МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 01.01.2005
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации N 323 "Авиационная техника"
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол N 18 от 22 июля 2004 г., по переписке)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | АZ | Азстандарт |
Армения | АМ | Армстандарт |
Беларусь | ВY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | КZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Российская Федерация | RU | Госстандарт России |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркменистан | TM | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2004 г. N 22-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31270-2004 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2005 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
Внесена поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2005 год
Введение
Доработка гражданской авиационной техники по сервисным бюллетеням, а также согласованные подходы, требования, сложившиеся связи и взаимоотношения предприятий авиационной промышленности, эксплуатирующих и ремонтных предприятий являются важнейшими элементами сохранения летной годности и повышения уровня безопасности полетов воздушных судов.
Данный стандарт разработан с целью нормативного обеспечения предприятий, организаций, юридических и физических лиц государств, подписавших межгосударственное "Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства", утвержденное 27.12.1991 г. (г.Минск), и устанавливает порядок выпуска сервисных бюллетеней на гражданскую авиационную технику и выполнения по ним работ.
Стандарт также предназначен для зарубежных предприятий и организаций, эксплуатирующих гражданскую авиационную технику, созданную в государствах Содружества Независимых Государств.
Стандарт учитывает требования действующих в авиационной промышленности государственных стандартов СРПП, ЕСКД, ГОСТ 18675-79 и др. и нормативных документов по сертификации авиационной техники.
В стандарте учтены требования документа Ассоциации воздушного транспорта США (АТА) SРЕС 100 "Спецификация АТА. АТА-100. Требования к технической документации изготовителей" и документа Европейской ассоциации аэрокосмической промышленности (АЕСМА) SРЕС 1000D "Спецификация АЕСМА. АЕСМА 1000D. Международная спецификация требований к техническим публикациям, выполняемым с использованием общей базы данных. Интерактивные электронные технические публикации".
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на гражданскую авиационную технику (далее - АТ) и устанавливает порядок выпуска сервисных бюллетеней (далее - бюллетень), включая правила разработки, согласования, утверждения, одобрения, введения в действие и издания бюллетеней на АТ, а также порядок выполнения по ним работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы
ГОСТ 2.603-68 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 гражданская авиационная техника: Самолеты, вертолеты, другие воздушные суда и их компоненты, используемые в гражданской авиации в установленном законодательством порядке.
3.1.2 сервисный бюллетень: Документ, на основании которого изменяют конструкцию АТ, находящейся в эксплуатации, ремонте или на хранении, и (или) изменяют эксплуатационную и ремонтную документацию на нее.
3.1.3 компоненты воздушных судов I класса: Авиационный маршевый двигатель, воздушный винт и вспомогательный двигатель, согласно правилам [1].
3.1.4 компоненты воздушных судов II класса: Фюзеляж, крыло, поверхности управления, секции механизации крыла, шасси, механическая система управления и другие части конструкции планера воздушного судна, авиационного маршевого двигателя, воздушного винта и вспомогательного двигателя, работоспособность которых непосредственно влияет на их летную годность, согласно правилам [1].
3.1.5 компоненты воздушных судов III класса: Комплектующие изделия, к которым относятся любые установленные на воздушном судне, авиационном маршевом двигателе, воздушном винте и вспомогательном двигателе механизмы, приборы, оборудование (включая соединительное), стандартные детали и другие комплектующие (готовые) изделия, используемые для осуществления полета воздушного судна, согласно правилам [1].
3.1.6 авиационно-техническое имущество: Компоненты АТ, запасные части, авиационные материалы, наземное оборудование, оснастка и инструмент, обеспечивающие эксплуатацию и ремонт АТ.
3.1.7 техническое сопровождение: Работы, проводимые разработчиком АТ с целью оказания оперативной технической помощи при изготовлении, монтаже, наладке, испытании, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ремонте изделий.
3.1.8 модификация: Любое главное, второстепенное, акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции образца АТ, касающееся его летной годности или затрагивающее его характеристики, влияющие на окружающую среду, согласно правилам [1].
3.1.9 разработчик АТ: Юридическое лицо, осуществляющее проектные и опытно-конструкторские работы и (или) экспериментальные работы по созданию АТ, техническое сопровождение, авторский надзор в процессе производства, эксплуатации и ремонта АТ.
3.1.10 изготовитель АТ: Юридическое лицо, осуществляющее производство АТ и технический надзор в процессе эксплуатации и ремонта АТ.
3.1.11 эксплуатант: Физическое или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
3.1.12 независимая инспекция: Инспекция, осуществляющая контрольные функции у разработчика (изготовителя), уполномоченная соответствующими органами государственного регулирования и принимающая в пределах своей компетенции решения, независимые от решений и мнений организаций и предприятий, которые она контролирует, в соответствии с правилами [1].
3.1.13 специально уполномоченный орган: Компетентный орган, наделенный соответствующими полномочиями и ответственностью, выдающий сертификат типа (аттестат годности к эксплуатации) на АТ.
3.1.14 авиационная администрация государства регистрации воздушного судна: Орган исполнительной власти государства, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушного судна, в реестр которого занесено это воздушное судно.
3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:
АМД - авиационный маршевый двигатель;
АРП - авиационное ремонтное предприятие;
АТИ - авиационно-техническое имущество;