10. Противопожарные требования
10.1 Для целей настоящего раздела используются следующие определения.
Сооружение подэстакадного пространства - строительная система, проектируемая и возводимая в подэстакадном пространстве мостового сооружения, выполненная на собственных несущих конструкциях, либо с использованием несущих конструкций мостового сооружения, предназначенная для размещения в них объектов и помещений производственного, складского, административно-бытового, общественного назначения, а также автостоянок.
Помещение - пространство внутри здания (сооружения), имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями.
Требования по противопожарной защите мостовых сооружений
Размещение зданий в подэстакадном пространстве
10.2 При проведении трассировочных работ следует учитывать степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, а также категории по взрывопожарной и пожарной опасности существующих зданий, попадающих в зону подэстакадного пространства (далее по тексту - существующих зданий).
Расположение существующих зданий со степенью огнестойкости ниже II и конструктивной пожарной опасностью ниже С0 по СНиП 21-01, а также зданий категорий А, Б и В с наличием помещений категории В1 по НПБ 105-95 в зоне проекции мостовых сооружений не допускается.
Расположение указанных зданий в зоне менее 20 м от вертикальной проекции мостовых сооружений допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании, учитывающем требования СНиП 2.07.01-89* и СНиП II-89-80*, и согласовании с Государственной противопожарной службой.
Конструктивные требования
10.3 На участках мостовых сооружений, предназначенных для движения автомобильного транспорта и имеющих в своих подэстакадных пространствах здания и сооружения (за исключением сооружений, предназначенных для технического обслуживания мостового сооружения), предел огнестойкости конструкций по СНиП 21-01-97* должен составлять:
- опор - не менее R 180;
- пролетных строений - не менее значений, приведенных в табл.12.
Таблица 12
┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Высота расположения конструкций │ Предел огнестойкости конструкций │
│ пролетных строений, м │ пролетных строений │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ 20 и более │ REI 45 │
│ от 15 до 20 │ REI 60 │
│ от 10 до 15 │ REI 90 │
│ менее 10 │ REI 120 │
└──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
Примечание: высота расположения конструкций пролетных строений - незастроенная высота в свету между нижним уровнем конструкций пролетных строений мостового сооружения и верхним уровнем конструкций зданий или сооружений, расположенных под мостовым сооружением. Для автостоянок за высоту следует принимать минимальное расстояние по вертикали от уровня хранения автомобилей до нижнего уровня конструкций пролетных строений.
Для получения требуемых пределов огнестойкости следует применять только конструктивные способы огнезащиты по НПБ 236-97.
Выполнение конструкций мостовых сооружений с пределами огнестойкости ниже указанных в табл. 12 допускается только при наличии соответствующего обоснования отсутствия теплового воздействия пламени на конструкции при пожаре, либо обоснования сохранения характеристик конструкций после пожара.
Проектные решения по выполнению конструкций мостового сооружения в этом случае в обязательном порядке согласовываются с Государственной противопожарной службой.
Для пешеходных мостов требования к пределам огнестойкости строительных конструкций определяют в задании на проектирование исходя из необходимости обеспечения безопасной эвакуации людей, находящихся на мосту.
Система пожаротушения
10.4 Требования настоящего подраздела (пп. 10.4-10.7) распространяются на следующие участки мостовых сооружений, предназначенных для движения автомобильного транспорта:
в подэстакадных пространствах которых проектируется возведение сооружений, не предназначенных для технического обслуживания мостового сооружения;
в подэстакадные пространства которых попадают существующие здания и сооружения.
10.5 Для нужд наружного пожаротушения следует предусматривать устройство пожарных гидрантов, размещаемых на участках кольцевого водопровода.
При этом, в радиусе 150 м от любой точки подэстакадного пространства должно размещаться не менее трех пожарных гидрантов, обеспечивающих расход не менее 100 л.с-1.
10.6 Для подачи на проезжую часть мостового сооружения раствора пенообразователя или воды с помощью пожарных автомобилей необходимо предусматривать устройство двух сухотрубов диаметром не менее 100 мм.
