Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52302-2004"Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость.Технические требования Методы испытаний"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 164-ст) стр. 7

5.8.1 Испытания "прямая" предназначены для определения средней угловой скорости корректирующих поворотов рулевого колеса.
5.8.2 Коридор для испытания "прямая" длиной не менее 400 м ограничивают по ширине установкой элементов разметки с интервалом 20 - 25 м. На расстоянии 50 м до первого элемента и 50 м после последнего элемента разметки коридора устанавливают дополнительно еще по два элемента в виде ворот той же ширины, что и коридор, чтобы обозначить вход в коридор и выход по прямой. Ширина коридора приведена в таблице 7.
5.8.3 Проведение испытаний
При испытаниях выполняют испытательные заезды в размеченном коридоре без выхода АТС за его границы.
АТС испытывают при скоростях:
80 км/ч - для категории , в том числе с прицепом;
70 км/ч - для категории ;
60 км/ч - для остальных категорий, в том числе с прицепами.
Выполняют не менее 10 заездов.
В процессе испытаний с общей длиной зачетного пробега не менее 4 км измеряют и регистрируют:
- угол поворота рулевого колеса;
t - время прохождения мерного участка.
Скорость АТС фиксируют в начале заезда и поддерживают постоянной на всем испытательном участке.
5.8.4 Обработка результатов испытаний
5.8.4.1 При испытаниях может производиться либо непрерывная запись угла поворота рулевого колеса, либо вывод на счетчик суммарного угла за время заезда. При обработке записи или выводе на счетчик должны учитываться углы поворота, превышающие 0,5°.
Обработка записи заключается в суммировании углов поворота рулевого колеса , произведенных за время заезда на заданном отрезке пути.
5.8.4.2 Показателем управляемости АТС при прямолинейном движении является средняя скорость корректирующих поворотов рулевого колеса , определяемая как отношение суммарного угла поворота рулевого колеса по всем испытательным заездам к суммарному времени всех заездов
196 × 137 пикс.     Открыть в новом окне
, (12)
где - время i-го испытательного заезда, с;
n - число зачетных заездов.
5.9 Испытания "пробег"
5.9.1 Цель испытаний - оценка значений показателей управляемости и устойчивости по 4.7, а также определение допустимой скорости движения испытуемого АТС на дорогах общего пользования.
5.9.2 Управляемость и устойчивость в эксплуатационных режимах движения по дорогам общего пользования оценивают эксперты-испытатели с применением балльного способа выражения показателей в соответствии с ГОСТ 15467.
5.9.3 Испытатель оценивает управляемость и устойчивость АТС на дорогах с различным состоянием покрытия в следующих режимах:
- движение на участках, имитирующих горную дорогу (выполнение последовательных поворотов влево и вправо по кривым малого радиуса с допустимой по условиям безопасности скоростью);
- движение на прямой (стационарное, с ускорением, при торможении с различной интенсивностью);
- движение на повороте (стационарное, с ускорением, при торможении с различной интенсивностью);
- смена ряда (полосы) движения при ускорении и торможении;
- маневрирование в условиях интенсивного городского движения;
- маневрирование в ограниченном пространстве на скорости до 10 км/ч при вращении руля от крайнего левого до крайнего правого положения и обратно.
Приложение А
(обязательное)
Нормативные значения скоростей выполнения маневров "поворот" и "переставка"
Таблица А.1 - Нормативные значения скоростей выполнения маневра "поворот  м"
Категория АТС
М_1
М_1*
M_1**
Автопоезда М_1 с прицепом
v_м, км/ч
72
65
67
65
Продолжение таблицы А.1
Категория АТС
М_2
М_3***
Габаритная длина, м
до 8
от 8 до 12
св. 12
v_м, км/ч
60
56
51
48
Продолжение таблицы А.1
Категория АТС
N_1
N_1**
N_2
v_м, км/ч
60
60
50
Продолжение таблицы А.1
Категория АТС
N_3
Полная масса до 20 т
N_3
Полная масса св. 20 т
Седельные автопоезда N_2
v_м, км/ч
49
46
42
Окончание таблицы А.1
Категория АТС
Автопоезда N_2 с прицепом
Седельные автопоезда N_3
Автопоезда N_3 с прицепом
v_м, км/ч
42
42
42
* Легковые автомобили с числом посадочных мест свыше пяти (включая водителя) и(или) полной массой свыше 2,2 т.** АТС повышенной проходимости.*** В т.ч. сочлененные автобусы.
Нормативное значение v_м скорости выполнения маневра "поворот R_п=25 м" для АТС категорий N составляет 45 км/ч.
Таблица А.2 - Нормативные значения скоростей выполнения маневра "переставка  м"
Категория АТС
М_1
М_1*
М_1**
Автопоезда M_1 с прицепом
v_м, км/ч
83
76
74
69
Продолжение таблицы А.2
Категория АТС
М_2
М_3***
Габаритная длина, м
до 8
от 8 до 12
св.12
v_м, км/ч
71
63
56
52
Продолжение таблицы А.2
Категория АТС
N_1
N_1**
N_2
v_м, км/ч
70
66
59
Продолжение таблицы А.2