3.1.8. Работник, руководящий производством погрузочно-разгрузочных работ, обязан:
пред началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных машин, механизмов или устройств, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря;
проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;
следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ.
Работа на неисправных грузоподъемных машинах, механизмах и устройствах с неисправным инвентарем запрещается.
3.1.9. Места погрузочно-разгрузочных работ должны быть оборудованы знаками безопасности.
3.1.10. При погрузке и разгрузке грузов вручную количество работников должно быть таким, чтобы масса груза, приходящегося на одного человека, не превышала предельной допустимой нормы.
3.1.11. Погрузочно-разгрузочные работы нельзя производить в условиях, снижающих видимость в пределах рабочей зоны (при снегопаде, тумане, дожде), а также при скорости ветра, превышающей значение, указанное в паспорте грузоподъемной машины, механизма или устройства, и при температуре окружающего воздуха ниже указанной в этом паспорте.
3.1.12. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк.
3.1.13. Вращающиеся части грузоподъемных машин, механизмов и устройств должны быть ограждены.
3.1.14. В процессе эксплуатации скобы, кольца и подобные им приспособления должны подвергаться периодическим испытаниям 1 раз в 6 месяцев.
После изготовления и ремонта стропы должны быть испытаны нагрузкой в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.
Осмотр траверс, клещевидных и других захватов следует производить каждый месяц.
3.1.15. Стропы должны подвергаться периодическому осмотру в установленные руководителем подразделения ОАО "РЖД" сроки, не реже чем через 5 дней - при интенсивном использовании, не реже чем через 10 дней - при регулярном использовании и перед выдачей в работу - при редком использовании.
Концы полотен для перемещения бухт трубок должны быть закреплены в устройствах для строповки (стальные петли, планки).
Браковку стропов производят согласно нормам, установленным в соответствующих межотраслевых и отраслевых правилах.
3.1.16. Погрузка оборудования, материалов и изделий на подвижной состав должна производиться с соблюдением установленных габаритов погрузки.
3.1.17. Работы по размещению грузов на транспортных средствах на авто- или гусеничном ходу должны производиться с учетом требований нормативных правовых актов, устанавливающих требования по размещению грузов на транспортных средствах.
С целью исключения самопроизвольного смещения груза во время транспортирования он должен быть надежно закреплен.
3.1.18. Не допускается передвигать подвижной состав вдоль фронта разгрузки (погрузки) вручную или с помощью машин нерельсового транспорта (автомобилей, тракторов).
3.1.19. Приступать к работе с краном дрезины разрешается только после постановки дрезины на тормоза и получения от машиниста дрезины звукового сигнала о начале работ.
3.1.20. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на станциях или перегонах кранами на железнодорожном ходу или кранами дрезин, автомотрис, мотовозов запрещается выход стрелы крана за пределы габарита приближения строений соседних железнодорожных путей, если движение подвижного состава по ним не закрыто.
В случае приближения подвижного состава по соседнему железнодорожному пути груз должен быть опущен, а стрела крана закреплена с обеспечением габарита приближения строений.
3.1.21. Грузы разрешается брать только с верха штабеля. При этом необходимо убедиться в том, что лежащий груз занимает устойчивое положение и не может обрушиться.
3.1.22. При перемещении грузов, упакованных в ящики, во избежание ранения рук каждый ящик должен предварительно осматриваться.
Выступающие из металлической обвязки гвозди должны быть забиты.
3.1.23. Находящийся под погрузкой или разгрузкой подвижной состав следует закрепить тормозными башмаками.
3.1.24. При погрузке и разгрузке грузов вручную на подвижной состав, грузовой автомобиль с высоких платформ для прохода работников необходимо применять доски толщиной не менее 50 мм. Во избежание прогиба досок под них следует установить прочные подпорки.
3.1.25. Барабаны с трубками или кабелями, подготовленные к погрузке или разгрузке, должны иметь исправные щеки и втулки, концы кабелей или трубок закреплены, а выступающие гвозди загнуты либо удалены.