Для мостовых сооружений с двухсторонним движением сухотрубы следует выполнять на разделительной полосе либо попарно по правому краю проезжей части для каждого направления движения.
Для мостовых сооружений с односторонним движением сухотрубы следует выполнять со стороны наиболее высоких планировочных отметок.
Время заполнения сухотрубов водой или раствором пенообразователя не должно превышать трех минут. При этом сухотрубы должны иметь патрубки с полугайками для подключения пожарных автомобилей на мостовом сооружении и у опор мостового сооружения, а также полугайки диаметром 50 и 89 мм для подключения пожарных стволов на мостовом сооружении.
Разводку сухотрубов на мостовом сооружении следует выполнять по секциям. Максимальную допустимую длину секции сухотруба следует определять как минимальное значение из длин, определенных по критерию незамерзания головной части струи и по критерию гидравлического сопротивления.
Расчет максимальной допустимой длины секции сухотруба допускается проводить в соответствии с рекомендуемым Приложением П.
Крепление вертикальных участков сухотрубов целесообразно предусматривать к конструкциям опор.
Допускается не оборудовать сухотрубами участки мостовых сооружений с высотой расположения проезжей части относительно уровня земли не более 10 м и протяженностью не более 200 м.
Допускается также не оборудовать сухотрубами участки мостовых сооружений протяженностью более 200 м с высотой расположения проезжей части относительно уровня земли не более 10 м, обеспеченные возможностью двухстороннего подъезда пожарных автомобилей.
10.7 Для мостовых сооружений с использованием стальных и сталежелезобетонных конструкций следует выполнять систему водяного орошения стальных конструкций с разводкой трубопроводов от сухотрубов.
Систему орошения допускается не устраивать в обоснованных случаях, когда время прибытия подразделений пожарной охраны и начала орошения конструкций менее значения времени теплового воздействия, соответствующего фактическому пределу огнестойкости конструкций, либо при выполнении конструктивной огнезащиты.
Требования по противопожарной защите подэстакадных пространств
Общие требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям сооружений подэстакадных пространств
10.8 Проектирование сооружений и помещений различного назначения в подэстакадном пространстве должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил.
10.9 Сооружения подэстакадных пространств, использующие конструкции мостовых сооружений, по пределам огнестойкости строительных конструкций должны отвечать, как правило, требованиям, предъявляемым к зданиям и сооружениям I степени огнестойкости по СНиП 21-01-97*. Для сооружений подэстакадных пространств, выполненных на собственных несущих конструкциях, не зависимых от несущих конструкций мостового сооружения, пределы огнестойкости строительных конструкций допускается предусматривать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к зданиям и сооружениям II степени огнестойкости по СНиП 21-01-97*.
10.10 Для сооружений подэстакадного пространства через каждые 300 м, как правило, следует предусматривать сквозные проезды шириной не менее 3.5 м, высотой не менее 4.25 м для проезда пожарных автомобилей, а между ближайшими проездами - не менее одного сквозного прохода шириной не менее 1.2 м.
10.11 Участки различной функциональной пожарной опасности эксплуатируемых подэстакадных пространств следует выделять в противопожарные отсеки с противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа по СНиП 21-01-97*.
10.12 Для комплекса, состоящего из помещений и сооружений различного функционального назначения, как правило, следует предусматривать устройство единого диспетчерского пункта. Указанные пункты следует размещать, как правило, на первом этаже у наружной стены, в помещении, отделенном от примыкающих помещений противопожарными преградами с пределами огнестойкости не менее EI 45, имеющем выход непосредственно наружу, оборудованном городской телефонной связью и выводом сигнала о пожаре по радиоканалу на ЦУС ("01") Государственной противопожарной службы.
Организация диспетчерской службы должна предусматривать постоянное круглосуточное присутствие людей.
Автостоянки
10.13 Не допускается устройство обособленных боксов и сетчатых ограждений для выделения мест хранения легковых автомобилей в следующих случаях:
для автостоянок, использующих конструкции мостовых сооружений;
для верхних ярусов автостоянок независимо от их конструктивного исполнения.