5.7.1 Испытания проводят с целью определения показателей, характеризующих управляемость и устойчивость АТС в критических режимах движения.
Испытания "поворот
м" предназначены для определения максимальной скорости маневра при входе в поворот.

Испытания "переставка
м", "переставка
м" предназначены для определения максимальной скорости маневра при смене полосы движения на ограниченном участке пути.


5.7.2 Разметку участков для испытаний "поворот
м" и "переставка" осуществляют в соответствии со схемами, приведенными на рисунках 5 и 7.

![]() | |
1856 × 1735 пикс.   Открыть в новом окне |
5.7.3 Ширина
коридора участков 1 для всех вариантов испытаний "поворот", "переставка" и "прямая" приведена в таблице 7 в зависимости от максимальной ширины АТС, измеренной на высоте от 0 до 150 мм от опорной поверхности.

Таблица 7
В метрах | ||||||||
Максимальная ширина АТС | До 1,3 | Св. 1,3 до 1,5 | Св. 1,5 до 1,7 | Св. 1,7 до 1,9 | Св. 1,9 до 2,1 | Св. 2,1 до 2,3 | Св. 2,3 до 2,5 | Св. 2,5 |
Ширина входного коридора D_1 | 1,7 | 1,9 | 2,1 | 2,3 | 2,5 | 2,7 | 2,9 | Дополнительно 0,5 к максимальной ширине АТС |
5.7.4 Испытания "поворот
м"

5.7.4.1 При испытаниях выполняют заданный разметкой маневр (разметка участка испытаний представлена на рисунке 5) при постепенном увеличении скорости от заезда к заезду.
5.7.4.2 АТС вводят в режим равномерного прямолинейного движения. Передачу в коробке передач выбирают наивысшую, обеспечивающую устойчивую работу двигателя. Положение рук водителя на рулевом колесе не регламентируют.
5.7.4.3 При пересечении передними колесами АТС границы между участками 1 и 2 размеченного коридора (см. рисунок 5) водитель быстро снимает ногу с педали газа и начинает поворачивать рулевое колесо вправо для выполнения маневра. Положение всех остальных органов управления должно оставаться постоянным.
5.7.4.4 Внешний наблюдатель отмечает отрывы колес от дороги, выходы АТС за пределы коридора и информирует о них водителя.
5.7.4.5 Все заезды подразделяют на предварительные и зачетные.
Предварительные заезды проводят без регистрации измеряемых параметров для определения диапазона начальных скоростей зачетных заездов. Начальные скорости предварительных заездов выбирают такими, при которых не происходит снижения показателей управляемости и устойчивости. Это условие обеспечивается значениями скоростей, равными 60% от
, указанных в приложении А для АТС соответствующих категорий. Заканчивают заезды на скорости, при которой начинает проявляться ухудшение свойств управляемости и устойчивости.

5.7.4.6 Начальную скорость зачетных заездов принимают на 10% ниже скорости окончания предварительных заездов. В последующих заездах скорость увеличивают с интервалом 1-2 км/ч, причем с увеличением скорости этот интервал должен уменьшаться.
5.7.4.7 При появлении в заезде отрыва колеса от дороги или выходе АТС за боковые границы коридора заезд повторяют с прежней скоростью. Если явление не повторяется, скорость увеличивают. Если в трех заездах на одной скорости происходит отрыв колеса от дороги или выход за пределы коридора, то испытания заканчивают.
В случае отсутствия явлений, ограничивающих скорость выполнения маневра, испытания заканчивают при скорости АТС, на 5% превышающей нормативное значение
.

5.7.4.8 В процессе испытаний регистрируют скорость
АТС на участке 1 и отмечают заезды, в которых происходит отрыв колес от поверхности дороги или выход их за пределы размеченного коридора.

Дополнительно регистрируют угол поворота рулевого колеса, позволяющий определить максимальный угол поворота рулевого колеса, момент начала маневра, наличие заноса, сноса или ошибки водителя.
Заезд не засчитывают, если расстояние между границей участков 1 и 2 размеченной траектории и точкой, соответствующей началу поворота руля, превышает 1 м;
Форма графика записи и величина углов поворота руля позволяют судить о наличии сноса или заноса в заезде, о чем делают запись в протоколе (приложение Д).
5.7.4.9 Результатом испытаний "поворот
м" является средняя скорость маневров
, которая определяется в соответствии с 4.5.2.