Щеки разборных инвентарных металлических барабанов должны быть надежно соединены между собой.
3.1.26. Погрузка и разгрузка барабанов с кабелями или трубками должна производиться, как правило, механизированным способом с применением двухветвевых стропов и стальной оси, вставляемой в осевые отверстия щек барабана, двухветвевых стропов со штыревыми захватами без применения стальной оси, двухветвевых стропов с траверсой и стальной осью, двухветвевых стропов с траверсой с двумя стропами, оснащенными захватами с цапфами.
Диаметры и длины стальных осей должны соответствовать массам и размерам (номерам) барабанов с кабелями или трубками.
3.1.27. При перемещении барабанов с кабелями или трубками автопогрузчиками вилочный захват автопогрузчика должен находиться под обеими щеками барабана.
Запрещается скатывать барабан с вил автопогрузчика до его полной остановки.
3.1.28. Разгрузка барабанов с трубками или кабелем, или бухт трубок свободным скатыванием или сбрасыванием с любых транспортных средств запрещается.
3.1.29. Барабаны и бухты трубок должны располагаться в вертикальном положении параллельно железнодорожному пути. Если установка бухт в вертикальном положении не обеспечивает их устойчивость, они должны закрепляться упорами, устанавливаемыми с обеих сторон бухты, либо укладываться горизонтально.
3.1.30. Перекатка барабанов с кабелями и трубками или бухт трубок допускается в исключительных случаях только по ровной площадке с твердым, без острых выступов покрытием.
3.1.31. При отсутствии грузоподъемных машин и механизмов допускается в исключительных случаях применять для погрузки и разгрузки барабанов с кабелями или трубками специально сооруженные аппарели, передвижные платформы или покати.
В слабых грунтах аппарели следует укреплять стойками и распорками.
Покати на концах должны иметь стальные наконечники для упора в грунт и укладки на край пола транспортного средства. Под середину покатей необходимо подставлять поперечные козлы. Запрещается применять покати, имеющие трещины и надломы.
3.1.32. Погрузка барабанов с кабелями и трубками с применением покатей или передвижной платформы должна производиться с помощью лебедок, полиспастов или талей с обязательным присутствием ответственного руководителя работ.
Разгрузка барабанов скатыванием по покатям или передвижной платформе должна производиться с удержанием тросом лебедки, полиспастами или талями.
Разгрузка барабанов с кабелями или трубками свободным скатыванием или сбрасыванием запрещается.
Работникам запрещается находиться позади барабана, закатываемого на транспортное средство, или впереди скатываемого барабана.
3.1.33. Погрузка барабана с кабелем или трубкой на транспортер должна производиться с использованием имеющихся на нем лебедок. После подъема барабана должны быть установлены упорные штанги. Транспортирование барабанов без упорных штанг не допускается.
После погрузки барабана с кабелем или трубкой на транспортер необходимо проверить подвесные устройства для барабана; надежность закрепления барабана на опорах; прицепные соединения и запоры.
3.1.34. Погрузка и разгрузка длинномерных штучных грузов (труб, опор) должна производиться механизированным способом. Погрузка или разгрузка длинномерных штучных грузов вручную должна выполняться не менее чем двумя работниками.
3.1.35. Ответственный руководитель работ должен следить за тем, чтобы при погрузке или разгрузке железобетонных и деревянных опор применялись двухветвевые стропы, закрепляемые так, чтобы угол межу ветвями стропа не превышал 90°. Груз должен дополнительно удерживаться и направляться работником при помощи веревки или троса.
3.2. Требования охраны труда при транспортировании грузов
3.2.1. При транспортировании грузов (изделий, материалов и оборудования) для ремонта и восстановления ВОЛП ЖТ следует выполнять требования Правил дорожного движения Российской Федерации, межотраслевых, отраслевых нормативных актов по охране труда и настоящих Правил.