Постановление Правительства Москвы от 14 августа 2013 г. N 539-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП" стр. 4

- высокая налоговая нагрузка;
- несовершенство законодательства о государственных закупках, о государственном оборонном заказе;
- проблемы с получением долгосрочных кредитов и кредитов под низкие процентные ставки;
- недостаточность финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР);
- отсутствие опыта коммерциализации НИОКР;
- низкая квалификация управленческих кадров;
- "старение" кадров;
- сложности с привлечением молодых специалистов;
- неэффективное использование земельных ресурсов;
- высокие ставки арендной платы за землю;
- высокий износ основных производственных фондов;
- устаревшая научно-экспериментальная база.
Перечисленные негативные тенденции и факторы препятствуют наращиванию темпов роста экономики города Москвы и требуют принятия дополнительных государственных мер по их преодолению.

1.5. Инновационное развитие города Москвы

Город Москва обладает развитой инновационной инфраструктурой, а также значительным интеллектуальным, научным, а также финансовым потенциалом для создания благоприятных условий для ведения инновационной деятельности и внедрения самых современных, отвечающих нуждам города Москвы технологий и решений.
Численность студентов в организациях высшего профессионального образования на 10 000 человек населения города Москвы на начало 2011 учебного года в два раза превышала среднюю по Российской Федерации (454 человека) и составляла 886 человек.
Стоимость основных фондов организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, сократились с 282 млрд. рублей в 2009 году до 269 млрд. рублей в 2011 году.
Созданный к началу 90-х годов XX века мощный научный комплекс позволяет столице сохранять статус крупнейшего научного центра Российской Федерации. По данным "Центра исследований и статистики науки" (далее - ЦИСН):
- в городе Москве сосредоточено более 20% организаций Российской Федерации, для которых основным видом деятельности является выполнение исследований и разработок;
- численность персонала, занятого исследованиями и разработками составляет более 30% от общего числа занятых по данному профилю в Российской Федерации.
Финансовые ресурсы, сосредоточенные в городе Москве, позволяют вкладывать значительные средства в развитие инновационной экосистемы города Москвы. По данным ЦИСН, внутренние затраты организаций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) в последние годы неуклонно растут: 2005 год - 85,2 млрд. рублей, 2011 год - 219,28 млрд. рублей.
По данным ЦИСН, доля города Москвы в общих затратах Российской Федерации на НИОКР составляет около 36%.
Кроме того, город Москва стимулирует спрос на инновационную продукцию за счет государственного заказа города Москвы, объем которого в 2011 году составил порядка 600 млрд. рублей.
На территории города Москвы действуют государственные и частные бизнес-инкубаторы, технопарки и технико-внедренческие зоны (в том числе технопарк "Слава", технопарк "Строгино", бизнес-инкубатор Высшей школы экономики, бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства, Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Зеленоград"). По данным на 2011 год в городе Москве расположено:
- 128 объектов инновационной инфраструктуры (в том числе технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры прототипирования, центры коллективного пользования);
- 72 венчурных фонда;
- 10 институтов развития (ОАО "Роснано", ОАО "Российская венчурная компания", Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, инновационный центр "Сколково" и другие).
Несмотря на вышеописанные возможности города Москвы, российская столица уступает в своем развитии крупнейшим мировым инновационным центрам. Согласно рейтингу Cities of Opportunity 2011, подготовленному агентством PriceWaterhouseCoopers, по интеллектуальному капиталу и инновациям город Москва занял лишь 17-е место из 26.
К основным причинам, объясняющим отставание города Москвы от ведущих инновационных городов мира, можно отнести следующие:
- низкий уровень информированности субъектов инновационной деятельности о существующей инновационной инфраструктуре;
- недостаточное количество объектов инновационной инфраструктуры;
- не развита система поддержки инновационных проектов на ранней стадии;
- отсутствие эффективного взаимодействия организаций, осуществляющих инновационную деятельность, между собой, а также с образовательными учреждениями, организациями, занимающимися научными разработками, производственными предприятиями;
- низкий уровень подготовки кадров для ведения инновационной деятельности;
- нехватка современного научного и метрологического оборудования.

