За 2010 год о предполагаемом увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата или численности работников, а также о неполной занятости работников сообщили в государственную службу занятости населения города Москвы 1616 работодателей. Численность работников, планируемых к увольнению, составила 36,4 тыс. человек.
Вместе с тем потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в государственную службу занятости населения города Москвы, с начала 2010 года имела тенденцию роста: максимум был зафиксирован в мае - 197,2 тыс. единиц, к концу года она снизилась до 143,3 тыс. единиц.
В течение 2010 года за услугой по подбору необходимых работников в государственную службу занятости населения города Москвы обратились 20,3 тыс. работодателей, заявленная ими потребность в работниках составила 401,6 тыс. единиц, в том числе по рабочим профессиям - 62,9%, по специальностям и должностям служащих - 37,1%. В государственной службе занятости населения города Москвы на конец 2010 года имелись вакансии от 10,5 тыс. организаций, в которых работало около 68% занятого населения города Москвы.
В течение 2010 года в городе Москве проведено 105 опросов о степени удовлетворенности граждан и работодателей предоставляемыми государственными услугами в области содействия занятости населения. Из 10,6 тыс. респондентов около 90% высказали удовлетворение полнотой и качеством оказанных услуг.
По итогам 2012 года показатели рынка труда и сферы занятости населения города Москвы составили: численность населения в возрасте 15-72 лет - 9416,9 тыс. человек, численность экономически активного населения - 6800,0 тыс. человек, численность занятого населения - 6745,2 тыс. человек, уровень занятости - 99,2%.
Уровень безработицы сохраняется в пределах, не превышающих 1% от численности экономически активного населения, уровень зарегистрированной безработицы снизился в течение 2012 года с 0,65% до 0,44% (соответственно с 40,6 тыс. до 27,8 тыс. человек).
1.2. Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг в городе Москвы
Состояние экономики города Москвы в 2012 году характеризуется стабилизацией и относительным ростом по сравнению с периодом 2008-2009 годов.
Наметились положительные тенденции динамичного увеличения объемных показателей работы предприятий торговли и общественного питания.
В 2012 году оборот розничной торговли в городе Москве составил 3639,7 млрд. рублей с ростом физических объемов в 101,7% (в 2011 году - 106,6%).
В структуре оборота розничной торговли в 2012 году удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров распределялся в пропорциях - 50,3% и 49,7% (в 2011 году соответственно 50,6% и 49,4%), что свидетельствует, в первую очередь, о последствиях кризиса, выразившихся в предпочтительном приобретении населением продовольственных товаров.
Продолжались процессы сокращения стихийной торговли, укрупнения и интенсификации деятельности розничных сетей, выразившиеся в увеличении в 2011 году доли организованного рынка в общем объеме оборота розничной торговли до 80,3%. В 2012 году отмечено дальнейшее увеличение доли организованного розничного рынка до 80,5%.
В 2012 году отмечено замедление темпов роста оборота общественного питания до 102,2% (в 2011 году - 107,3%). В целом оборот общественного питания в 2012 году составил 145,4 млрд. рублей.
В 2011-2012 годах сохранялись проблемы с реализацией бытовых услуг. В 2011 году населению было оказано бытовых услуг на 58,4 млрд. рублей, в 2012 году - 60,3 млрд. рублей.
В 2011 году индекс физического объема составил 87,5%; в 2012 году - 91,1%.
В городе Москве функционирует крупнейшая в Российской Федерации инфраструктура торговли и услуг, насчитывающая по состоянию на 1 января 2013 г. в своем составе свыше 52,7 тыс. предприятий, в том числе:
- 19,7 тыс. стационарных предприятий розничной торговли;
- 10,8 тыс. предприятий общественного питания;
- 11,7 тыс. предприятий бытового обслуживания;
- 53 рынка;
- 10,5 тыс. нестационарных объектов (в том числе 8,5 - с круглогодичным периодом размещения).
Обеспеченность населения города Москвы предприятиями в сфере торговли и услуг в расчете на 1 000 жителей в 2012 году составила:
- в торговле - 794 кв. м торговой площади;
- в общественном питании (общедоступная сеть) - 43,9 посадочных мест;
- в бытовом обслуживании - 6,9 рабочих мест.
Уровень обеспеченности предприятиями торговли, общественного питания и бытовых услуг отстает от градостроительных нормативов.
В целях обеспечения территориальной доступности товаров и услуг совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы разработаны и согласованы дифференцированные показатели обеспеченности предприятиями торговли, питания и бытового обслуживания, типология объектов шаговой (пешеходной) доступности районного и межрайонного значения, ведется разработка отраслевых схем размещения объектов торговли и услуг с учетом их специализации и видового разнообразия.
С учетом гипертрофированных размеров, которые приобрела в последние годы нестационарная розничная торговля, развивавшаяся стихийно и во многих случаях несанкционированно, Правительством Москвы были приняты меры по оптимизации схемы размещения и сокращению количества нестационарных торговых объектов.
