Распоряжение от 28.03.2005 N 428р "Об утверждении Правил по охране труда при технической эксплуатации волоконно-оптических линий передачи в ОАО "РЖД" стр. 12

4.18. При производстве работ со снятием напряжения оно должно быть снято на весь период производства работ в данный рабочий день. Запрещается выполнять работы с периодическим снятием напряжения.
4.19. Работники могут приступать к работе только после ежедневной (перед началом работ) и после каждого перерыва проверки наличия заземлений, установленных на провода, с которых снято напряжение. Такая проверка выполняется производителем работ от дистанции совместно с ответственным руководителем работ от подразделения ОАО "РЖД".
4.20. При выполнении работ со снятием напряжения ответственный руководитель работ должен инструктировать работников о том, что отключенные линии контактной сети и ВЛ автоблокировки могут находиться под наведенным напряжением вследствие электромагнитного влияния других линий (в том числе от контактной сети соседних путей на участках с электротягой переменного тока).
Наведенное напряжение следует снимать наложением заземляющих штанг.
4.21. После окончания работ до подачи напряжения работники должны спуститься с опор, убрать приставные лестницы, инструмент и приспособления, привести в транспортное положение машины и механизмы.
Лестницы, инструменты, приспособления, материалы, изделия, машины и механизмы следует располагать с соблюдением габарита приближения строений.
4.22. Работы, выполняемые при подвеске ВОК, так же как установка кронштейнов, анкерных конструкций, рам для закрепления муфт и запасов кабелей, подвеска раскаточных роликов, протяжка трос-лидера и ВОК, подъем муфт на опоры и формирование запасов кабеля должны производиться работниками в защитных касках. В защитных касках должны быть также работники, находящиеся на земле и наблюдающие за выполнением работ на высоте и верхолазными работами. Каска должна быть застегнута на ремешок.
4.23. При выполнении работ по категориям со снятием напряжения и заземлением, вдали от частей, находящихся под напряжением, а также без снятия напряжения с действующей контактной сети и проводов ВЛ смежного пути должны применяться полиспасты, заряженные пеньковыми или капроновыми канатами, предохранительные пояса с капроновыми стропами (фалами), деревянные или стеклопластиковые лестницы установленных образцов. Пользоваться металлическими лестницами (в том числе и с изолирующими вставками) запрещается.
4.24. При выполнении работ на высоте или верхолазных работ работник должен закрепляться стропами (фалами) предохранительного пояса за опору или за другие надежно закрепленные конструкции. Места закрепления стропа (фала) предохранительного пояса должны быть заранее указаны работнику ответственным руководителем работ. Закрепление должно производиться так, чтобы исключалась возможность приближения (даже при падении) к опасным элементам на расстояние менее установленного категорией работы. При закреплении на полную длину стропа (фала) место закрепления должно находиться не ниже уровня груди работника.
4.25. При производстве работ на высоте или верхолазных работ ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы один работник подразделения находился на земле для наблюдения за другим работником, выполняющим работы на опоре, и предупреждения его о приближении подвижного состава.
Ответственный руководитель работ до подхода подвижного состава должен принять меры к тому, чтобы находящиеся на опорах работники ввели в габарит приближения строений монтируемые конструкции, трос-лидер, кабель, инструменты и приспособления и переместились в безопасную зону.
4.27. Расстегивать карабин для закрепления стропа (фала) на новом месте можно только тогда, когда есть надежная опора для двух ног и руки. Предохранительный пояс можно снимать только после полного спуска на землю.
4.28. Запрещается работать двум и более работникам на одной опоре в разных уровнях на одной вертикали; находиться на земле под работающими наверху, а также под поднимаемыми веревкой, канатом, шнуром или полиспастом конструкциями, деталями, кабелем, инструментами и приспособлениями.
4.29. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы детали и инструменты подавались работнику, находящемуся на опоре, с помощью каната (веревки или шнура) или другим работником, поднимающимся по лестнице. При этом находящийся внизу работник должен удерживать канат (веревку или шнур) для предотвращения его раскачивания и приближения к токоведущим частям.
4.30. Работник, поднимающийся на опору с веревкой (канатом или шнуром), должен держать ее в собранном состоянии. Веревку (канат или шнур) можно опускать вниз только после закрепления ее конца на опоре или конструкции. Если веревка (канат или шнур) работающему наверху временно не нужна, ее следует собрать и закрепить на опоре или конструкции. Запрещается привязывать веревку (канат или шнур) к предохранительному поясу или обвязывать вокруг туловища.
4.31. Перед подъемом кабеля, конструкций, деталей, инструментов и других грузов канатом веревкой, шнуром или полиспастом следует убедиться в отсутствии приближающегося подвижного состава. Если кабель, конструкции, детали или инструменты поднимаются веревкой через ролик, работник для пропуска подвижного состава должен отвести канат (веревку или шнур) в габарит приближения строений и отойти на безопасное расстояние.
Перед спуском деталей, инструмента и другого груза находящийся на опоре работник должен предупреждать об этом работника, находящегося внизу.
4.32. При производстве работ следует пользоваться лестницами установленного образца с прикрепленными к ним плакатами, предупреждающими об опасности работы вблизи линий, находящихся под напряжением.
4.33. Длина лестницы должна быть достаточной для того, чтобы работник выполнял работу стоя на ступени, находящейся на расстоянии не менее 1 м от конца лестницы. В противном случае следует пользоваться при выполнении работ соответствующими машинами или механизмами.
4.34. Лестницы, как правило, должны устанавливаться с полевой по отношению к пути стороны опоры. При невозможности установки лестницы с полевой стороны опоры она устанавливается с соблюдением габарита приближения строений со стороны опоры, расположенной в плоскости, перпендикулярной пути.
