4.81. Работы по установке кронштейнов, анкерных устройств, подъему и закреплению кабельных муфт, формированию и закреплению запасов кабеля на расстоянии менее 2 м от контактной сети и проводов линий автоблокировки, находящихся под напряжением, может выполнять только персонал ЭЧ по категории "вблизи частей, находящихся под напряжением". Приближение к опасным элементам на расстояние менее 0,8 м запрещено. Установку конструкций, прокладку и закрепление кабеля в зажимах необходимо выполнять в этом случае со снятием напряжения.
4.82. Перерезание ВОК, измерение стрелы провеса, измерение габаритов подвески ВОК и снятие посторонних предметов с ВОК производится, как правило, без выключения напряжения в контактной сети и проводах, подвешенных на опорах контактной сети и высоковольтных линий автоблокировки, с применением специальных устройств с электроизолирующими штангами и натяжными шнурами, выдержавшими механические и электрические испытания, с непросроченной датой очередного испытания.
Звенья электроизолирующей штанги должны иметь ограничительные кольца из изоляционного материала у границы с рукояткой изолирующей части звена. Наружный диаметр ограничительного кольца должен превышать диаметр рукоятки не менее чем на 10 мм.
4.83. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы при перерезании ВОК, измерении стрелы провеса, измерении габаритов подвески ВОК и снятии с ВОК посторонних предметов с использованием специальных устройств с электроизолирующими штангами соблюдались следующие требования:
работники не должны браться за штангу выше ограничительных колец;
работники не должны касаться резаком или штангой консолей, проводов контактной сети или других проводов, подвешенных на опорах контактной сети или линии автоблокировки;
работники, не принимающие участия в разрезании кабеля, не должны находиться в пролете с перерезаемым кабелем;
в месте проведения работ не должны находиться посторонние лица;
работы с устройством должны выполняться при нормальных климатических условиях, при скорости ветра не более 10 м/с;
работы с устройством не должны производиться в среде, содержащей токопроводящую пыль и агрессивные газы повышенной концентрации, а также при дожде, тумане, снегопаде;
при приближении подвижного состава устройство для перерезания ВОК или измерения стрелы провеса и высоты подвески ВОК, горизонтальную и упорную штанги следует положить на землю с соблюдением габарита приближения строений, а работникам отойти на безопасное расстояние.
4.84. Работники, выполняющие перерезание ВОК, измерение стрелы провеса и высоты подвески ВОК, а также снятие с ВОК посторонних предметов с применением специальных устройств с электроизолирующими штангами, должны быть обеспечены СИЗ - касками, диэлектрическими перчатками, ботами, ковриками, защитными очками.
V. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ С ВОК, ПРОЛОЖЕННЫМИ НЕПОСРЕДСТВЕННО В ГРУНТЕ И В ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЯХ
5.1. Работниками, ответственными за использование машин и механизмов, производятся ежесменные технические и годовые контрольно-технические осмотры машин и механизмов, выполняются работы по их периодическому техническому обслуживанию, производятся планово-предупредительные ремонты, полные, частичные, первичные и периодические освидетельствования машин и механизмов.
5.2. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы на трубоукладчике (кабелеукладчике) для бестраншейной прокладки трубок (кабеля) во время его транспортирования к месту производства работ не находились работники и посторонние лица.
5.3. Работа трубо- или кабелеукладочного поезда должна производиться под руководством ответственного руководителя работ, отвечающего за обеспечение требований по охране труда и безопасности движения поездов.
5.4. Машинисты, водители машин по прокладке трубок (труб) или кабелей и производству земляных работ должны выполнять команды ответственного руководителя работ.
5.5. Работы по прокладке ВОК и трубок (труб), а также по разработке траншей и котлованов с применением машин на железнодорожном ходу, требующие перерыва в движении поездов, должны производиться в "окна".
В соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации должно быть оформлено предупреждение локомотивным бригадам об особых условиях следования поездов по железнодорожным путям, соседних с занимаемой машиной по прокладке трубок (труб), кабелей, разработке траншей и котлованов.
5.6. Работы по устройству открытым способом переходов под путями для прокладки труб или кабелей должны выполняться с закрытием железнодорожных путей, под которыми устраивается переход на станции, либо в "окно" на перегоне.
До начала работ ответственный руководитель работ должен получить подтверждение от дежурного по станции о закрытии железнодорожных путей на станции или закрытии перегона.
5.7. При устройстве переходов под железнодорожными путями закрытым способом (с применением горизонтального бурения или продавливания грунта) стенки котлованов для ввода и выхода рабочего органа должны быть укреплены с применением шпунтов, деревянной или металлической крепи.
Ответственный руководитель работ при приближении поезда должен обеспечить выход работников из котлована и уход их от железнодорожного пути на установленное безопасное расстояние.
5.8. Работы по устройству горизонтальных скважин должны выполняться в присутствии представителей дистанции сигнализации и связи и дистанции электроснабжения отделений железных дорог.
5.9. До начала работ по прокладке трубок (труб), кабелей, а также по разработке траншей и котлованов в междупутьях и по обочинам путей, выполняемых без занятия железнодорожных путей, с целью уменьшения скорости подвижного состава должно быть оформлено в установленном порядке предупреждение локомотивным бригадам об особых условиях следования подвижного состава.
5.10. Перед отправлением трубо- или кабелеукладочного поезда или траншеекопателя к месту работ ответственный руководитель работ должен убедиться, что рабочие органы машины находятся в транспортном положении.
5.11. При движении кабеле- или трубоукладочного поезда ответственный руководитель работ должен находиться в голове поезда.