В результате развития материально-технической базы предприятий оптовой торговли продовольствием сформирована инфраструктура из 25 распределительных центров, 15 комплексов оптовой торговли продовольствием и оптовых продовольственных рынков, способных обслуживать любой формат предприятий сферы торговли и услуг. Услугами данных предприятий пользуются около 50% магазинов шаговой (пешеходной) доступности.
Из 2,4 млн. тонн основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступивших на предприятия оптово-продовольственного комплекса города Москвы, 70% составляла продукция отечественного производства.
Этому способствовало развитие межрегиональных связей, создание условий для налаживания информационного взаимодействия хозяйствующих субъектов с использованием Единой городской автоматизированной информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Москвы, а также привлечение отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и поставщиков продовольствия к формированию городских продовольственных ресурсов.
В целях реализации мероприятий по обеспечению доступности товаров и услуг для различных категорий граждан, в первую очередь, малообеспеченных, с сентября 2011 года по май 2012 года организациям комплекса социальной сферы было поставлено 25 тыс. тонн картофеля и овощей.
В 2012 году было организовано более 5000 ярмарок выходного дня, на которых реализовано свыше 62 тыс. тонн продовольствия.
В 2012 году сохранился баланс спроса и предложения по всем видам продовольствия, количественно и качественно улучшился рацион питания жителей города Москвы. Показатель норм потребления в расчете на одного жителя по мясу, рыбе, маслу растительному, сахару, крупам достиг в городе Москве норм, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 593н "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания".
Вместе с тем требуется дальнейшее совершенствование механизма обеспечения продовольственной безопасности города Москвы с учетом положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, необходимости развития агропромышленного комплекса на территориях, присоединенных к городу Москве, оптимизации объема и ассортимента продукции городского резервного продовольственного фонда, развития конкуренции на продовольственном рынке.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в декабре 2012 года составила 3088,21 рублей и увеличилась по отношению к декабрю 2011 года на 9,2%.
В декабре 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в городе Москве составил 107,3%, в том числе на продовольственные товары - 108,2%. В среднем по Российской Федерации соответственно 106,6% и 107,5%.
За счет открытия новых и модернизации действующих стационарных предприятий в сфере торговли и услуг города Москвы в 2012 году в стационарной сети сферы торговли и услуг создано около 20,3 тыс. новых рабочих мест (в 2011 году - 22,1 тыс. рабочих мест).
Объем налоговых поступлений от предприятий потребительского рынка и услуг в бюджет города Москвы за 2012 год составил 261,4 млрд. рублей.
Решение вопросов похоронного дела и ритуального обслуживания населения является одной из функций Правительства Москвы. Действующая в городе Москве система похоронного обслуживания является крупнейшей в Российской Федерации (на площади более 1,7 тыс. га функционирует 133 городских, 1 - муниципальное кладбище и 3 крематория) и обеспечивает низкие темпы роста цен на ритуальные услуги.
1.3. Малое и среднее предпринимательство
Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике города Москвы:
- средние, малые и микропредприятия, а также индивидуальные предприниматели (далее - МСП) предоставляют порядка 2 млн. рабочих мест, что составляет свыше одной трети всех рабочих мест в городе Москве (по состоянию на 2011 год);
- малые предприятия обеспечивают примерно 9-10% налоговых поступлений в бюджет города Москвы;
- по итогам 2011 года суммарный оборот МСП превысил 6,42 трлн. рублей (оборот малых и микропредприятий составил 92% от общего оборота или 5,93 трлн. рублей).
По итогам 2011 года в городе Москве насчитывалось 38 тыс. малых предприятий, суммарный годовой оборот которых составил порядка 4,76 трлн. рублей. К малым предприятиям относятся предприятия с численностью работников от 16 до 100 человек и ежегодным оборотом до 400 млн. рублей. На малых предприятиях занято 46% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота малых предприятий составила 74% от общего оборота МСП города Москвы.
По итогам 2011 года в городе Москве насчитывалось около 206 тыс. микропредприятий, суммарный годовой оборот которых составил 1,17 трлн. рублей. К микропредприятиям относятся предприятия с численностью работников до 15 человек и ежегодным оборотом до 60 млн. рублей. На микропредприятиях было занято 38% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота микропредприятий составила 18% от общего оборота МСП города Москвы.
По итогам 2011 года в городе Москве насчитывалось 1181 среднее предприятие, суммарный годовой оборот которых составил 311 млрд. рублей. К средним относятся предприятия с численностью работников от 101 до 250 человек и ежегодным оборотом до 1 млрд. рублей. На средних предприятиях было занято 7% от общей численности работающих на МСП. Доля оборота средних предприятий составила 5% от общего оборота МСП города Москвы.
Численность фактически действовавших индивидуальных предпринимателей в 2011 году составила 81,6 тыс., а их суммарный объем выручки - около 187 млрд. рублей. Индивидуальные предприниматели составляли 9% от общей численности работающих на МСП. Доля выручки индивидуальных предпринимателей составила 3% от общего оборота МСП города Москвы.
В то же время потенциал развития МСП в городе Москве реализован далеко не полностью: