- развитие частно-государственного партнерства в системе образования;
- развитие общественной экспертизы и общественного наблюдения в сфере образования.
3. Цели, принципы и задачи государственно-общественного управления образованием
Цель ГОУО - обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных лиц.
Принципы ГОУО:
- законность;
- реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
- приоритетность для систем управления образованием качества образования и качества жизни обучающихся;
- добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образованием;
- охват всех уровней управления;
- сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере общего образования;
- открытости и доступности информации о государственно-общественном управлении образования.
Задачи ГОУО - способствовать:
вовлечению общественности в формирование и реализацию образовательной политики;
повышению эффективности государственной политики в области образования;
удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;
реализации прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.
4. Формы государственно-общественного управления образованием
Органы государственно-общественного управления образованием создаются на уровне региона (при Правительстве Санкт-Петербурга, при Комитете по образованию), районов (при администрациях районов Санкт-Петербурга) и образовательных учреждений, могут создаваться как по ведомственной принадлежности, так и по межведомственному характеру.
В своей деятельности органы государственно-общественного управления образованием руководствуются общими целями, принципами и задачами государственно-общественного управления образованием, изложенными в п.3 настоящей Концепции, при реализации которых учитываются масштаб и специфика уровня управления.
Государственно-общественный орган управления образованием региона (района) обеспечивает согласованные действия Комитета по образованию (администраций районов Санкт-Петербурга), общественных, профессиональных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга (района Санкт-Петербурга). Является постоянно действующим совещательным (или коллегиальным) органом при Комитете по образованию (администрациях районов Санкт-Петербурга).
Цель деятельности государственно-общественного органа управления образованием региона (района)- консолидация общественного и научного потенциала Санкт-Петербурга для поддержки развития системы образования Санкт-Петербурга (района Санкт-Петербурга), выработки предложений для формирования стратегических направлений развития системы образования Санкт-Петербурга (района Санкт-Петербурга), а также обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы в сфере образования.
На уровне региона, района, образовательного учреждения могут создаваться:
- Объединения родителей и попечителей: попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы, родительские комитеты, благотворительные фонды, советы отцов, советы матерей и др.;
- Объединения работников образовательных учреждений: ассоциации, профессиональные советы, педагогические советы, советы образовательных учреждений, общие собрания работников трудового коллектива, советы руководителей образовательных учреждений и др.;
- Детские общественные объединения: ученические советы, советы старшеклассников и др.;
- Ассоциации выпускников;
- иные.
Цель деятельности государственно-общественного органа управления образованием образовательного учреждения - консолидация усилий всех заинтересованных лиц для поддержки развития образовательного учреждения, для формирования стратегических направлений развития образовательного учреждения; реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса; обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательного учреждения.
5. Форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием
5.1. Конференции, собрания
Форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием - собрания, конференции участников или представителей участников образовательного процесса, собрания родителей (законных представителей) обучающихся, собрания работников образовательного учреждения, профсоюзные собрания, собрания обучающихся, собрания попечителей образовательного учреждения, совместные собрания представителей различных категорий участников образовательного процесса и иные форматы, проводимые как раздельно (по категориям участников образовательного процесса), так и совместно на уровне региона, на районном уровне, а также собрания, конференции граждан, представителей их объединений и организаций, действующих в сфере образования.
Конференции, собрания проводятся в целях:
- информирования общественности о решениях и деятельности органов управления в сфере образования;
- заслушивания и обсуждения публичного доклада о деятельности сферы образования;
- выборов органов государственно-общественного управления образованием в сфере образования, заслушивания и утверждения отчета об их деятельности;
- согласования основных управленческих решений, принимаемых в сфере образования;
- в иных целях.
5.2. Публичный доклад
Особое значение в обеспечении открытости и доступности информации о деятельности системы образования имеет публичный доклад.
Публичный доклад - аналитический публичный документ в форме периодического отчета Комитета по образованию, администрации района Санкт-Петербурга или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (не реже 1 раза в год) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.
Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам.
Основными целями Публичного доклада являются:
обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности;
обеспечение прозрачности функционирования системы образования Санкт-Петербурга (районов Санкт-Петербурга) и образовательных учреждений;
информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития системы образования Санкт-Петербурга (районов Санкт-Петербурга) или образовательного учреждения, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности.
Особенности Публичного доклада:
аналитический характер текста, предполагающий представление фактов и данных, а также их оценку и обоснование тенденций развития;
ориентация на широкий круг читателей, что определяет доступный стиль изложения и презентационный тип оформления;
регулярность предоставления Публичного доклада (не реже 1 раза в год).