Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.11-2005 (МЭК 61882:2001) "Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2005 г. N стр. 8

Окончание таблицы В.3
Заголовок исследования: АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПОЕЗДАЛист 2 из 2
Ссылка на рисунок N: БЛОК-СХЕМА СИСТЕМЫПересмотр (номер) 1Дата:
Состав группы: DJ, JB, ВАДата заседания:
Рассматриваемая часть: ВХОД ОТ ОБОРУДОВАНИЯ ПОЛОСЫ ОТЧУЖДЕНИЯ
Цель проекта: ОБЕСПЕЧИТЬ ПОДАЧУ К PES ЧЕРЕЗ АНТЕННЫ ИНФОРМАЦИИ О БЕЗОПАСНЫХ СКОРОСТЯХ И ПУНКТАХ ОСТАНОВКИ
Порядковый номерЭлементХарактеристика элементаУправляющее словоОтклонениеВозможные причиныПоследствияСуществующие меры безопасностиПримечаниеТребуемые действияФамилия ответственного за выполнение действий
8ТахометрСкорость движенияНЕТОбнаружена неправильная скорость движенияВнезапная блокировка колесНа тахометре может быть показание нулевой скорости движения--Проверить защиту от внезапной блокировки колесDJ
9ТахометрСкорость движенияДРУГОЙ, ЧЕМОбнаружена неправильная скорость движенияВнезапный запуск блокированных колес дает неверный сигналТахометр показывает неправильную скорость движения--Проверить защиту от неверных показаний скорости движенияВА
10ТахометрСкорость движенияТАК ЖЕ, КАКУказано много скоростейВнезапные изменения в выходе, вызванные вращением колесаМожет вызвать действие, основанное на неправильной скорости движения--Проанализировать возможность появления этого отказа на практикеВА
11ТахометрВыходное напряжениеНЕТНет выходаТахометр блокированНа тахометре может быть показание нулевой скорости движения--Проанализировать возможность появления этого отказа на практикеDJ
12ТахометрВыходной сигналТАК ЖЕ, КАКВыходной сигнал смазанНаложены другие сигналыНа тахометре может быть показание нулевой скорости движения--Проанализировать возможность появления этого отказа на практикеВА

