

для каждого i-го зачетного измерения.
Средние значения углов крена подрессоренных масс в центре масс определяют по формуле

где
- расстояние от переднего сечения, в котором проводят измерение крена, до центра масс АТС;


Для одноосных прицепов углы крена определяют по формулам (7) и (8).
5.5.6 Результатами испытаний являются:
- среднее значение угла поперечной статической устойчивости
, при котором происходит отрыв колес одной стороны АТС (звена автопоезда) от платформы;

- среднее значение угла крена
в тот же момент.

5.6 Испытания "рывок руля"
5.6.1 Для испытаний используют площадку минимальным диаметром 100 м с примыкающей к ней разгонной полосой длиной не менее 1000 м и шириной не менее 7 м.
5.6.2 Проведение испытаний
5.6.2.1 АТС испытывают при скоростях:
![]() | |
327 × 51 пикс.   Открыть в новом окне |
Если максимальная скорость АТС равна или меньше указанной, то скорость при испытаниях принимают на 10 км/ч ниже максимальной, установленной в технических условиях предприятия-изготовителя.
При этой скорости АТС движется равномерно и прямолинейно до начала поворота рулевого колеса.
5.6.2.2 При испытаниях производят максимально быстрый, с угловой скоростью не менее 400°/с, поворот рулевого колеса в заданное положение. Рулевое колесо удерживают в этом положении до начала установившегося кругового движения или, если криволинейное движение не становится установившимся, в течение 3 с.
5.6.2.3 Угол поворота рулевого колеса увеличивают ступенчато от заезда к заезду до достижения бокового ускорения для АТС категорий
и
не менее 4,5
, для АТС категорий
и
- не менее 2,5
или близкого к предельному по условиям сцепления шин с дорогой, или максимально возможного по условиям безопасности.






Первый испытательный заезд выполняют при угле поворота рулевого колеса, соответствующем боковому ускорению 1,0 - 1,5
.

Всего с постепенным увеличением бокового ускорения должно быть выполнено не менее 12 заездов в каждую сторону как влево, так и вправо.
5.6.2.4 В процессе испытаний измеряют и непрерывно регистрируют во времени:




v - скорость автомобиля, м/с.
Примечание - Допускается не регистрировать скорость автомобиля непрерывно. В этом случае скорость контролируют в начале и конце заезда.
5.6.2.5 Образец записи угла поворота рулевого колеса и угловой скорости автомобиля приведен на рисунке 4.
![]() | |
1459 × 1287 пикс.   Открыть в новом окне |
5.6.3 Обработка результатов испытаний
5.6.3.1 Образец записи угла поворота рулевого колеса и угловой скорости АТС приведен на рисунке 4.
5.6.3.2 При обработке результатов определяют:
- установившееся значение угла
и момент времени достижения 50% этого значения;

- параметры записи угловой скорости автомобиля:


- момент времени достижения значения угловой скорости автомобиля, равного 90% установившейся угловой скорости;

5.6.3.3 Если датчик бокового ускорения размещен не на гиростабилизированной платформе, то необходимо установить датчик крена в месте установки датчика бокового ускорения
, показания которого корректируют по формуле


где
- показания датчика бокового ускорения.

В случае, если датчик бокового ускорения не установлен,
рассчитывают по формуле


где v - скорость автомобиля, м/с.
5.6.4 Результатами испытаний являются следующие характеристики устойчивости АТС, представляемые в графической форме:
- характеристика чувствительности к управлению и поворачиваемости автомобиля, представляющая собой зависимость угла поворота рулевого колеса
от установившегося бокового ускорения
;


- характеристика заброса угловой скорости автомобиля, представляющая собой зависимость заброса угловой скорости автомобиля Delta&psi от бокового ускорения
;

- характеристика времени 90%-ной реакции автомобиля, представляющая собой зависимость времени 90%-ной реакции
от бокового ускорения
.


5.7 Испытания "поворот" и "переставка"