5.2.11 Перед проведением испытательных заездов проверяют давление воздуха в шинах, прогревают агрегаты и шины АТС пробегом не менее 15 км.
5.2.12 Во время испытаний оформляют протокол, в котором отмечают условия испытаний, выполненные заезды с указанием их особенностей (появление сноса, заноса, курсовых колебаний и их демпфирование, отрыва колес от поверхности дороги, возможные отклонения от условий испытаний, отклонения в работе средств измерений, замечания водителей-испытателей, оператора и контролера, результаты замеров).
5.3 Определение усилия на рулевом колесе
5.3.1 Испытания "усилие на рулевом колесе" предназначены для определения усилий, которые должен прилагать водитель для поворота управляемых колес.
5.3.2 Испытания "усилие на рулевом колесе" проводят на испытательном участке дороги как на неподвижном АТС, так и на движущемся со скоростью 10 км/ч при переходе от прямолинейного движения к движению по окружности радиуса
м или минимального радиуса
, если он больше 12 м, внутри которой находятся проекции всех точек АТС, за исключением внешних зеркал и передних указателей поворота.


5.3.3 Проведение испытаний на неподвижном АТС
5.3.3.1 При наличии рулевого усилителя испытания проводят с работающим в режиме холостого хода двигателем, при отсутствии усилителя - с неработающим двигателем.
5.3.3.2 На неподвижном испытуемом АТС медленно поворачивают рулевое колесо из нейтрального положения вправо до упора. Фиксируют положение рулевого колеса и перемещают АТС на 0,4 - 0,6 м вперед или назад, после чего на неподвижном АТС поворачивают рулевое колесо из крайнего правого положения в крайнее левое положение. Фиксируют положение рулевого колеса и проводят следующее перемещение АТС на 0,4 - 0,6 м, после чего на неподвижном АТС возвращают рулевое колесо в нейтральное положение. Максимальное значение угловой скорости поворота рулевого колеса, замеренное по зависимости
, не должно превышать 60°/с. Допускается кратковременная остановка рулевого колеса без снижения усилия на нем.

5.3.3.3 Производят не менее двух полных поворотов рулевого колеса из одного крайнего положения в другое.
В процессе испытаний непрерывно измеряют и регистрируют:


t - время поворота рулевого колеса, с.
5.3.3.4 Результатами испытаний являются средние по всем замерам значения усилий на рулевом колесе при его повороте отдельно влево
и вправо
на углы, соответствующие движению по окружности с габаритным радиусом
м или по окружности минимального габаритного радиуса
, если он больше 12 м.




5.3.4 Проведение испытаний при движении АТС
5.3.4.1 АТС разгоняют до скорости
км/ч, и с этой скоростью оно движется равномерно и прямолинейно.

Передачу в коробке передач выбирают наивысшую, которая обеспечивает устойчивую работу двигателя.
При въезде на испытательный участок поворачивают рулевое колесо с постоянной угловой скоростью поочередно: в одну сторону до крайнего положения, а затем в другую сторону также до крайнего положения.
5.3.4.2 Для АТС всех категорий без рулевого усилителя или с работающим усилителем скорость поворота рулевого колеса задают такую, чтобы обеспечить переход АТС в течение
с от прямолинейного движения к движению по окружности, габаритный радиус которой
равен
м, или по окружности минимального габаритного радиуса, если
больше 12 м.




5.3.4.3 Для АТС с неработающим рулевым усилителем скорость поворота рулевого колеса задают такую, чтобы обеспечить переход АТС категорий
и
в течение
с, а для АТС категорий
и
в течение
с от прямолинейного движения к движению по окружности, радиус которой
м.







Неисправность усилителя следует имитировать отсоединением гидронасоса или энергопитания электроусилителя.
5.3.4.4 Проводят не менее трех поворотов влево и вправо для условий, установленных в 5.3.4.2 и 5.3.4.3.
5.3.4.5 В процессе испытаний измеряют и регистрируют:


v - скорость движения, км/ч;
t - время поворота рулевого колеса, с.
5.3.4.6 Результатами испытаний при поворотах вправо и влево являются средние значения усилий
и
, определенные в соответствии с 5.3.4.2, 5.3.4.3 и 5.3.4.5.


5.4 Испытания "стабилизация"
5.4.1 Испытания "стабилизация" предназначены для определения параметров, характеризующих самовозврат управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение.
5.4.2 Проведение испытаний
5.4.2.1 Оценку показателей стабилизации рулевого управления проводят при равномерном движении АТС внутренним (к центру поворота) управляемым колесом (или колесами) по дуге окружности радиусом 50 м с расположением следа пятна контакта шины в диапазоне полосы движения радиусом от 50 до 51 м со скоростями
км/ч для АТС категорий
,
км/ч - для АТС категорий
с последующим уходом АТС с круговой траектории после освобождения обода рулевого колеса от прилагаемых усилий. Скорость поддерживают постоянной до прекращения вращения освобожденного от усилий рулевого колеса, но не более 6 с, после чего испытательный заезд считают законченным. По истечении 6 с регистрируют угол, оставшийся до возврата в нейтральное положение, или фиксируют возврат в нейтральное положение. При повороте рулевого колеса в каждую сторону проводят не менее трех заездов.




5.4.2.2 В процессе испытаний измеряют и регистрируют по времени угол поворота рулевого колеса
.

5.4.3 Результатами испытаний являются:
- средние значения остаточного угла поворота рулевого колеса;
- вывод о наличии или отсутствии колебаний рулевого колеса.
5.5 Испытания "опрокидывание на стенде"
5.5.1 Испытания проводят с целью определения показателей поперечной устойчивости против опрокидывания при наклоне платформы стенда до величины, при которой наблюдается отрыв колес одной стороны одиночного АТС или колес одной стороны одного из звеньев седельного автопоезда от опорной поверхности.
5.5.2 Испытания "опрокидывание на стенде" проводят на стенде с опрокидывающей платформой.
Испытуемое АТС устанавливают на опорной поверхности платформы таким образом, чтобы его продольная ось была параллельна оси поворота платформы. Управляемые колеса АТС должны находиться в положении, соответствующем прямолинейному движению. Стояночный тормоз при этом должен быть включен. Для предотвращения скольжения и опрокидывания АТС устанавливают соответствующие приспособления (см. 5.1.4).
5.5.3 Наклон платформы осуществляют с угловой скоростью, не превышающей 0,5°/с, до отрыва одного, а затем всех колес одной стороны одиночного АТС (звена автопоезда) от опорной поверхности. Момент отрыва определяют визуально.
Платформу возвращают в исходное положение.
5.5.4 В процессе испытаний измеряют и регистрируют:


где i - порядковый номер зачетного измерения.
При положении платформы, соответствующем углу опрокидывания АТС, дополнительно измеряют боковые деформации шин каждой из осей АТС.
На записях
и
делают отметки в моменты отрыва колес одной стороны от платформы.


Допускается ступенчатый подъем платформы с регистрацией углов
и
при остановках платформы через каждые 1°-2° в области, близкой к отрыву всех колес одной стороны от платформы.


5.5.5 Величины углов крена подрессоренных масс АТС (звена автопоезда) относительно платформы, при которых происходит отрыв колес одной стороны от платформы в зонах переднего
и заднего
свесов, определяют по формулам:

