В тех случаях, когда по условиям видимости ставить сигналистов не требуется, фронт работ не должен превышать 200 м.
Работникам разрешается возвращаться на железнодорожный путь после прохода подвижного состава только после того, как ответственный руководитель работ убедится, что вслед за подвижным составам нет подталкивающего локомотива и что по железнодорожному пути, на котором будут находиться работники, не идет подвижной состав.
2.2.19. На железнодорожных путях со скоростным движением поездов (141 - 200 км/ч) не менее чем за 10 минут до прохода скоростного поезда по команде ответственного руководителя работ, действующего в соответствии с расписанием движения поездов, все работы на железнодорожном пути, сооружениях и устройствах, находящихся рядом с железнодорожным путем следования скоростного поезда, должны быть прекращены. Железнодорожный путь, сооружения и устройства следует привести в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск скоростного поезда. Материалы, инструменты, механизмы и приспособления должны быть убраны на обочину с обеспечением габарита приближения строений. Не позднее чем за 5 минут до прохода скоростного поезда все работники должны уйти на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса при пропуске скоростного поезда со скоростью 141 - 160 км/ч и не менее 5 м при скорости 161 - 200 км/ч.
Запрещается начинать работы, требующие ограждения сигналами остановки, если до подхода скоростного поезда остается менее 1 ч.
Если скоростной поезд не прошел по расписанию, необходимо уточнить время его проследования. Запрещается возобновлять работы до уточнения времени проследования скоростного поезда. Ответственный руководитель работ должен иметь при себе расписание следования скоростных поездов.
2.2.20. Если работы проводятся на железнодорожном пути, соседнем с тем, по которому должен проследовать скоростной поезд, то они также должны быть прекращены заблаговременно с таким расчетом, чтобы за 5 мин. до прохода скоростного поезда на этом пути не находились работники, изделия, материалы, инструменты и приспособления.
2.2.21. За 10 минут до прохода скоростного поезда по соседнему пути ответственный руководитель работ должен остановить работы по установке кронштейнов, протяжке трос-лидера, установке зажимов, протяжке или восстановлению ВОК, прокладке трубок, производимых с использованием машины на железнодорожном ходу (трубоукладчика, раскаточной платформы, автомотрисы, дрезины, мотовоза).
За 5 минут до прохода скоростного поезда ответственный руководитель работ должен обеспечить уход работников с открытого подвижного состава в сторону от пути на безопасное расстояние.
2.2.22. За 10 минут до прохода скоростного поезда машинисты и операторы машин по разработке траншей, прокладке трубопроводов и кабелей, установке кронштейнов должны привести рабочие органы машин и площадки дрезин со стороны железнодорожного пути, по которому проследует скоростной поезд, в габаритное положение и во время прохода скоростного поезда оставаться в кабинах управления.
2.2.23. При производстве работ на станционных железнодорожных путях ответственный руководитель работ должен следить за извещениями дежурного по станции (парку) о соединении частей подвижного состава, о пропуске подвижного состава и маневровых передвижениях по железнодорожному пути, рядом с которым или на котором производятся работы.
2.2.24. При производстве работ на перегонах ответственный руководитель работ должен иметь ключи от телефонов перегонной связи и телефонную трубку для пользования этой связью.
2.2.25. При производстве работ на железнодорожных путях станции перегонов развернутым фронтом, а также в кривых малого радиуса, в выемках и других местах с плохой видимостью сигналов ответственному руководителю работ следует установить связь (телефонную или радио-) с работниками, находящимися у сигналов, ограждающих место работ.
Сигналисты и ответственные руководители работ должны иметь носимые радиостанции при осуществлении работ по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ.
2.2.26. Приступать к работам в тоннеле можно только после того, как ответственный руководитель работ убедится по телефонной или радиосвязи у поездного диспетчера или дежурного одной из станций, ограничивающих перегон, что машинистам подвижных составов выдались предупреждения об особой бдительности при приближении к тоннелям и следовании внутри тоннелей, о более частой подаче оповестительных сигналов.
Приступать к работе по технической эксплуатации ЛКС ВОЛП ЖТ в тоннелях допускается только при исправности освещения и устройств автоматической световой и звуковой сигнализации.
Независимо от наличия постоянного электроосвещения работники должны иметь переносные индивидуальные фонари при осуществлении работ по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ.
2.2.27. При неисправности в тоннелях устройств световой и звуковой сигнализации или ее отсутствии ответственному руководителю работ следует выставить необходимое число сигналистов как в тоннеле, так и на расстоянии не менее 1 км от его порталов для наблюдения за подходящим подвижным составом и своевременного оповещения работников о приближении подвижного состава.
Между ответственным руководителем работ и сигналистами должна быть установлена радио- или телефонная связь, которая может быть заменена необходимым числом дополнительных сигналистов с сигнальными духовыми рожками, надежно обеспечивающими оповещение о приближении подвижного состава.
2.2.28. При выполнении работ в тоннелях длиной более 100 м для получения информации о движении поездов ответственный руководитель работ должен иметь телефонную или радиосвязь с дежурными по соседним с тоннелем станциям или с поездным диспетчером.
2.2.29. В случае производства работ на предпортальных участках тоннелей и невозможности размещения работников на обочине из-за крутых откосов выемок, подпорных стен, прижимов место работ должно ограждаться сигналами остановки с выдачей предупреждений поездам, оформляемым и выдаваемым в соответствии с требованиями главы 12 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
2.2.30. Перед проходом подвижного состава в тоннеле на однопутном участке либо по одному из путей двухпутного участка ответственный руководитель работ должен дать сигнал о прекращении работ и подать команду об уборке материалов, приспособлений, инструмента за очертание габарита приближения строений и укрытии работников в местах, указанных ответственным руководителем работ перед началом работ.
Ниши, предназначенные для укрытия работников, и подходы к ним не должны быть заняты материалами, изделиями, инструментами и приспособлениями для производства работ по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ.
2.2.31. В случае закрытия одного из железнодорожных путей двухпутного тоннеля по распоряжению ответственного руководителя работ работники, находящиеся у действующего пути, перед проходом подвижного состава должны становиться в ряд у стены со стороны недействующего пути или укрыться в нишах.
2.2.32. Работники могут выйти из ниш в тоннеле и приступить к работе только после прохода подвижного состава и восстановления видимости в тоннеле.
При отключении вентиляции из-за неисправности ее в процессе выполнения работ по технической эксплуатации ВОЛП ЖТ, при задержке подвижного состава в тоннеле, при визуально определяемой стойкой задымленности тоннеля работники в соответствии с командой ответственного руководителя работ должны немедленно одеть противогазы, которыми работники обеспечиваются до начала работ в тоннеле. Работники должны знать правила пользования противогазами и ухода за ними.
2.2.33. Складирование материалов, инструментов и приспособлений в тоннелях допускается только в период производства работ при условии, что они размещаются с соблюдением габарита приближения строений и занимают устойчивое положение.
2.2.34. Перед началом работ на мосту ответственный руководитель работ должен указать каждому работнику места складирования материалов, инструментов, приспособлений и места укрытия работников в случае приближения и прохода подвижного состава.
В местах производства работ настилы и проходы должны быть очищены от грязи, снега, льда и в зимнее время посыпаться песком.
2.2.35. Стоять на тротуаре у перил моста вне площадки убежища во время прохода подвижного состава запрещается.
2.2.36. Для оповещения о приближении подвижного состава работников, занятых на работах в пределах моста без ограждений сигналами остановки или уменьшения скорости, должен устанавливаться сигнальный знак "С", а в необходимых случаях должны выдаваться предупреждения на подвижной состав об особой бдительности, оформляемые и выдаваемые в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими требования по оформлению и выдаче соответствующих предупреждений.
2.2.37. По протяженным мостам и тоннелям следует проходить только при наличии мест укрытия.
2.2.38. При выходе на железнодорожные пути из палаток, автомобилей или модулей для измерения, ремонта и восстановления ВОК, подвижного состава и служебных, технических, производственных и жилых зданий следует соблюдать осторожность и убедиться в отсутствии на этом пути движущегося подвижного состава.
В случае, если служебно-техническое здание, в котором находится монтируемая или обслуживаемая аппаратура связи, находится вблизи железнодорожных путей у выходной двери внутри помещения должен быть укреплен предупреждающий об опасности плакат.
2.2.39. При производстве работ по разработке траншей и котлованов и прокладке трубопроводов или кабелей в траншеи в междупутье или на обочине железнодорожного пути и получении сигнала о подходе подвижного состава ответственный руководитель работ должен обеспечить выход всех работников из траншеи или котлована и уход их на безопасное расстояние.
2.2.40. При нахождении на железнодорожных путях ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы работники не садились на рельсы, концы шпал, балластную призму, а также на оборудование устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее - СЦБ) (путевые ящики, путевые дроссель-трансформаторы и другие напольные устройства).
III. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ, ТРАНСПОРТИРОВАНИИ И ХРАНЕНИИ ИЗДЕЛИЙ, МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
3.1. Требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
3.1.1. Погрузочно-разгрузочные работы производятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других нормативных правовых актов, содержащих требования по выполнению погрузочно-разгрузочных работ, а также в соответствии с проектами производства работ, технологическими картами и инструкциями, разработанными с учетом особенностей местных условий.
3.1.2. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться механизированным способом с применением грузоподъемных машин (кранов, погрузчиков), механизмов и устройств. Механизированный способ является обязательным для грузов массой более 50 кг, для подъема грузов на высоту более 3 м, для перемещения грузов массой более 20 кг, а также для перемещения грузов на расстояние более 25 м.
3.1.3. Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные машины должны иметь таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования (частичного или полного).
3.1.4. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ работники должны пользоваться съемными грузозахватными приспособлениями (стропами, грузоподъемными ремнями, полотнами и траверсами), осмотренными и испытанными в соответствии с действующими нормами.
Съемные грузозахватные приспособления должны иметь клейма или металлические бирки с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания.
С целью обеспечения содержания в исправном состоянии грузоподъемных машин, механизмов и устройств, а также съемных грузозахватных приспособлений руководитель подразделения ОАО "РЖД" должен организовать их своевременные осмотры, ремонт, обслуживание и надзор. Для этого он приказом назначает из числа административно-технических работников ответственных:
за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин, механизмов и устройств, съемных грузозахватных приспособлений;
за содержание грузоподъемных машин, механизмов и устройств в исправном состоянии;
за безопасное производство работ кранами.
На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом руководителя подразделения ОАО "РЖД" на работника, замещающего его по должности.
3.1.5. Неисправные съемные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ.
3.1.6. Грузоподъемные машины, механизмы и устройства должны оборудоваться предохранительными узлами, препятствующими подъему груза массой, большей установленной грузоподъемности, а также удерживающими груз от падения при аварийном отключении питания.
3.1.7. При изменяемом радиусе действия грузоподъемные машины, механизмы и устройства, в том числе стрелы дрезин, мотовозов или автомотрис должны быть оборудованы индикаторами или другими средствами указания максимальной безопасной рабочей нагрузки для каждого режима работы.