В.4 Пример применения HAZOP для планирования действий в чрезвычайных ситуациях

Организация предполагает возможность возникновения некоторых критических ситуаций. Эти критические ситуации могут быть различными: от бытовых ситуаций до угрозы взрыва бомбы. Правильность планирования таких ситуаций может быть проверена путем репетиции, но репетиции не могут охватить все возможные ситуации.
Исследования HAZOP предлагают относительно недорогой путь идентификации многих неточностей, которые могут быть в плане действий в случае чрезвычайных ситуаций, как дополнение опыта, полученного в результате относительно редких репетиций или еще более редких фактических критических положений.
На изолированной нефтегазовой платформе должны быть предусмотрены эффективные меры для эвакуации и спасения людей в случае инцидентов, потенциально угрожающих жизни. Эти меры должны гарантировать, что персонал будет быстро приведен в готовность при возникновении ситуации, быстро доберется до безопасного места сбора, будет эвакуирован с платформы управляемым способом (на вертолете или спасательной шлюпке) и затем доставлен в безопасное место. Эффективные меры по эвакуации и спасению людей являются существенной частью изолированной системы. Такие меры состоят из следующих стадий:
a) подача сигнала общей тревоги GRA автоматическими приборами или вручную оператором;
b) передача сообщения о ситуации на локальное резервное судно и на береговые чрезвычайные пункты спасения;
c) помощь персонала, помогающего добраться до точки сбора;
d) перемещение на пункт сбора;
e) облачение в защитные средства выживания;
f) подготовка к покиданию опасной платформы, которая инициализируется администратором изолированной системы или его представителем;
g) выход, который включает путь персонала от места сбора до мест начала эвакуации;
h) эвакуация обычно на вертолете или на спасательных шлюпках;
i) выход в море вплавь, если необходимые средства эвакуации недоступны;
j) спасение персонала, находящегося в спасательной шлюпке и непосредственно в море, и доставка в безопасное место.
В таблице В.4 представлен пример рабочей таблицы HAZOP для чрезвычайного планирования.
Таблица В.4 - Пример рабочей таблицы HAZOP для планирования действий в чрезвычайных итуациях
Рассматриваемая часть: СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Цель проекта: ПОДАЧА СИГНАЛА ОБЩЕЙ ТРЕВОГИ GPA
Элементы:Входы:ИНИЦИИРОВАНИЕ СИГНАЛА;ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
Персонал:Источники: ВСЕ ИСТОЧНИКИ СИГНАЛА
Адресаты: ВЕСЬ ПЕРСОНАЛ НА ПЛАТФОРМЕ
Порядковый номерЭлементУправляющее словоОтклонениеВозможные причины отклоненияПоследствияСуществующие меры безопасностиПримечаниеТребуемые действияФамилия ответственного за выполнение действий
1Подача сигнала GPA и электрической энергииНЕТНет входов1) Приборы или персонал не подают сигнал GPAОшибки аварийного персонала-Маловероятно-
2) Персонал пытается подать сигнал GPA, но сигнала нетТо же-То же
3) Нет электрической энергии"Дублирование отказоустойчивой логики включения сигнала.Возможно-
Установка источника бесперебойного питанияТо же-
2Подача сигнала GPА и электрической энергииБОЛЬШЕБольшее количество входов1) Ложная тревогаПерсонал излишне напряжен-ВозможноВключение сигнала должно обеспечиваться двумя кнопками (выключателями)
2) Тревога с целью озорстваТо жеСоблюдение дисциплин и правилМаловероятно-
3ВходыБОЛЬШЕБольшее количество входовБольшее количество электрической энергииПовреждение сигнальной системыВыделенное защищенное электропитаниеМаловероятно-
4ВходыМЕНЬШЕМеньшее количество включенийИмпульс включения достигает только некоторых источников сигналаНе весь персонал приведен в готовностьРегистрация стандартных сигналов--
5ВходыМЕНЬШЕМеньше электрической энергииПотеря мощности электропитанияНе включаются сигналы тревогиВыделенное электропитаниеМаловероятно-
6ВходыТАК ЖЕ, КАКДействие, аналогичное включениюВключение сигнала вызывает другие последствия-Ситуация невозможна при наличии выделенной встроенной схемы--
7ВходыТАК ЖЕ, КАКПодача электрической энергии другого качестваНарушение качества электрической энергии, например, скачки напряженияВозможно повреждение сигнальной системыЗакрытая схема передачи сигнала--
8ВходыЧАСТЬЧасть входовЕсть сигнал, но нет энергии или есть энергия, но нет сигналаПерсонал не приведен в готовность-См. пункт 4-
9ВходыЗАМЕНАЗамена входов.Замена электрической энергииНеверное включение сигнала.Неверное конструктивное решение--Система не включает звуковой сигнал "отбой"Разработать систему звукового сигнала "отбой"
10ВходыДРУГОЙ, ЧЕМДругие входыМного причинЗависят от входовСитуация маловероятна при наличии выделенных защищенных схемВозможно необходима специальная система проверкиРассмотреть возможность проведения специальной проверки
11Действия по передаче сигнала тревоги персоналуНЕТНе прозвучал сигнал тревогиОтказ звукового оборудования.Повреждение кабеляПерсонал не приведен в готовностьНаличие дублирующих способов покидания опасной платформы, резервных кабелей, источников питания, динамиковМаловероятноНет
12Действия по передаче сигнала тревоги персоналуБОЛЬШЕБольшая мощность сигналовСлишком мощное звуковое оборудованиеПерсонал может получить повреждение слухаУстановка звукового оборудования, соответствующего установленным требованиям к допустимым уровням звуковой мощности-Нет
13Действия по передаче сигнала тревоги персоналуМЕНЬШЕМеньшая мощность сигналовСлишком слабое звучание сигналаНе весь персонал приведен в готовность--Сигнал должен быть не менее чем на 15 дБ выше фона
14Действия по передаче сигнала тревоги персоналуТАК ЖЕ, КАКПередается сигнал, похожий на сигнал тревогиИскажение сигнала тревоги шумамиПерсоналу не ясен сигнал--Рассмотреть необходимость акустического анализа
15Действия по передаче сигнала тревоги персоналуЧАСТЬПередается часть сигналаЕсть сигнал, но он неадекватныйПерсонал не получает сигнала тревоги---
16Действия по передаче сигнала тревоги персоналуЗАМЕНАПередается противоположный сигнал-----
17Действия по передаче сигнала тревоги персоналуДРУГОЙ, ЧЕМПередается сигнал GPAОшибочное включение сигнала подготовки к покиданию опасной платформыЗамешательство среди персонала. Люди могут покинуть платформу по ошибке--Сигнал подготовки к покиданию опасной платформы должен звучать только после сигнала GPA
18Действия по передаче сигнала тревоги персоналуПРЕЖДЕ, ЧЕМСигнал GPA передается и звучит слишком раноСигнал GPA включается прежде, чем этого требует ситуацияНенужная тревога и нарушение работы--Установка четких рекомендаций для персонала платформы
19Действия по передаче сигнала тревоги персоналуПОЗЖЕ, ЧЕМСигнал GPA передается и звучит слишком поздноСигнал GPA включается позже, чем этого требует ситуацияЧасть персонала может оказаться в ловушке или использовать менее желательный маршрут эвакуации--Установка четких рекомендаций для персонала

