Величина совокупного уставного капитала страховых организаций за 2007 - 2011 годы увеличилась с 156,4 млрд. до 187,9 млрд. рублей. Средний размер уставного капитала, приходящийся на одного страховщика, за указанный период продолжал расти и составил в 2011 году 324,5 млн. рублей, увеличившись за 5 лет на 80 процентов. Этот рост обусловлен повышением требований к финансовой устойчивости страховых организаций в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в соответствии с которыми с 1 января 2012 г. повышены требования к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций до 4 раз. Изменения страхового законодательства Российской Федерации привели к активизации процессов увеличения уставного капитала страховщиков, слиянию и поглощению страховых организаций, а также к пересмотру приоритетов деятельности страховых организаций, в частности, в отношении необходимости наличия лицензии на перестрахование.
Увеличилась доля иностранного участия в уставных капиталах страховых организаций (с 9,7 процента в 2007 году до 22,2 процента в 2010 году и до 17,8 процента в 2011 году), при этом законодательно установленное ограничение в 25 процентов на конец 2010 года было практически достигнуто.
Совокупная страховая премия российских страховщиков за 2011 год составила 663,7 млрд. рублей (прирост 37 процентов по сравнению с 2007 годом), выплаты - 303,1 млрд. рублей (прирост 49 процентов по сравнению с 2007 годом). В 2009 году наблюдалось повышение коэффициента страховых выплат, вызванное снижением суммы страховых премий, собранных страховщиками, и уменьшением свободных денежных средств у населения в связи с финансовым кризисом. В целом же в 2007 - 2011 годах коэффициент страховых выплат увеличился на 3,8 процентного пункта.
В структуре общей страховой премии (кроме обязательного медицинского страхования) по-прежнему основная часть приходится на имущественное страхование, однако его доля в общем объеме страховой премии постепенно снижается - за 2011 год на 5 процентных пунктов по сравнению с 2007 годом. Доля страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в структуре страховых премий остается практически неизменной. В 2010 - 2011 годах отмечен рост доли страховых премий по страхованию жизни и иным видам личного страхования в общем объеме страховых премий.
С 1 января 2012 г. в сфере обязательного медицинского страхования коренным образом изменилась система финансирования. В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации указанного Федерального закона, страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, больше не признают страховые платежи в составе доходов, не формируют страховые резервы по обязательному медицинскому страхованию, не отражают страховые выплаты при оплате счетов медицинских организаций. Все средства обязательного медицинского страхования признаются средствами целевого финансирования (целевыми средствами), а их движение (получение от источника финансирования и направление на оплату медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, застрахованным лицам) не отражается как страховые операции. В 2011 году доля страховых платежей (страховых премий) по обязательному медицинскому страхованию в общей сумме страховых премий по всем видам страхования составляла 50 процентов, их повышение по сравнению с 2007 годом составило 13 процентов.
Доля страховых премий по обязательным видам страхования (без обязательного медицинского страхования) в общем объеме страховых премий в 2011 году составила 17,5 процента и снизилась на 1,5 процентного пункта по сравнению с 2009 годом в связи со спадом, вызванным финансовым кризисом. В 2012 - 2013 годах предполагается рост страховых премий по договорам обязательного страхования в связи с введением следующих видов обязательного страхования:
обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров;
обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
За 9 месяцев 2012 г. по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте объем страховых премий составил 7,5 млрд. рублей. В 2013 году рост страховых премий продолжится в связи с распространением норм законодательства Российской Федерации на опасные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Страховые премии (взносы) по страхованию жизни составили в 2011 году 34,7 млрд. рублей, выплаты - 7,7 млрд. рублей. Устойчивый рост страховых премий по страхованию жизни наблюдался со II квартала 2009 г. и сохранялся на протяжении 2010 - 2011 годов. Такая тенденция отразилась на увеличении объема страховых премий по страхованию жизни в 2011 году на 120 процентов по сравнению с 2009 годом.
С 2009 года наблюдается умеренный рост страховых премий по таким видам страхования, как страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика и пенсионном страховании. По видам страхования жизни на случай смерти, дожития застрахованных лиц до определенного возраста или срока либо наступления иного события в их жизни наблюдается заметный рост страховых премий в 2010 году на 45 процентов по сравнению с показателем 2009 года (18,4 млрд. рублей против 12,6 млрд. рублей в 2009 году) и достиг уровня 2007 года.
Объем страховых премий на душу населения в 2007 - 2011 годах увеличился на 65 процентов, в то время как количество заключенных договоров страхования снизилось на 13 процентов, количество заключенных договоров страхования в 2011 году снизилось по сравнению с 2010 годом на 24 процента.
Активизация экономических процессов, происходящих в стране, и рост доходов населения отразились на состоянии финансового рынка, в том числе страхового. Спрос на страховые услуги начиная с 2010 года постепенно восстанавливается.
Доля страховых премий в валовом внутреннем продукте на протяжении последних 5 лет остается сравнительно стабильной, при этом объем премий по видам страхования, кроме обязательного медицинского страхования, растет темпами меньшими, чем валовой внутренний продукт. В 2011 году доля страховых премий в валовом внутреннем продукте составила 1,22 процента.
