Постановление Правительства Москвы от 14 августа 2013 г. N 539-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП"

В целях актуализации показателей Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.", включая приведение указанных показателей в соответствие с Законом города Москвы от 21 ноября 2012 г. N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 г. N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы" Правительство Москвы постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг." (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП, от 25 июля 2012 г. N 357-ПП, от 13 ноября 2012 г. N 645-ПП):
1.1. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции:
"В целях повышения темпов экономического развития города Москвы Правительство Москвы постановляет:".
1.2. Пункт 2 постановления признать утратившим силу.
1.3. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронова А.В.
Врио Мэра Москвы
С.С. Собянин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 14 августа 2013 г. N 539-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 11 октября 2011 г. N 477-ПП

Государственная программа города Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг."

Паспорт Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг."

Наименование Государственной программы города МосквыСтимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.
Цели Государственной программы города МосквыУвеличение валового регионального продукта на основе развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, модернизации пользующихся спросом производств, реструктуризации неконкурентоспособных и низкоэффективных предприятий и технологических циклов
Конечные результаты Государственной программы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города МосквыN п/п
Наименование конечного результата
Единица измерения
2012 год
2013 год2014 год
2015 год
2016 год
11400000.01. Темп роста валового регионального продуктав % к предыдущему году
102,0
103,0
104,0
104,0
105,2
21400000.02. Валовой региональный продукт на душу населениятыс. рублей
929,6
1 031,3
1 143,0
1 273,3
1 407,5
31400000.03. Темпы роста валового регионального продукта на душу населения в тыс. рублей (с учетом дефляторов валового регионального продукта)в % к предыдущему году
101,3
102,5
103,6
103,6
104,9
41400000.04. Темп роста инвестиций в основной капиталв % к 2008 году
84,7
91,2
98,30
105,1
112,8
51400000.05. Индекс промышленного производствав % к предыдущему году
101,2
103,0
103,0
104,0
104,0
61400000.06. Темп роста розничного товарооборотав % к предыдущему году
101,7
103,0
105,5
105,0
105,0
71400000.07. Темп роста реальной заработной платыв % к предыдущему году
105,0
103,7
105,2
105,7
104,9
81400000.08. Темп роста реальных денежных доходов населенияв % к предыдущему году
98,4
100,5
102,0
103,0
103,5
91400000.09 Объем инвестиций в основной капиталмлрд. рублей
1 005,4
1 127,5
1 268,0
1 429,4
1 616,6
101400000.10 Коэффициент дифференциации  доходовраз
26,8
26,3
26,0
25,7
25,5
111400000.11. Доля конкурентных торгов%
74
78
82
86
90
121400000.12. Доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства%
20
23
26
28
30
131400000.13. Среднее число поданных заявок на одни торгиединиц
3,5
4
4,5
5
5
141400000.14. Доля заявок, которые допускаются на торги%
82
84
86
88
90
151400000.15. Среднее количество участников торгов на право заключение договора аренды земельного участкаединиц
10
10
10
10
10
16140000016. Доля организованного рынка в объеме оборота розничной торговли%
80,5
80,9
81,3
81,5
81,9
Задачи Государственной программы города Москвы1. Сокращение числа административных процедур и их упрощение при организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов2. Стимулирование деловой активности и поддержка бизнеса3. Развитие конкурентной среды4. Совершенствование инфраструктуры, способствующей развитию бизнеса5. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, перераспределения трудовых ресурсов в пользу высокоэффективных отраслей
Координатор Государственной программы города МосквыДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответственные исполнители подпрограммДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Соисполнители подпрограммДЕПАРТАМЕНТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕКОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СВЯЗЕЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ,ДЕПАРТАМЕНТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РЕКЛАМЫ ГОРОДА МОСКВЫ,ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы
Наименование Государственной программы
Источник финансирования
Расходы (тыс. рублей)
2012 год2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
Итого
Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.Всего:в том числе:
63 235 344,7
73 616 336,3
104 447 682,3
75 210 117,9
76 538 049,7
393 047 530,9
- бюджет города Москвы
12 523 415,7
19 308 611,0
17 297 554,0
16 672 433,6
17 702 375,7
83 504 390,0
- средства федерального бюджета
4 557 329,3
8 153 654,1
8 089 075,3
8 882 570,8
8 887 573,9
38 570 203,4
- средства юридических и физических лиц
46 154 599,7
46 154 071,2
79 061 053,0
49 655 113,5
49 948 100,1
270 972 937,5
Этапы и сроки реализации Государственной программы города МосквыЭтап 1: 01.01.2012-31.12.2012Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016