В.5 Система управления пьезоклапаном

Система управления пьезоклапаном изображена на рисунке В.3. Когда на элемент пьезоклапана подают напряжение, он удлиняется. Пьезоклапан под напряжением закрыт, а в противном случае - открыт. Если элемент не теряет заряд, состояние клапана сохраняется.
Система управления пьезоклапаном предназначена для распыления огнеопасной и взрывчатой жидкости в реактивном двигателе судна.
В этом примере приведено исследование HAZOP электронного модуля управления пьезоклапаном.
Пьезоклапан может находиться в двух состояниях: закрытом состоянии 1 и открытом состоянии 2.
Электрическое напряжение от конденсатора С_1 подается через транзистор T_1 на конденсатор С_2 и через провод - на пьезоклапан для его закрывания. В этом случае транзисторы T_2 и T_3 закрыты (высокое сопротивление).
Конденсатор С_2 разряжается через транзистор Т_2, чтобы клапан открылся. Чтобы предотвратить асимметричную зарядку пьезоклапана, например механическим или тепловым напряжением, подключают нулевой потенциал транзистора T_4 к заземлению.
Экранирование кабеля предотвращает влияние электромагнитных полей на клапан.
Описание состояния 1: клапан закрыт.
Рассматриваемая часть: кабель от AC/DC преобразователя и от конденсатора С_1 через транзистор T_1, диод D_1, конденсатор С_2 к стороне высокого потенциала клапана и от стороны нулевого потенциала клапана через транзистор T_4 и резистор R к заземлению.
Описание состояния 2: клапан открыт.
Рассматриваемая часть: кабель от стороны высокого потенциала клапана через транзистор Т_3, диод D_3 и резистор R к заземлению.
Цели проекта описаны в таблице В.5.1. Рабочая таблица HAZOP для диагностики системы управления пьезоклапаном приведена в таблице В.5.2.
Таблица В.5.1 - Цели проекта
Вход
Действие
Источник
Адресат
Состояние 1: клапан закрыт
1 Конденсатор С, заряжен1 Заряд передается через транзистор T_1, диод D_1 и конденсатор С_2Конденсатор С_1, и преобразователь1 Напряжение на стороне высокого потенциала клапана
Характеристики:напряжение;емкость2 Заряд передается через транзистор Т_4 и резистор R на землюСторона нулевого потенциала клапана2 Сторона нулевого потенциала клапана к заземлению
2 Сигналы управления к транзисторам T_1, Т_3 и Т_43 Управление транзисторами Т_1 и Т_4Сигнал с контроллераТранзисторы T_1, T_3 и Т_4
4 Отключение транзистора T_2
5 Защита от перегрузки транзистора Т_3
6 Изменение потока через диод D_2Сторона высокого потенциала клапанаПерезарядка конденсатора C_2
Состояние 2: клапан открыт
1 Сторона высокого потенциала клапана1 Отключение конденсатора С_1 и преобразователя через транзистор Т_1Сторона высокого потенциала клапана и конденсатора С_2Заземление
Характеристики:напряжение;емкость2 Передача заряда через резистор D_2 и транзистор Т_2
3 Передача заряда через диоды D_3, D_4 и резистор R
2 Сигналы управления к транзисторам Т_1, Т_2 и Т_44 Изоляция стороны нулевого потенциала клапана через транзистор T_4Сигналы с контроллераТранзисторы T_1, Т_2 и Т_4
Таблица В.5.2 - Пример рабочей таблицы HAZOP для диагностики пьезосистемы управления лапаном
Заголовок исследования: СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЬЕЗОКЛАПАНОМЛист 1 из 2
Рисунок NПересмотр (номер):Дата:
Состав группы: ИНЖЕНЕР ПО РАЗРАБОТКЕ, СИСТЕМНЫЙ ИНЖЕНЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ПО КАЧЕСТВУДата заседания:04.11.97
Рассматриваемая часть:Состояние 1: КЛАПАН ЗАКРЫТ
Цель проекта: ПЕРЕДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА НА ПЬЕЗОПРИВОД ГОЛОВОК, ЧТОБЫ КЛАПАН ЗАКРЫЛСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ
ЭлементУправляющее словоОтклонениеВозможные причиныПоследствияСуществующие меры безопасностиПримечаниеТребуемые действияФамилия ответственного за выполнение действий
Вход:Заряд в конденсаторе С_1НЕТНет напряжения в системе, поэтому включение не происходитОтключение питания.Отказ преобразователя АС/ДС.Отказ конденсатора С_1.Транзистор Т_1 постоянно закрыт.Транзистор Т_2 постоянно открыт.Дефект транзистора Т_1.Отказ диодов D_1, D_3:- в диоде D_1 разрыв цепи;- диод D_3 закорочен через диод D_4 к стороне нулевого потенциала пьезоклапана или через резистор R на землю.Отказ конденсатора С_2.Обрыв проводов.Отказ транзистора Т_4.Отказ резистора R.Отказ транзистора Т_3Нет потока через конденсатор С_2 в пьезоклапан.Клапан не закрывается (постоянно открыт).Реактивный материал попадает внутрь суднаНетНеприемлемая ситуация. Требуется изменение проектаТревога высокого уровня. Регулярные испытания, проверкиДж.Смит
Окончание таблицы В.5.2
Заголовок исследования: СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЬЕЗОКЛАПАНОМЛист 2 из 2
Рисунок NПересмотр (номер):Дата:
Состав группы: ИНЖЕНЕР ПО РАЗРАБОТКЕ, СИСТЕМНЫЙ ИНЖЕНЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ ПО КАЧЕСТВУДата заседания: 04.11.97
Рассматриваемая часть: СОСТОЯНИЕ 1: КЛАПАН ЗАКРЫТ
Цель проекта: ПЕРЕДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА НА ПЬЕЗОПРИВОД ГОЛОВОК, ЧТОБЫ КЛАПАН ЗАКРЫЛСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ
ЭлементУправляющее словоОтклонениеВозможные причиныПоследствияСуществующие меры безопасностиПримечаниеТребуемые действияФамилия ответственного за выполнение действий
Вход:Заряд в конденсаторе С_1БОЛЬШЕБольшее количество заряда, чем определеноЗаряд в конденсаторе С_2 слишком высокий.Дефект преобразователя.Транзистор Т_1 не закрывается вовремя.Отказ конденсатора С_2.Преобразователь AC/DC поставляет слишком высокое напряжение.Транзистор Т_1 не закрывается вовремя.Дефект защиты транзистора Т_3Пьезоклапан закрывается раньше, чем необходимо.Повреждение пьезоклапанаИзмерение тока позволяет идентифицировать слишком высокое значение.Пьезоклапан разряжается транзистором Т_3.Неприемлемая ситуацияРассмотреть вариант тревоги высокого уровняПитер Петерсон
МЕНЬШЕМеньшее количество заряда, чем необходимоНедостаточная емкость конденсатора С_1.Повреждены изоляция, кабель, заряд исчезает.Транзистор Т_1 закрывается слишком рано.Транзистор Т_2 частично открытНедостаточный заряд в конденсаторе С_2.Клапан закрывается позже, чем необходимоНетНеприемлемая ситуацияПодать сигнал тревогиДж.Смит
ТАКЖЕ, КАКОткрыты оба транзистора Т_1 и Т_2Недостаточный заряд конденсатора С_2.Клапан не закрылся.Реактивный материал попадает внутрь судна.Горючее попадает в двигатель не в нужный моментБезостановочная химическая реакцияНетПриемлемы незначительные отклонения в зарядке конденсатораОпределение границ приемлемых отклоненийДж.Смит

