где b - колея колес, приведенная к поперечному сечению АТС в плоскости, проходящей через его центр масс (рисунок 1), мм;
h - высота центра масс над опорной поверхностью, мм.
Величину колеи колес полуприцепа вычисляют как среднее между серединами наружных колес задней оси (тележки) тягача и серединами наружных колес оси (тележки) полуприцепа.
4.3.4 Высоту центра масс определяют по формуле
![]() | |
205 × 53 пикс.   Открыть в новом окне |
где
- высота оси крена над опорной поверхностью в поперечном сечении, проходящем через центр масс, мм;


При отсутствии точных данных величина
может быть принята равной статическому радиусу колеса АТС.

![]() | |
1447 × 1347 пикс.   Открыть в новом окне |
При определении соответствия величины угла
нормативным значениям
АТС всех категорий в зависимости от коэффициента поперечной устойчивости (большего или меньшего единицы) разделены на две группы, каждой из которых соответствует своя зависимость



![]() | |
259 × 32 пикс.   Открыть в новом окне |


График зависимостей (3) и (4) для АТС различных категорий приведен на рисунке 2.
![]() | |
1809 × 1553 пикс.   Открыть в новом окне |
Для автомобилей-контейнеровозов, предназначенных для эксплуатации на дорогах категорий I и II по [2], при загрузке более 0,8 полного объема контейнера и расположении центра масс балласта в геометрическом центре контейнера минимально допустимое значение
равно 19°.

4.3.5 Угол крена phi подрессоренных масс определяют при угле наклона платформы, при котором происходит отрыв всех колес одной стороны одиночного АТС или всех колес одного из звеньев автопоезда от опорной поверхности. Максимальное допустимое значение угла крена
подрессоренных масс в центре масс АТС, полученное в результате испытаний, не должно превышать предельных значений
, заданных в зависимости от коэффициента поперечной устойчивости
.



При этом АТС всех категорий (аналогично 4.3.4) разделены на две группы, каждой из которых соответствует своя зависимость
:

-
;
![]() | |
207 × 32 пикс.   Открыть в новом окне |
-
. (5)

Критерием соответствия нормативным требованиям данного стандарта является условие

где
- предельно допустимое значение угла крена.

График зависимостей (5) и (6) представлен на рисунке 3.
![]() | |
1387 × 856 пикс.   Открыть в новом окне |
4.4 Устойчивость при испытаниях "рывок руля"
4.4.1 Требования распространяются на АТС категорий М и N.
4.4.2 Курсовую устойчивость оценивают характеристиками поворачиваемости и чувствительности к управлению автомобиля, забросом угловой скорости и временем 90%-ной реакции по угловой скорости.
4.4.3 Характеристика поворачиваемости и чувствительности к управлению автомобиля представляет собой зависимость угла поворота рулевого колеса
от установившегося бокового ускорения
.


4.4.4 Углы поворота рулевого колеса, определенные по 4.4.3 для автомобилей категорий
и
, должны находиться в пределах, установленных в таблице 2.


Таблица 2
Боковое ускорение, м/с2 | Радиус траектории, м (для справок) | Угол поворота рулевого колеса, рад | |
минимальный | максимальный | ||
1 | 500 | (0,21L + 0,2)i_s х 10(-2) | (0,21L + 1,3)i_s х 10(-2) |
2 | 250 | (0,42L + 0,4)i_s х 10(-2) | (0,42L + 2,6)i_s х 10(-2) |
4 | 125 | (0,84L + 0,48)i_s х 10(-2) | (0,84L + 5,0)i_s х 10(-2) |
L - база автомобиля, м;i_s - среднее передаточное число рулевого управления. |
4.4.5 Углы поворота рулевого колеса, определенные по 4.4.3 для автомобилей категорий
и
, должны находиться в пределах, установленных в таблице 3.


Таблица 3
Боковое ускорение, м/с2 | Радиус траектории, м (для справок) | Угол поворота рулевого колеса, рад | ||
минимальный | максимальный | |||
1 | 280 | (0,36L + 0,1)i_s x 10(-2) | (0,36L + 1,3)i_s х 10(-2) | |
2 | 140 | (0,72L - 0,2)i_s х 10(-2) | (0,72L + 2,6)i_s x 10(-2) | |
L - база автомобиля, м;i_s - передаточное число рулевого управления. |
4.4.6 Заброс угловой скорости автомобиля определяют по формуле

Заброс угловой скорости
автомобиля над установившимся значением не должен превышать указанного в таблице 4.

Таблица 4
Категория АТС | Значение заброса Дельтапси_1 угловой скорости, %, не более, при установившемся боковом ускорении a_y, м/с2 | |
2 | 4 | |
М_1, М_2, N_1 | 30 | 80 |
М_3, N_2, N_3 | 10 | - |
4.4.7 Характеристика времени 90%-ной реакции автомобиля
.

90%-ная реакция при боковых ускорениях от 2 до 4
не должна превышать:

![]() | |
329 × 49 пикс.   Открыть в новом окне |
4.5 Управляемость и устойчивость при испытаниях "поворот" и "переставка"
4.5.1 Требования распространяются на АТС категорий М, N и О (категории О - в составе автопоезда).
4.5.2 Максимальную скорость АТС при выполнении маневра (далее - скорость маневра
) определяют как среднее арифметическое значение скоростей трех заездов с наибольшей скоростью, при которой не было выхода за пределы разметки или отрыва одного из колес АТС от поверхности дороги.

При выполнении маневров на АТС категории
не должен происходить отрыв всех колес одной из сторон от поверхности дороги.

4.5.3 Значения
, полученные при испытаниях, не должны быть ниже приведенных в приложении А нормативных значений
.


4.5.4 Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 1200
и специализированных АТС нормативные значения скоростей выполнения маневров "поворот" и "переставка" снижают на 5%.

4.5.5 При выполнении маневра "поворот" не должны возникать незатухающие курсовые колебания у АТС всех категорий.