5.7.4.10 Допускается по согласованию с заказчиком проведение испытаний "поворот
м" (см. рисунок 6) вместо испытаний "поворот
м" для автомобилей многоцелевого назначения категории N.


![]() | |
1850 × 1806 пикс.   Открыть в новом окне |
5.7.4.11 В испытаниях "поворот
м" водитель, в отличие от испытания "поворот
м", при пересечении границ участков 1 и 2 не снимает ноги с педали подачи топлива, а поддерживает скорость движения постоянной на протяжении всего заезда. Угол поворота рулевого колеса не регламентируется.


В остальном (5.7.4.1, 5.7.4.2, 5.7.4.4 - 5.7.4.9) методика испытаний "поворот
м" не отличается от методики испытаний "поворот
м".


5.7.5 Испытания "переставка
м" и "переставка
м"


5.7.5.1 Разметка участков испытаний приведена на рисунке 7.
5.7.5.2 Испытания проводят на участке 2, имеющем длину
м. Если на длине
м максимальная скорость выполнения маневра не достигнута из-за ограниченной мощности двигателя, то испытания проводят при
м.



5.7.5.3 При испытаниях выполняют заданный разметкой маневр при постепенном увеличении скорости от заезда к заезду.
5.7.5.4 АТС вводят в режим равномерного прямолинейного движения. Передачу в коробке передач выбирают наивысшую, обеспечивающую устойчивую работу двигателя. Положение рук водителя на рулевом колесе соответствует цифрам "3" и "9" циферблата часов.
![]() | |
1884 × 937 пикс.   Открыть в новом окне |
5.7.5.5 При пересечении передними колесами АТС границы между участками 1 и 2 размеченного коридора водитель быстро снимает ногу с педали подачи топлива и начинает выполнять маневр.
5.7.5.6 Перехват рулевого колеса допускают только при достижении угла поворота, при котором происходит предельное перекрещивание рук водителя. Воздействия на остальные органы управления не допускаются.
5.7.5.7 Внешний наблюдатель отмечает отрывы колес от дороги, выходы АТС за пределы коридора и информирует о них водителя.
5.7.5.8 Перед зачетными заездами выполняют предварительные заезды, которые допускается проводить без регистрации измеряемых параметров. Эти заезды заканчивают на скорости, при которой водитель вынужден корректировать поворотом рулевого колеса занос, снос, курсовые колебания АТС или возникновение опасности опрокидывания.
5.7.5.9 Начальную скорость зачетных заездов принимают на 10% ниже скорости окончания предварительных заездов.
В последующих заездах скорость увеличивают с интервалом 1-2 км/ч, причем с увеличением скорости этот интервал должен уменьшаться.
5.7.5.10 При появлении в заезде отрыва колеса от дороги или выходе АТС за боковые границы коридора заезд повторяют с прежней скоростью. Если явление не повторяется, скорость увеличивают. Если в трех заездах на одной скорости происходит отрыв колеса от дороги или выход его за пределы коридора, то испытания заканчивают.
В случае отсутствия явлений, ограничивающих скорость выполнения маневра, испытания заканчиваются при скорости АТС, на 5% превышающей нормативное значение
(см. приложение А).

5.7.5.11 В процессе испытаний регистрируют скорость v АТС на участке 1 и отмечают те заезды, в которых происходит отрыв колес (колеса) от поверхности дороги или выход их (его) за пределы коридора.
Дополнительно регистрируют угол поворота рулевого колеса, позволяющий определить максимальный угол поворота рулевого колеса, момент начала маневра, наличия заноса, сноса или ошибки водителя.
Заезд не засчитывают, если:
- расстояние между границей участков 1 и 2 размеченной траектории (см. рисунок 7) и точкой, соответствующей началу поворота руля, превышает 1,0 м;
- на записи угла поворота руля имеется резкий скачок в сторону увеличения кривизны траектории на угол
,

где L - база автомобиля;

5.7.5.12 Результатом испытаний "переставка
м", "переставка
" является среднее арифметическое значение максимальной скорости маневра
, которая определяется в соответствии с 4.5.2.



5.8 Испытания "прямая"