1. Характеристика текущего социально-экономического положения города Москвы

В 2000-2008 годах экономика города Москвы развивалась устойчиво высокими темпами.
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) за 8 лет увеличился в 1,92 раза, среднегодовой рост ВРП составил 108,5%. В 1,84 раза вырос ВРП в расчете на одного жителя города Москвы, в 1,65 раза вырос ВРП в расчете на одного занятого в экономике. Промышленное производство выросло в 1,9 раза, инвестиции в основной капитал - в 1,8 раза, товарооборот - в 1,6 раза.
Ускоренному росту ВРП способствовала благоприятная демографическая ситуация - увеличение численности населения в трудоспособном возрасте, а также возможность наращивания трудовых ресурсов за счет жителей других субъектов Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кризис 2009-2010 годов сказался на экономике города Москвы в большей мере, чем на экономике Российской Федерации в целом. В 2009 году ВРП сократился на 12,8% (валовой внутренний продукт Российской Федерации - на 7,8%). Значительно сократилась добавленная стоимость, формируемая промышленностью, строительством, торговлей, операциями с недвижимостью. Доходы бюджета города Москвы номинально сократились на 23%.
В 2011 году ВРП вырос на 2,8% и составил более 10 трлн. рублей. ВРП на душу населения в 2011 году составил 865,6 тыс. рублей.
Восстановлению темпов развития экономики города Москвы до ранее достигнутого уровня препятствует ряд новых факторов.
Наряду с внешними факторами (ограничение роста финансовых ресурсов за счет роста цен и объемов экспорта энергоресурсов) развитие ограничивают диспропорции, возникшие в городе Москве.
Возрастная структура населения такова, что в последующие 15 лет численность собственного трудоспособного населения города Москвы будет сокращаться на 5-7% каждые 5 лет. Вместе с тем в последние годы уменьшился прирост населения за счет прибывших из других субъектов Российской Федерации.
Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте уменьшает возможности экстенсивного роста экономики города Москвы, за счет которого в предыдущие годы было получено около 30% прироста ВРП.
Этот эффект может быть частично компенсирован мерами по вовлечению в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, по созданию условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов. Для чего требуется продолжение интенсивной работы по развитию системы дошкольных образовательных учреждений и организаций, а также по созданию специализированных рабочих мест и формированию внешней среды, комфортной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов.
Сокращению дефицита трудовых ресурсов способствует совершенствование правового положения государственных учреждений города Москвы в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Указанное совершенствование на определенный период приостановило рост численности работников в этих отраслях. В то же время завершение реорганизации государственных учреждений приведет к увеличению их вклада в ВРП.
Для сокращения дефицита кадров необходимы также коррективы сложившейся в городе Москве государственной системы среднего профессионального образования. За последние 10 лет увеличилось число обучающихся по специальностям экономики и права вдвое, сократилось число обучающихся по производственным специальностям на 29%, медицинским на 35%, педагогическим на 27%.
Вместе с тем в сложившихся условиях достаточно высокие темпы развития экономики города Москвы могут быть обеспечены лишь путем реструктуризации и диверсификации имеющихся отраслей экономики, расширением сферы услуг, созданием новых, высокоэффективных направлений занятости населения, сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением трудовых ресурсов по секторам экономики.
В связи с этим необходимо добиться восстановления объема инвестиций в модернизацию и создание новых основных фондов, который за два последних года сократился на одну треть.
Доля частных инвестиций в развитие экономики города Москвы не превышала 53-55% их общего объема.
По данным исследования "Ведение бизнеса-2011: улучшение условий для предпринимателей", Российская Федерация в рейтинге государств занимает 123-е место из 183 по показателю "легкость ведения бизнеса" (каждое государство в исследовании было представлено своим крупнейшим городом. Российская Федерация представлена городом Москвой).
Предприниматели справедливо предъявляют претензии, отмечая непрозрачность процедур при предоставлении земельных участков, многочисленность и длительные сроки всевозможных согласований и получения разрешений, отсутствие понятных критериев при определении научно-исследовательских работ и производств, получающих поддержку за счет средств бюджета города Москвы. Недостаточным было число предложений частному капиталу по участию в развитии инженерной и социальной инфраструктур города Москвы.
В интересах развития конкуренции потребовалось совершенствование системы закупок города Москвы. При размещении заказа города Москвы имели место факты ценового сговора участников торгов, направленного на поддержание стартовых цен на торгах, ценового демпинга, формирования стартовых цен контракта, превышающих реальный рыночный уровень цен на соответствующие товары, работы, услуги, необоснованного заключения государственного контракта с единственным участником торгов.
Устранение всех ограничений - важное условие повышения роли частного капитала в развитии экономики города Москвы.
Серьезным ресурсом увеличения ВРП с участием частного капитала является реорганизация убыточных предприятий. Их в городе Москве порядка 2,5-3 тысяч, в том числе около 300 в промышленности, 400-500 в оптовой торговле, 150-200 в транспорте. Многие из них арендуют земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы. Разработка программы их реорганизации требует детального изучения ситуации на каждом отдельном предприятии.