1.6. Развитие города Москвы как международного финансового центра

На сегодняшний день город Москва является крупнейшим центром концентрации капитала в Российской Федерации. На город Москву приходится свыше 80% финансовых потоков Российской Федерации и более половины российского банковского капитала. В городе Москве расположено почти 90% штаб-квартир работающих в Российской Федерации зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. В городе Москве функционирует почти треть всех страховых организаций, а суммы страховых премий и страховых выплат составляют около 2/3 от общероссийских. Вместе с тем в рейтинге консалтинговой компании Z/YenGroup, рассчитывающей индекс мировых финансовых центров (GFCI), в 2012 году город Москва занял 64-е место среди 77 городов - международных финансовых центров.
Сегодня развитие города Москвы как глобального международного центра относится к числу стратегических задач Правительства Российской Федерации и важнейших направлений деятельности Правительства Москвы.
Предпосылки для формирования международного финансового центра (далее - МФЦ) в городе Москве обусловлены следующими обстоятельствами. Национальная экономика создает растущий спрос на финансовые услуги, значительная часть которого удовлетворялась за пределами территории Российской Федерации. Город Москва занимает лидирующие позиции среди российских регионов по уровню развития телекоммуникаций и информационных технологий, а также уровню трудовых ресурсов - город Москва характеризуется наибольшим объемом рынка квалифицированной рабочей силы. Вместе с тем в городе Москве доля специалистов, занятых в сфере финансовой деятельности, составляет около 5%, что значительно меньше, чем в Лондоне и в Нью-Йорке.
В настоящее время фактором, сдерживающим увеличение притока иностранных инвестиций в экономику города Москвы, является искаженное восприятие иностранными инвесторами инвестиционной привлекательности города Москвы.
В этой связи важной задачей органов исполнительной власти города Москвы в рамках развития Москвы как МФЦ является формирование у международного делового сообщества реалистичного восприятия уровня рисков и возможностей, связанных с инвестированием в экономику города Москвы. Необходимо разработать и реализовать комплексную стратегию позиционирования города Москвы как развивающегося МФЦ.
Финансовая грамотность жителей города Москвы находится на низком уровне. Большинство граждан не разбирается в финансовых инструментах и связанных с ними рисках, не доверяют финансовой системе после многочисленных случаев потерь (замораживание счетов в Сбербанке, дефолт 17 августа 1998 г., крах финансовых пирамид). Тем не менее, в городе Москве имеется хорошая база для успешного внедрения программ повышения финансовой грамотности - высокий уровень развития человеческого капитала (55-е место из 186 стран согласно рейтингу человеческого развития HDI).
В городе Москве активно развивается преподавание экономики в образовательных учреждениях. В рамках председательства Российской Федерации в "Группе восьми" была разработана пятилетняя программа (до 2012 года) "Планируй свое будущее", направленная на повышение уровня финансового образования населения с низкими доходами.
Реализация мероприятий по повышению финансовой грамотности учащихся и студентов, а также финансовых компетенций учителей, методистов и директоров образовательных учреждений города Москвы будет способствовать организации учебного процесса с учетом задач построения МФЦ, эффективному освоению учащимися и студентами основ потребительских знаний в финансовой сфере, что, в свою очередь, приведет к укреплению личной финансовой безопасности потребителей финансовых услуг и снижению их рисков в процессе использования финансовых и инвестиционных продуктов.
Для развития города Москвы как МФЦ серьезной проблемой является адаптация иностранных граждан в городе Москве и преодоление языкового барьера. Уровень использования английского языка в городе Москве находится на низком уровне. В городе Москве отсутствуют домовые и дорожные указатели, информационные стенды в метро на английском языке. Среди представителей служб правопорядка, органов исполнительной власти города Москвы, аварийных диспетчерских служб, организаций здравоохранения, образования, культуры, службы быта очень немногие обладают достаточным уровнем знания иностранного языка, который должен соответствовать уровню "умею объясняться". В итоге английский язык распространен только в бизнес-сообществе, среди молодежи и работников элитных гостиниц, ресторанов. Из-за этого жизнь в городе Москве для среднего иностранца, не знающего русского языка или хотя бы алфавита, не комфортна.
Помимо изложенного, для развития МФЦ в городе Москве необходимо дальнейшее совершенствование социальной и инженерной инфраструктуры города: транспорт, надежность энергообеспечения, тепло- и водоснабжения, водоотведения, экология, качество и безопасность жизни.

2. Прогноз социально-экономического развития города Москвы, планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Государственной программы

В качестве основного показателя Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг." (далее - Государственная программа) используется ВРП, который характеризует общий уровень экономического развития региона.
В целях оценки общей динамики развития основных секторов экономики города Москвы в состав Государственной программы включены следующие показатели: индекс промышленного производства, темп роста розничного товарооборота, доля организованного рынка в объеме оборота розничной торговли.
Также показателями, характеризующими достижение поставленных целей, являются объем и темп роста инвестиций, темп роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения, коэффициент дифференциации доходов.