Активы страховых организаций в 2007 - 2011 годах увеличились с 759,2 млрд. рублей до 1030,2 млрд. рублей.
Рынок страховых услуг в настоящее время характеризуется стабильно высокой концентрацией. Так, в 2009 году более половины объема рынка добровольного страхования контролировалось 11 страховыми группами, в 2011 году на 9 крупнейших страховых групп приходилось 61,25 процента объема услуг страхового рынка.
Наиболее концентрированным рынком обязательного страхования является рынок услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На этом рынке на протяжении 2009 - 2011 годов более половины объема собранной страховой премии приходилось на 2 страховые группы и 2 страховые компании. С 2009 года объем собранной ими страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств составлял не менее 54 процентов.
Финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов оказал влияние на деятельность страховщиков, в частности:
сократились объемы страховых премий особенно по имущественным видам страхования (средств наземного транспорта, имущества физических и юридических лиц);
увеличились объемы страховых выплат, в том числе по массовым видам страхования (страхование средств наземного транспорта, имущества физических лиц), зачастую страховые выплаты производились за счет средств, поступавших от вновь заключаемых договоров страхования, а не за счет страховых резервов, сформированных по договорам страхования, что значительно снизило способность исполнения страховщиками обязательств;
страховщики сокращали издержки и расходы на ведение дела, штат сотрудников, фонды оплаты труда, минимизировали размеры страховых выплат или задерживали их осуществление, целью чего являлось сохранение достаточного объема страховых премий для обеспечения устойчивого финансового положения страховщика.
В течение последних нескольких лет практически отсутствовало предложение новых страховых продуктов и услуг, инновационных идей по новым видам добровольного страхования.
На фоне роста ценовой конкуренции, перераспределения страховых премий, сегментации страхового рынка в зависимости от рентабельности страховых операций вне страховой защиты оказались многие потенциальные потребители страховых услуг (например, граждане, проживающие в сельской местности, малые предприятия и др.).
Развитие страховой отрасли сдерживается невысоким уровнем страховой культуры и страховой грамотности потребителей страховых услуг, крайне низким спросом на страховые услуги. Страховщики и их профессиональные объединения не уделяют должного внимания пропаганде страхования, разъяснению условий страхования и его преимуществ по сравнению с иными финансовыми институтами.
Таким образом, можно выделить следующие проблемы:
снижение качества выполнения обязательств страховщиками по договорам страхования перед страхователями;
низкий уровень оказания посреднических услуг потребителям, так как страховые посредники редко выступают в интересах страхователей и в качестве консультантов, чаще в качестве продавцов, при этом растут размеры получаемых ими от страховщиков комиссионных вознаграждений;
налогообложение страхователей - потребителей страховых услуг, которое не способствует проявлению их страховых интересов;
ограниченность предложений страховых услуг, ориентированных на различные категории потребителей;
низкий уровень доверия страхователей к страховщикам и к механизму страхования в целом;
наличие неконкурентных действий, а также высокий уровень концентрации на рынке страховых услуг;
пренебрежение правами и законными интересами страхователей со стороны отдельных страховщиков;
увеличение числа профессиональных объединений страховщиков (ассоциаций), в том числе за счет создаваемых под конкретные виды страхования, которое делает представление интересов отрасли дорогостоящим и недостаточно эффективным;
повышение уровня расходов на ведение дела и управленческих расходов в объеме страховой премии, влияющих на исполнение обязательств по договорам страхования, снижение рентабельности и эффективности деятельности;
недостаточно развитая сеть продаж страховых продуктов страховщиками и несовершенство способов заключения договоров страхования;
страхование жизни сдерживается низким уровнем доходов страхователей, высоким уровнем инфляции и высокими ставками банковских депозитов, не дающими преимуществ страхованию жизни по сравнению с иными инструментами накопления;
недостаточное участие страховщиков в возмещении убытков по катастрофическим рискам, тогда как большая часть средств возмещается из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Более подробно основные показатели, достигнутые страховой отраслью, приведены в приложении к настоящей Стратегии.
II. Цель и задачи развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года
Основной целью настоящей Стратегии является комплексное содействие развитию страховой отрасли, в частности превращению ее в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий:
повышение экономической стабильности общества;
повышение социальной защищенности граждан и снижение социальной напряженности в обществе путем проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов;
привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
создание условий, обеспечивающих развитие добровольных видов страхования, взаимного страхования, новых подходов к страхованию, направленных на удовлетворение массовой потребности в страховых услугах;
повышение инвестиционной привлекательности и формирование добросовестной конструктивной конкуренции, обеспечивающей качество страховых услуг и эффективность страховой деятельности;
обеспечение баланса интересов между страховщиками, страховыми посредниками и страхователями (выгодоприобретателями), выработка мер по повышению качества предоставляемых страховщиками услуг в целях защиты прав потребителей страховых услуг, а также повышение их ответственности при выборе и организации способов страховой защиты и исполнении условий договоров страхования;
сокращение предпосылок для возникновения споров между страховщиками и потребителями их услуг;
создание эффективных механизмов досудебного урегулирования споров, в частности института страхового омбудсмена;
расширение сферы деятельности участников и субъектов страхового дела при обеспечении гарантий защиты прав потребителей их услуг;