1.1. Развитие рынка труда и сферы занятости населения города Москвы

Численность экономически активного населения города Москвы в 2008 году составляла 6369,5 тыс. человек, в 2009 году - 6374,2 тыс. человек, в 2010 году - 6436,3 тыс. человек, в 2011 году - 6643,6 тыс. человек. Численность занятых экономической деятельностью в среднегодовом исчислении в 2008 году составляла 6310,3 тыс. человек, в 2009 году - 6197,9 тыс. человек, в 2010 году - 6321,5 тыс. человек, в 2011 году - 6548,2 тыс. человек.
В результате реализации Московской городской целевой миграционной программы на 2008-2010 годы и Плана комплексных мероприятий по реализации в городе Москве государственной миграционной политики на 2011 год устойчивый характер приобрела тенденция к сокращению доли иностранной рабочей силы в численности занятого населения города Москвы: в 2008 году - 7,7%, в 2009 году - 5,1%, в 2010 году - 3,9%, в 2011 году - не более 3,2%. Существенно снижена квота города Москвы на привлечение иностранных работников - с 810 тыс. человек в 2007 году до 250 тыс. человек в 2010 году.
По итогам 2012 года доля иностранной рабочей силы в численности занятого населения города Москвы не превысила программного значения 3,2%.
Итогом реализации Городской целевой программы по охране труда в городе Москве на 2010-2011 годы стало снижение уровня производственного травматизма (число пострадавших в расчете на 1000 работающих) с 1,2 единиц в 2009 году до 1,15 единиц в 2010 году, уменьшение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в государственных учреждениях города Москвы (со 135,0 тыс. единиц в 2009 году до 130,9 тыс. единиц в 2010 году), рост количества рабочих мест в государственных учреждениях города Москвы, на которых проведена аттестация по условиям труда (с 208,8 тыс. единиц в 2009 году до 246,4 тыс. единиц в 2010 году).
Позитивное воздействие на рынок труда и сферу занятости населения города Москвы оказал комплекс профилактических мер, реализованных органами исполнительной власти города Москвы, направленных на предотвращение массовых увольнений работников, трудоустройство, в том числе на общественные работы, граждан, находящихся под угрозой увольнения, их опережающее профессиональное обучение в соответствии с потребностями экономики города Москвы.
В 2012 году достигнуто снижение уровня производственного травматизма с 1,05 до 0,089 единиц.
В городе Москве к услугам государственной службы занятости населения как способу поиска работы обратились в 2010 году 52,2% безработных граждан (по методологии Международной организации труда), в коммерческую службу занятости населения - 7,8%, непосредственно к работодателю - 54,1%, искали работу с помощью печати и объявлений - 63,4%. Из 258,2 тыс. граждан, обратившихся в государственную службу занятости населения города Москвы в целях поиска подходящей работы, трудоустроились 183,6 тыс. человек.
Среднегодовой показатель численности зарегистрированных в 2010 году безработных составил 54,8 тыс. человек, а среднегодовой уровень зарегистрированной безработицы - 0,9% от экономически активного населения. Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2010 года составил 0,7% от численности экономически активного населения, что на 0,2 процентных пункта меньше, чем в конце 2009 года.
Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда города Москвы являлся одним из самых низких показателей в Российской Федерации и составлял на 1 января 2011 г. 0,43. По итогам 2012 года коэффициент напряженности составил 0,3 человека на вакансию.