Категория АТС | N_3 | Седельные автопоезда N_2 | ||
Полная масса, т | ||||
до 20 | св.20 | |||
v_м, км/ч | 56 | 54 | 48 |
Окончание таблицы А.2
Категория АТС | Автопоезда N_2 с прицепом | Седельные автопоезда N_3 | Автопоезда N_3 с прицепом |
v_м, км/ч | 47 | 52 | 50 |
* Легковые автомобили с числом посадочных мест свыше пяти (включая водителя) и(или) полной массой свыше 2,2 т. ** АТС повышенной проходимости. *** В т.ч. сочлененные автобусы. |
Таблица А.3 - Нормативные значения
скоростей выполнения маневра "переставка
м"


Категория АТС | M_1 | М_1* | М_1** | Автопоезда М_1 с прицепом |
v_м, км/ч | 70 | 65 | 62 | 59 |
Продолжение таблицы А.3
Категория АТС | М_2 | М_3*** | ||
Габаритная длина, м | ||||
до 8 | от 8 до 12 | св.12 | ||
v_м, км/ч | 59 | 53 | 48 | 42 |
Продолжение таблицы А.3
Категория АТС | N_1 | N_1** | N_2 |
v_м, км/ч | 59 | 56 | 49 |
Продолжение таблицы А.3
Категория АТС | N_3 Полная масса до 20 т | N_3 Полная масса св. 20 т | Седельные автопоезда N_2 |
v_м, км/ч | 46 | 44 | 42 |
Окончание таблицы А.3
Категория АТС | Автопоезда N_2 с прицепом | Седельные автопоезда N_3 | Автопоезда N_3 с прицепом |
v_м, км/ч | 41 | 44 | 43 |
* Легковые автомобили с числом посадочных мест свыше пяти (включая водителя) и(или) полной массой свыше 2,2 т. ** АТС повышенной проходимости. *** В т.ч. сочлененные автобусы. |
Приложение Б
(рекомендуемое)
Оценка управляемости и устойчивости АТС в эксплуатационных режимах движения
Б.1 Шкала оценок управляемости и устойчивости АТС в баллах
Отлично, улучшать не требуется | 5,0 |
Между хорошо и отлично | 4,5 |
Хорошо, желательно улучшить | 4,0 |
Между хорошо и посредственно | 3,5 |
Посредственно, необходимо улучшить | 3,0 |
Между посредственно и плохо | 2,5 |
Плохо | 2,0 |
Очень плохо | 1,0 |
Оценки управляемости и устойчивости АТС выставляют исходя из следующих положений.
Балл 5,0 - водитель не ощущает затруднений при управлении АТС.
Балл 4,0 - водитель начинает ощущать небольшие затруднения, заключающиеся в появлении некоторого несоответствия реакции АТС на управляющее воздействие (по моменту его начала и амплитуде) по отношению к желаемой.
Балл 3,0 - водитель ощущает значительные затруднения в управлении скоростью, замедлением, траекторией, стабилизацией курса и крена. При выставлении этой оценки безопасное движение возможно при максимальном внимании к управлению АТС.
Балл 2,0 - водитель работает на пределе своих возможностей. Минимальная ошибка в выборе момента приложения и величины управляющего воздействия приводит к потере устойчивости и управляемости АТС.
Балл 1,0 - устойчивое управление АТС невозможно.
Б.2 Рекомендуемые значения оценок
Показатель | Оценка, балл, для АТС различных категорий | ||||||||
М_1 | M_1* | M_1** | М_2 | М_3 | N_1 | N_2 | N_3 | Автопоезда N | |
Траекторная и курсовая управляемость | 4,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4.0 | 4,0 | 3,5 | 3,5 |
Траекторная устойчивость | 4,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 3,5 | 3,5 |
Курсовая устойчивость | 4,5 | 4,0 | 4,0 | 4,5 | 4,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 3,5 |
Устойчивость против опрокидывания | 5,0 | 4,5 | 4,0 | 5,0 | 5,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Управление скоростью | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 3,5 | 3,5 |
Управление замедлением | 4,0 | 3,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
Траекторная устойчивость при торможении | 4,0 | 3,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
Курсовая устойчивость при торможении | 4,0 | 3,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
Маневрирование в ограниченном пространстве | 4,5 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 3,5 | 3,5 |
* Транспортные средства повышенной проходимости. ** Автопоезда M_1. |
Приложение В
(обязательное)
Требования безопасности
В.1 Испытания устойчивости и управляемости АТС являются испытаниями повышенной опасности.
В.2 При проведении испытаний необходимо соблюдать действующие в Российской Федерации "Правила дорожного движения", за исключением испытаний, проводимых на специально выделенных участках, инструкции по технике безопасности, безопасности движения и пользования стендами, приспособлениями и аппаратурой предприятий и организаций, на базе которых проводят испытания.
В.3 К проведению дорожных испытаний допускаются только опытные инженеры-испытатели, водители-испытатели с водительскими удостоверениями на право управления транспортным средством соответствующей категории (со стажем практического вождения не менее пяти лет), прошедшие аттестацию и получившие допуск на проведение выше оговоренных испытаний.
В.4 Для проведения испытаний должен быть назначен ответственный за проведение испытаний, который несет ответственность за безопасность людей и оборудования.
В.5 Ответственный за испытания (руководитель испытаний) должен наблюдать за четким соблюдением правил и инструкций, перечисленных в В.2.
В.6 Руководитель должен разъяснить каждому участнику испытаний его задание и обязанности и указать рабочее место, которое необходимо занимать во время испытаний.
В.7 Во время испытаний по 5.6 и 5.7 водитель и контролер должны быть пристегнуты ремнями безопасности и находиться в защитных шлемах.
В.8 Применяемые при проведении испытаний приборы, устройства и т.п. не должны мешать управлению АТС или заставлять водителя управлять им в неудобном положении.
В.9 Испытания должны быть прекращены при обнаружении неисправностей АТС или изменения их состояния (например, смещение или ослабление крепления балласта), влияющих на безопасность испытаний, если эти неисправности и изменения состояния не являются предметом исследования.
В.10 При проведении испытаний по 5.6 и 5.7 движение испытуемого АТС должно контролироваться внешним наблюдателем, который информирует водителя о появлении отрывов колес от поверхности дороги. При возникновении отрыва одного из колес от дороги у автомобиля или прицепа (полуприцепа), а также неуверенности водителя в возможности корректировки заноса АТС не допускается дальнейшее увеличение скорости испытательных заездов или увеличение угла поворота рулевого колеса при испытаниях.
В.11 Если при проведении испытаний по 5.6 и 5.7 скорость движения должна быть увеличена до отрыва всех колес одной стороны от поверхности дороги, то АТС оборудуют дополнительными страховочными приспособлениями, предохраняющими его от полного бокового опрокидывания.
Приложение Г
(обязательное)
Образец технического описания АТС
Техническое описание
транспортного средства________________________ в отношении устойчивости и
управляемости в соответствии с ГОСТ Р 52302-2004
Г.1 Общие сведения
Заводская или торговая марка_____________________________________________
Тип АТС__________________________________________________________________
Модификация (версия, вариант)____________________________________________