- численность занятого населения на МСП в городе Москве составляет 34% от общей численности занятого населения, что в полтора-два раза ниже, чем во многих крупных городах мира (например, в Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре, Токио);
- по экспертным оценкам, МСП занимает около 25% в структуре ВРП города Москвы, что в два раза ниже, чем во многих крупных городах мира (например, в Гонконге, Сингапуре и Мадриде).
На сегодняшний день основными барьерами, которые препятствуют развитию МСП в городе Москве, являются:
- ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов МСП и высокой стоимостью банковских кредитов;
- низкая доступность площадей (торговых, офисных, производственных) в связи с постоянно возрастающим размером арендной платы;
- административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности;
- ограниченный доступ МСП к рынкам сбыта, в том числе иностранным и региональным, что объясняется меньшими возможностями и финансовыми ресурсами большинства МСП в сравнении с крупными предприятиями;
- недостаток высококвалифицированного персонала и компетенций в МСП, в том числе компетенций управления бизнесом;
- недостаточно высокий уровень развития механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей.
В отраслевой структуре МСП есть целый ряд сегментов, некоторые из которых имеют значительный потенциал для предпринимательской деятельности и высокую социальную значимость, но в настоящее время развиты не в полной мере.
Сравнение города Москвы с рядом городов мира, в частности с Лондоном, Нью-Йорком, Гонконгом и Токио, показывает, что доля торговли, строительства и обрабатывающих производств в структуре МСП в городе Москве значительно выше.
В то же время сфера услуг в городе Москве - это именно та часть экономики, в которой традиционно доминируют МСП, - отстает в своем развитии от многих городов мира.
Кроме того, в сфере транспорта, связи, здравоохранения, оказания коммунальных и социальных услуг доля оборота МСП в городе Москве также значительно ниже по сравнению с крупными мегаполисами развитых стран мира.
1.4. Развитие промышленного производства
Структура промышленного комплекса города Москвы, территориальное распределение объектов промышленности и науки являются итогом индустриализации города Москвы в XX веке, направленной на обеспечение обороноспособности государства и безопасности жителей города Москвы.
Промышленность вносит существенный вклад в экономику города Москвы. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве (далее - Мосгорстат), доля промышленности города Москвы в структуре ВРП за 2010 год составила 16,3% в целом и 12,7% - по обрабатывающим производствам.
По данным Мосгорстата, объем отгруженной продукции обрабатывающих производств города Москвы в 2011 году составил 2,4 трлн. рублей.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве, по итогам 2011 года московская промышленность обеспечила более 10% от общегородских поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации. Из них обрабатывающие производства - 9,6%.
К сфере промышленного производства относятся 711 предприятий, расположенных на территории города Москвы, без учета малых и микропредприятий, в том числе 669 предприятий обрабатывающих производств.
По данным Мосгорстата, в 2011 году на промышленных предприятиях города Москвы было занято 356,9 тысяч человек, что составляет 11,6% от общего числа занятых в экономике города Москвы (3071,4 тыс. человек), в том числе на предприятиях обрабатывающих производств - 284,2 тысяч человек.
В 2011 году среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций производственной сферы составила 45 748 рублей или 101,9% от среднемесячной заработной платы по городу Москве.
По данным Мосгорстата, индекс промышленного производства по кругу крупных и средних предприятий в 2011 году по отношению к 2010 году составил 102,3%, в том числе по обрабатывающим производствам - 102,8%.
В 2011 году показатель выработки на одного работающего (отношение объема отгруженных товаров организаций производственной сферы по чистым видам деятельности к средней численности работающих) составил 4,61 млн. рублей.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве темп роста налоговых поступлений за 2011 год по обрабатывающим производствам в консолидированный бюджет Российской Федерации составил - 140%, в том числе в бюджет города Москвы - 110%.
Инвестиции в основной капитал обрабатывающих производств последовательно снижались в период 2008-2009 годов. В период 2010 - 2011 годов наблюдается рост удельного веса прямых иностранных инвестиций в обрабатывающие производства в общем объеме прямых иностранных инвестиций с 6,1% в 2010 году до 9,4% в 2011 году.
Уровень рентабельности предприятий обрабатывающих производств (в процентном соотношении к выручке от продажи товаров, работ, услуг) снизился с 21,8% в 2007 году до 14,1% в 2011 году. Возросло число убыточных предприятий по обрабатывающим производствам - с 250 организаций в 2010 году до 303 организаций в 2011 году.
Доля продаж инновационной продукции московских предприятий обрабатывающих производств, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, находится на низком уровне (в 2011 году - 4%).