В.6 Испаритель нефти

Схема испарителя изображена на рисунке В.4
Испаритель нефти состоит из печи, содержащей змеевик и горелку, на которую подается природный газ.
Нефть поступает в змеевик, испаряется и покидает катушку в виде перегретого пара.
Природный газ в горелке смешивается с внешним воздухом и горит. Газы сгорания выводятся через стек.
Нефтяной поток управляется системой, которая включает: клапан управления потоком FCV, элемент потока FE, который измеряет поток нефти; контроллер потока FC и сигнал низкого потока FAL, который включается, если нефтяной поток уменьшается ниже заданного уровня.
Поток природного газа проходит через автоматический клапан снижения давления РRV на главный клапан горелки TCV и клапан PV. Главный клапан управления горелкой приводится в действие температурным контроллером ТС, который получает сигнал от температурного элемента ТЕ, измеряющего температуру нефтяного пара.
Выключатель высокого давления PSHH нa линии природного газа перекрывает главный клапан горелки TCV, если давление газа слишком высокое. На выходе выпаренной нефти установлен высокотемпературный выключатель TSH для перекрывания главного клапана управления горелкой TCV, если температура нефти выше максимально установленного значения. Кроме того, имеется устройство датчика пламени, которое закрывает оба газовых клапана выхода пламени.
В таблице В.6 представлена рабочая таблица HAZOP для исследования испарителя нефти.
Таблица В.6 - Пример рабочей таблицы HAZOP для испарителя нефти