Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 31 января 2011 г. N 143-р "Об утверждении Концепции развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге"

Во исполнение пункта 8.2 Плана мероприятий на 2010 год по реализации Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 N 1398:
1. Утвердить Концепцию развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге (далее - Концепция) согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге на 2011 год (далее - План) согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.
3. Руководителям структурных подразделений Комитета по образованию, администрациям районов Санкт-Петербурга, Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования центру повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий", Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования обеспечить реализацию мероприятий Плана.
4. Отделу инновационных образовательных технологий и связей с общественностью разместить Концепцию и План на официальном сайте Комитета по образованию в сети Интернет.
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Ю. В. Соляникова.
Председатель Комитета
О. В. Иванова
Приложение N 1
к распоряжению
Комитета по образованию
от 31 января 2011 г. N 143-р

Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге

1. Общие положения

В Законе "Об образовании" одним из принципов государственной политики в области образования определен следующий: демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020" одним из направлений развития системы образования определено направление "Открытая Школа 2020".
Стратегическое направление "Открытая школа" включает потенциальные ресурсы, которые может использовать (и частично использует) система образования Санкт-Петербурга в целях реализации государственных задач и общественного запроса на развитие качества образования. Данное направление связано со следующим:
- построением новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства;
- разработкой новых технологических моделей развития образования за счет взаимодействия с бизнесом, наукой, искусством, политикой;
- развитием форм общественного участия в управлении образованием и поддержкой общественно-педагогической инициативы.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральным законом 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.02.2008 N 121 "О Концепции взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями "Общественно-государственное партнерство" на 2008-2011 годы" и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2010 N750 "О Плане мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Санкт-Петербурге".
Концепция призвана обеспечить расширение общественного участия в управлении образованием, рост влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, повышение эффективности деятельности Комитета по образованию, администраций районов Санкт-Петербурга в сфере образования и образовательных учреждений, ее открытости для общественности, населения Санкт-Петербурга.
Настоящая Концепция определяет принципы, формы и механизмы взаимодействия государства и общества в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем.
Реализация настоящей Концепции позволит развивать институты гражданского общества, повышать социальную активность жителей Санкт-Петербурга.
В настоящей концепции используются следующие понятия и термины:
Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) - ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.
Общественное наблюдение - участие представителей органов государственно-общественного управления образованием образовательных учреждений, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных учреждений, Аккредитационной коллегии, аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
Общественная экспертиза - механизм оценки или выявления проблемных зон и зон развития образовательного учреждения группой общественных экспертов.
Орган государственно-общественного управления в сфере образования - коллегиальный орган, обеспечивающий согласованные действия исполнительных органов государственной власти, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга. Деятельность органа государственно-общественного управления в сфере образования может носить совещательный характер.

2. Проблемы и перспективы развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге ведется работа по формированию органов государственно-общественного управления образованием. При Комитете по образованию создан Совет по образовательной политике, который является государственно-общественным органом, обеспечивающим согласованные действия Комитета по образованию, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга. Совет является постоянно действующим совещательным органом при Комитете по образованию и осуществляет свою деятельность на общественных началах. При администрациях районов Санкт-Петербурга так же созданы государственно-общественные органы по управлению образованием. Ежегодно представляются информационные (публичные) доклады о деятельности региональной образовательной системы и районных образовательных систем.
В настоящее время в образовательной системе Санкт-Петербурга функционируют:
1147 педагогических советов;
964 совета образовательных учреждений;
717 общих собраний работников трудового коллектива;
802 попечительских совета;
645 родительских комитетов;
15 благотворительных фондов.
Анализ практики деятельности действующих органов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга свидетельствует, что в настоящий момент большинство из них находятся в стадии становления. К основным причинам и факторам, затрудняющим становление и развитие государственно-общественного управления образованием, относятся:
недостаточность соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием;
недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных учреждений;
авторитарность большей части руководителей образовательных учреждений;
низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса.
Целью настоящей Концепции является создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства в сфере образования.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- разработка рекомендаций, необходимых для создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием;
- вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики Санкт-Петербурга, стратегических программ и проектов Санкт-Петербурга, районов Санкт-Петербурга, образовательных учреждений в области образования;
- организация обучения, обеспечивающего достижение уровня правовых экономических, управленческих знаний у представителей педагогической общественности и общественных структур;
- повышение информационной открытости образовательных учреждений потребителям образовательных услуг;