6. Раздел "Основания, фундаменты, опоры и подпорные стены"
В подразделе "Основания, фундаменты и опоры" на основании практики возведения и проектирования опор и фундаментов, в том числе на МКАДе, уточнены и расширены требования к инженерно-геологическим изысканиям, расчету, материалам и конструкции фундаментов и опор применительно к условиям строительства в г. Москве.
Указанные дополнения содержатся в подподразделах: основные положения - пп. 6.1-6.4, нормативные и расчетные значения характеристик грунтов - пп. 6.5-6.7; подземные и поверхностные воды - пп. 6.8-6.9; выбор оснований и типов фундаментов - пп. 6.10-6.11; расчеты несущей способности оснований и фундаментов - пп. 6.12-6.21; материалы - п. 6.22; общие указания по конструированию - пп. 6.23-6.27; конструирование фундаментов мелкого заложения и свайных фундаментов - пп. 6.28-6.36; особенности проектирования фундаментов в карстово-опасной зоне - пп. 6.37-6.41.
Требования, изложенные в подразделе "Подпорные стены" - пп. 6.42-6.65, сформулированы впервые.
7. Раздел "Транспортные и пешеходные развязки"
Раздел содержит подразделы: "Транспортные развязки" - пп. 7.1-7.8; "Пешеходные мосты" - пп. 7.9-7.16; "Пешеходные сооружения тоннельного типа" - пп. 7.17-7.37; "Транспортные сооружения тоннельного типа" - пп. 7.38-7.60.
Требования, изложенные в этих подразделах, сформулированы впервые.
8. Раздел "Вантовые мосты"
Требования этого раздела - пп. 8.1-8.9 сформулированы впервые
9. Раздел "Мостовое полотно и опорные части"
Требования, изложенные в разделе, в целом основаны на опыте проектирования и сооружения мостов при реконструкции МКАД; они дополняют и расширяют требования существующих норм по одежде ездового полотна - пп. 9.1-9.7; отводу воды и дренажу - пп. 9.8-9.12; конструкции деформационных швов - пп. 9.14-9.19; ограждающим элементам мостового полотна - пп. 9.20-9.24; опорным частям - пп. 9.25-9.30.
Здесь впервые сформулированы требования к гидроизоляции мостового полотна - п. 9.4; дренажу - пп. 9.10-9.11; установке конструкций деформационных швов - п. 9.19; типу применяемых ограждений - п. 9.20; к опорным частям, в том числе для криволинейных в плане пролетных строений - п. 9.28.
Приложение Б
(рекомендуемое)
Прогнозируемые сроки службы частей и элементов мостовых сооружений
Таблица Б.1
┌─────┬──────────────────────────────────────────────────┬──────────────┐
│ N │ Вид частей и элементов сооружений (конструкций) │ Срок службы, │
│ пп. │ │ лет │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ 1 │Фундаменты: │ │
│ │ │ │
│ │на буровых столбах диаметром 1 м и более │ 120 │
│ │ │ │
│ │на забивных железобетонных сваях │ 100 │
│ │ │ │
│ │мелкого заложения │ 90 │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ 2 │Опоры: │ │
│ │ │ │
│ │массивные из бетона естественного твердения │ 100 │
│ │ │ │
│ │массивные сборно-монолитные │ 90 │
│ │ │ │
│ │стенчатые монолитные железобетонные │ 90 │
│ │ │ │
│ │стоечные сборные │ 70 │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ 3 │Пролетные строения: │ │
│ │ │ │
│ │стальные из низколегированных сталей │ 100 │
│ │ │ │
│ │стальные из углеродистых сталей │ 80 │
│ │ │ │
│ │железобетонные монолитные │ 100 │
│ │ │ │
│ │железобетонные сборные │ 70 │
│ │ │ │
│ │железобетонные сборно-монолитные │ 80 │
│ │ │ │
│ │сталежелезобетонные с монолитной плитой │ 100 │
│ │ │ │
│ │сталежелезобетонные со сборно-монолитной плитой │ 90 │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ 4 │Опорные части: │ │
│ │ │ │
│ │стальные литые │ 100 │
│ │ │ │
│ │стальные из проката │ 80 │
│ │ │ │
│ │из полимерных материалов, в том числе│ 20 │
│ │резино-металлические │ │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ 5 │Подпорные стены: │ │
│ │ │ │
│ │массивные бетонные │ 90 │
│ │ │ │
│ │железобетонные монолитные │ 90 │
│ │ │ │
│ │сборно-монолитные │ 70 │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ 6 │Мостовое полотно в целом │ 20 │
│ │ │ │
│ │Отдельные элементы: │ │
│ │ │ │
│ │тротуары железобетонные сборно-монолитные│ 40 │
│ │перильные ограждения: │ │
│ │ │ │
│ │стальные, в т.ч. чугунные │ 40 │
│ │ │ │
│ │железобетонные │ 20 │
│ │ │ │
│ │барьерные ограждения │ 10 │
│ │ │ │
│ │деформационные швы │ 10 │
│ │ │ │
│ │асфальтобетонное покрытие │ 10 │
│ │ │ │
│ │гидроизоляция │ 20 │
│ │ │ │
│ │система водоотвода, в т.ч. дренаж │ 10 │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ 7 │Сопряжение с насыпью (в целом): │ 40 │
│ │ │ │
│ │укрепление конусов │ 30 │
│ │ │ │
│ │дренаж у устоев, подпорных стен │ 40 │
└─────┴──────────────────────────────────────────────────┴──────────────┘
┌─────┬──────────────────────────────────────────────────┬──────────────┐
Примечание.