4.35. По лестнице разрешается подниматься, если она закреплена на опоре с помощью инвентарных тросиков, обе тетивы надежно опираются на землю, а упоры плотно прилегают к поверхности опоры.
При соблюдении этих условий допускается при необходимости прикрепляться к лестнице предохранительным поясом.
4.36. Нахождение работников на упорах лестницы запрещается.
4.37. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы при подъеме грузов веревкой, шнуром или канатом через монтажный ролик, лебедками или полиспастами работник, находящийся наверху, располагался выше поднимаемого груза, закрепившись за опору предохранительным поясом.
4.38. При работе с применением машин с шарнирными стрелами или телескопическими вышками ответственный руководитель работ должен следить за соблюдением следующих требований:
общая вертикальная нагрузка корзин вместе с работниками, инструментами и материалами не должна превышать значений, указанных в паспорте машины;
машины на железнодорожном ходу могут использоваться для производства работ только при наличии исправных и отрегулированных ограничителей зоны работы стрелы;
стрелу не допускается поднимать, если машина на автоходу не установлена на выносные опоры, а у машин на железнодорожном ходу не заблокированы рессоры;
машинисту или оператору запрещается отлучаться с рабочего места при нахождении в корзинах работников;
машинист или оператор постоянно должен следить за работниками и за состоянием стрелы;
операции по подъему, остановке, опусканию и повороту стрелы машинист или оператор должен производить только по команде работника, находящегося в корзине;
посторонние люди не должны находится в зоне действия работающей машины с шарнирной стрелой или с телескопической вышкой.
4.39. Работы по технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ с использованием машины с шарнирной стрелой (с одной или двумя корзинами) на автомобильном или железнодорожном ходу или машины с телескопической вышкой должны производить не менее чем двое работников (не считая машиниста или оператора), один из которых должен иметь квалификацию электромонтера-линейщика не ниже 3-го тарифного разряда.
При этом в каждой корзине может находиться только один человек.
Работники должны соблюдать следующие требования:
выполнять работы, стоя на дне корзины, закрепившись стропом (фалом) предохранительного пояса;
переходить из корзин на опоры, конструкции и обратно только с разрешения ответственного руководителя работ. При этом работник должен быть непрерывно закреплен предохранительным поясом;
при подтягивании кабеля не прикреплять к стреле и корзинам лебедки или полиспасты;
следить за тем, чтобы корзины не касались опоры или конструкций, а также не располагались внутри углов, образуемых проложенным или протягиваемым кабелем;
производить работы при условии хорошей видимости машинистом или оператором находящихся в корзинах работников и наличии между ними устойчивой акустической связи; при невозможности обеспечения хорошей видимости рядом с машиной с шарнирной стрелой или телескопической вышкой должен находиться работник, передающий машинисту или оператору команды на перемещение корзины (корзин);
только находящийся в корзине работник может отдавать команды машинисту или оператору о выполнении операции по подъему, остановке, опусканию и повороту стрелы, подъему или опусканию телескопической вышки.
4.40. Машинист или оператор, выполняющий работы по технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ вблизи действующей ВЛ, должен иметь группу по электробезопасности для электротехнического персонала не ниже II. Машинист или оператор может производить работы вблизи ВЛ только при наличии наряда.
4.41. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы в случае соприкосновения корзины, стрелы машины или телескопической вышки с токоведущими частями, находящимися под напряжением, машинист или оператор принял меры к быстрейшему разрыву возникшего контакта и отвел подвижные части машины от токоведущих частей на расстояние не менее 1 м (при напряжении до 35 кВ).
Не допускается спускаться с машины на землю или подниматься на машину, а также прикасаться к ней, стоя на земле, если машина остается под напряжением или ее подвижные части не отведены от токоведущих частей на безопасное расстояние.
Ответственный руководитель работ должен инструктировать машиниста или оператора машины с шарнирной стрелой или машины с телескопической вышкой о том, что при возникновении пожара на машине или механизме, находящимся под напряжением, он должен спрыгнуть на землю, соединив ноги и не касаясь руками машины и земли, а затем удалиться от машины на расстояние не менее 8 м, не отрывая одну ступню от другой.
4.42. Не допускается приближаться к оборвавшемуся на действующей линии и лежащему на земле проводу на расстояние менее 8 м - для линий напряжением до 220 кВ и менее 15 м - для линий напряжением выше 220 кВ.
4.43. Работы по сборке кронштейнов и анкерных устройств следует выполнять на обочине железнодорожного пути с соблюдением габаритов приближения строений (для участков со скоростным движением поездов - не ближе 5 м от ближнего рельса). Запрещается производство работ по сборке кронштейнов и анкерных устройств на железнодорожных путях и в междупутье.
4.44. Выполнение работ по установке кронштейнов и анкерных устройств, подвеске раскаточных роликов, протяжке трос-лидера с изолированных или заземленных рабочих площадок автомотрис (дрезин) на перегонах и станциях, а также в тоннелях и на мостах с ездой понизу следует производить по наряду со снятием напряжения с контактной сети и со всех проводов на месте производства работ и их заземлением в установленном порядке с одновременным закрытием железнодорожного пути для движения подвижного состава.
4.45. Применяемый для протяжки кабеля трос-лидер должен быть изготовлен из неэлектропроводного материала.
4.46. При выполнении работ по технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ в местах, где контактная сеть находится под напряжением, запрещается поднимать вышки дрезины или автомотрисы, шарнирную стрелу машины, а также находиться на монтажной площадке дрезины или автомотрисы.