5.12. Производство работ по бестраншейной прокладке трубок (труб) и ВОК, разработке траншей и котлованов в земляном полотне и в полосе отвода железной дороги следует начинать только после уточнения трасс прокладки действующих кабелей устройств связи и СЦБ, согласования производства работ дистанцией пути и дистанции отделения железной дороги.
5.13. Расположение подземных коммуникаций должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями как на плане (схеме), так и непосредственно на месте выполнения работ.
5.14. О времени и месте выполнения работ по бестраншейной прокладке трубок (труб) и кабелей, разработке траншей и котлованов ответственный руководитель работ обязан не менее чем за пять суток до начала работ уведомить телеграммой или телефонограммой руководство подразделений ОАО "РЖД", эксплуатирующих пересекаемые трассой кабельной линии ВОЛП ЖТ подземные коммуникации, и за сутки вызвать их представителей к месту работ для уточнения местоположения принадлежащих им коммуникаций и сооружений и согласования мер, исключающих повреждение этих коммуникаций и сооружений. До прибытия вызванных представителей начинать земляные работы и работы по бестраншейной прокладке кабелей и трубопроводов запрещается.
При производстве земляных работ вблизи существующих подземных коммуникаций и сооружений предварительное устройство шурфов с целью их обнаружения является обязательным. Устройство шурфов должно производиться в присутствии представителей подразделений - владельцев подземных коммуникаций и сооружений.
5.15. Работы в охранной зоне действующих кабелей устройств СЦБ и связи или силовых кабелей устройств электроснабжения железнодорожных потребителей должны производиться в присутствии соответственно представителя дистанции сигнализации и связи или дистанции электроснабжения отделения железной дороги.
Работы по бестраншейной прокладке кабелей и трубопроводов и земляные работы в непосредственной близости от подземных коммуникаций и сооружений должны выполняться под наблюдением ответственного руководителя работы, а в охранной зоне действующих газопроводов, нефтепроводов, силовых кабелей, находящихся под напряжением, кроме того, под наблюдением представителей подразделений, эксплуатирующих эти подземные коммуникации.
5.16. При обнаружении не отмеченных на планах (схемах) кабелей, трубопроводов, подземных сооружений ответственный руководитель работ должен прекратить земляные работы до выяснения принадлежности обнаруженных коммуникаций и сооружений и получения разрешения от владельцев коммуникаций на продолжение работ.
5.17. Машинисты траншеекопателей и трубо- или кабелеукладчиков на железнодорожном ходу, экскаваторщики, трактористы и бульдозеристы, выполняющие работы по рытью траншей, а также другие непосредственные исполнители работ должны быть ознакомлены ответственным руководителем работ с особенностями трассы кабельной линии.
Перед началом работ на участках сближения и пересечения с действующими подземными коммуникациями и сооружениями ответственный руководитель работ должен провести под расписку инструктаж работников и водителей (операторов или машинистов) машин и механизмов, участвующих в производстве работ по бестраншейной прокладке кабелей и трубопроводов и разработке траншей и котлованов, об условиях производства работ, указать на чертежах и непосредственно на трассе кабельной линии ВОЛП ЖТ места сближения и пересечения, обозначив границы выполнения работ без применения ударных инструментов.
5.18. При разработке траншей для прокладки трубопроводов или ВОК под железнодорожными путями стенки траншей следует укреплять горизонтально расположенными досками с вертикальными стойками и поперечными распорками, закрепленными на стояках сверху и снизу деревянными клиньями. Стенки траншей могут также укрепляться с применением инвентарной деревянной или металлической крепи.
В грунтах нормальной влажности для крепления следует применять доски толщиной не менее 40 мм, а в грунтах повышенной влажности - не менее 50 мм.
5.19. При рытье траншей и котлованов в слабом или влажном грунте, в случае угрозы обвала их стенки должны быть надежно укреплены.
Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки выемки.
В грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод и отсутствии расположенных поблизости подземных сооружений рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без крепления разрешается на глубину не более 1 м - в насыпных, песчаных и крупнообломочных грунтах; 1,25 м - в супесях; 1,5 м - в суглинках и глинах.
В плотных связанных грунтах траншеи с вертикальными стенками рыть роторными и траншейными экскаваторами без установки креплений допускается на глубину не более 3 м. В этих случаях спуск работников в траншеи не допускается. В местах траншеи, где необходимо пребывание работников, должны быть установлены крепления или выполнены откосы.
Разработка мерзлого грунта (кроме сыпучего) допускается без креплений на глубину промерзания.
При разработке траншей и котлованов в условиях, отличающихся от указанных в настоящем пункте, траншеи и котлованы следует разрабатывать с откосами без креплений либо с вертикальными стенками, закрепленными на всю высоту.
5.20. Дощатые крепления котлованов и траншей следует удалять снизу вверх по мере засыпки грунта. При этом распорки переставляются таким образом, чтобы предшествующая распорка удалялась только после установки новой распорки.
Во избежание обвалов не следует расширять траншею за счет подкопов.
5.21. При разработке котлованов для камер в обочине земляного полотна железнодорожного пути следует обеспечить устойчивость железнодорожного пути креплением стенок котлована досками, щитами, шпунтами.
5.22. Разработку траншей землеройными машинами и механизмами следует производить не ближе 1 м от действующих кабелей и подземных сооружений. Применение клин-молота и других аналогичных ударных механизмов разрешается на расстоянии не ближе 5 м от трассы действующих кабелей, если эти работы не связаны с откопкой кабеля.
5.23. Применение землеройных машин, отбойных молотков, ломов и кирок для рыхления грунта над кабелем допускается производить на глубину, при которой до кабеля остается слой грунта не менее 30 см. Остальной слой грунта должен удаляться вручную лопатами.
Перед началом раскопок кабелей должна быть произведена их контрольная откопка под надзором работника, осуществляющего техническую эксплуатацию кабельной линии.