В пределах территории города Москвы расположены 209 промышленных зон, которые занимают 7,7 тыс. га, что составляет примерно 16% ее территории. Территории промышленных зон, занятые объектами промышленности и науки (научно-производственные, научно-исследовательские институты, опытные производства, конструкторские бюро), составляют около 4,1 тыс. га (52%). Из них участки, занятые под объекты производственно-делового назначения, - около 520 (3 тыс. га) и науки - 330 (1,1 тыс. га).
На территориях промышленных зон расположено большое количество непромышленных объектов, в том числе объекты стройкомплекса (стройиндустрии и строительно-монтажных организаций), энергетические (теплоэлектроцентрали), коммунальные (мусоросжигательные заводы, склады, оптовые базы) и транспортные объекты (депо, автопарки, автохозяйства). В среднем они составляют почти 1/2 всей территории промышленных зон.
Около 92% занятых промышленными предприятиями земельных участков находятся в государственной собственности, в том числе 19% - в собственности Российской Федерации и 72,7% - в собственности города Москвы.
Совокупная площадь промышленных зон максимальна в Юго-Восточном (1520 га), Южном (1148 га) и Восточном (1040 га) административных округах города Москвы.
Объекты промышленности и науки располагаются как в промышленных зонах, так и за их пределами.
Наибольшее число земельных участков под предприятиями обрабатывающих производств располагается в Восточном (102 в границах промышленных зон/125 вне границ), Северном (74/149) и Юго-Восточном (87/124) административных округах города Москвы. При этом наибольшую площадь предприятия промышленных производств занимают в Юго-Восточном (1233,04 га), Западном (583,12 га) и Восточном (569,26 га) административных округах города Москвы.
Наибольшее число земельных участков под предприятиями:
- производства пищевых продуктов и табака располагается в Северном (6/20, общая площадь - 57,09 га), Юго-Восточном (11/13, 65,28 га) и Западном (7/15, 70,95 га) административных округах города Москвы;
- текстильного и швейного производства - в Восточном (6/25, 31 га), Центральном (0/27, 40,42 га) и Юго-Западном (5/10, 31,2 га) административных округах города Москвы;
- производства строительных материалов - в Северо-Западном (3/33, 82,93 га), Западном (5/27, 145,23 га) и Юго-Восточном (13/18, 144,58 га) административных округах города Москвы;
- издательской и полиграфической деятельности - в Северном (15/15, 20,32 га), Центральном (0/26, 20,72 га) и Северо-Восточном (3/14, 29,03 га) административных округах города Москвы;
- производства нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий - в Восточном (7/16, 55,86 га), Юго-Восточном (12/8, 369,96 га) и Северном (3/15, 85,85 га) административных округах города Москвы;
- производства машин и оборудования, производства транспортных средств и оборудования - в Северном (18/45, 148,77 га), Восточном (30/22, 164,55 га), Юго-Восточном (20/29, 417,22 га) административных округах города Москвы;
- производства электронного и оптического оборудования - в Восточном (21/14, 170,37 га), Южном (1/22, 41,54 га), Центральном (1/19, 37,61 га), Юго-Восточном (12/8, 83,11 га) административных округах города Москвы;
- металлургического производства - в Юго-Восточном (6/8, 54,97 га), Северном (4/9, 37,32 га), Северо-Восточном (1/12, 18,11 га), Южном (4/4, 23,93 га) административных округах города Москвы;
- прочих производств - в Юго-Восточном (8/22, 69,39 га), Северном (7/22, 1,34 га), Северо-Восточном (5/20, 44,07 га) административных округах города Москвы.
Предприятия научной деятельности преобладают в Центральном (3/266, 211,32 га), Северном (61/104, 307,59 га) и Восточном (46/109, 251,7 га) административных округах города Москвы.
При оптимизации использования территорий промышленных зон возникают следующие сложности:
- все земельные участки обременены правами третьих лиц;
- затруднены процессы согласования и получения разрешений на строительство, оформления Градостроительных планов земельных участков, согласования проектной документации, получения разрешений в различных инстанциях, в том числе в Роспотребнадзоре, Государственной противопожарной службе, Объединении административно-технических инспекций города Москвы, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, ОАО "Мосэнерго", ОАО "Мосводоканал", ГУП "Мосводосток" и других инстанциях;
- отсутствуют стимулы и правовые механизмы регулирования процесса отказа от излишних занимаемых и не используемых в производственной деятельности земельных участков.
При наличии ряда конкурентных преимуществ для обеспечения развития промышленности (высокая привлекательность для прямых иностранных инвестиций, высокая покупательная способность населения) у города Москвы один из самых низких среди мировых столиц показатель благоприятности деловой среды, следствием чего являются упущенные возможности для экономического роста.
Существует целый ряд законодательных, финансовых, кадровых, земельно-имущественных и технологических факторов, препятствующих повышению конкурентоспособности промышленности города Москвы, таких как: