцом прессующего устройства 3-5 в течение 3-6 мин;
максимальным давлением, величина и продолжительность которого зависят от технологии возведения обделки. Общая продолжительность прессования должна составлять не более 40 мин.
5.14. При возведении монолитно-прессованной бетонной обделки под зданиями и подземными коммуникациями смещение слоев грунтового массива рекомендуется определять по приложению 9.