За прогнозируемый срок службы принят период функционирования частей и элементов сооружения без ограничения по эксплуатации, при условии обеспечения нормально текущего содержания и выполнения ремонта.
Приложение В
(обязательное)
Основные виды воздействий мостов на окружающую среду
Таблица В.1
┌───────────────────────────────────────────┬───────┬───────────────────┐
│ Вид воздействий │ Строи-│ Эксплуатация │
│ │тельст-├──────────┬────────┤
│ │ во │Мост (как │Движение│
│ │ │инженерное│по мосту│
│ │ │ сооруже- │ транс- │
│ │ │ ние) │портных │
│ │ │ │ средств│
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├───────────────────────────────────────────┴───────┴──────────┴────────┤
│ На природу │
├───────────────────────────────────────────┬───────┬──────────┬────────┤
│Видоизменение ландшафта │ │ +* │ │
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│Внедрение в геоморфологическое строение│ + │ + │ │
│(оползни, осыпи и т.п.) │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│Нарушение условий поверхностного стока │ │ + │ │
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│Нарушение естественного уровня протекания│ │ + │ │
│грунтовых вод (осушение, переувлажнение│ │ │ │
│почв) │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│Нарушение гидрологического режима и сечения│ │ + │ │
│реки (изменение береговой линии,│ │ │ │
│активизация русловых процессов и т.д.) │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│Нарушение условий среды обитания растений,│ + │ + │ + │
│животных и рыб │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│Загрязнение и запыление воздушной среды и│ │ │ + │
│почвы, шумовое воздействие, вибрация от│ │ │ │
│потока транспортных средств │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│Загрязнение водных объектов поверхностным│ │ │ + │
│стоком с мостового сооружения │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│Загрязнение и запыление воздушной среды,│ + │ │ │
│почвы, поверхностных и грунтовых вод от│ │ │ │
│различных видов строительных работ, машин и│ │ │ │
│механизмов на стройплощадках │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│Загрязнение и сужение русла реки при│ + │ │ │
│строительстве опор │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────┴───────┴──────────┴────────┤
│ На объекты хозяйственной деятельности │
├───────────────────────────────────────────┬───────┬──────────┬────────┤
│Нарушение функционирования коммуникаций │ + │ + │ │
├───────────────────────────────────────────┴───────┴──────────┴────────┤
│ На социальную среду │
├───────────────────────────────────────────┬───────┬──────────┬────────┤
│Снос строений, переселение, связанное с│ + │ │ │
│отводом земель под строительство │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────┼───────┼──────────┼────────┤
│Нанесение ущерба памятникам истории,│ + │ │ │
│культуры и объектам археологии │ │ │ │
└───────────────────────────────────────────┴───────┴──────────┴────────┘
┌───────────────────────────────────────────┬───────┬───────────────────┐
* Знаком "+" отмечены виды воздействий, учитываемые при проведении экологического обоснования на стадиях строительства и эксплуатации моста.
Приложение Г
(рекомендуемое)
Состав и содержание раздела ОВОС "Оценка воздействия на окружающую среду"
В состав и содержание раздела рекомендуется включать:
1. Оценку современного состояния окружающей среды:
- оценку современного состояния природной окружающей среды (атмосфера, гидросфера, геологическая и почвенная среда, растительный и животный мир);
- оценку существующей техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды;
- оценку современной социальной обстановки.
2. Ориентировочную количественную оценку воздействия моста на окружающую среду по каждому варианту размещения:
- характеристику мостового перехода;
- оценку воздействия на компоненты окружающей природной среды, социальные условия;
- оценку возможности развития опасных техногенных процессов и аварийных ситуаций;
- оценку возможных мероприятий по предотвращению (минимизации) воздействий;
- разработку системы локального мониторинга.
3. Эколого-экономическую оценку инвестиций в строительство мостового перехода:
- оценку экологического и экономического ущерба для природной среды при различных вариантах размещения мостового перехода;
- альтернативную оценку стоимости природоохранных мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность природной среды и населения.
4. Выбор варианта размещения мостового перехода с экологической позиции.
5. Рекомендации по последующим этапам разработки экологического обоснования (ООС).
Приложение Д